Для глубокого и содержательного исследования основных вех в развитии местного самоуправления, его места в политической системе российского общества в первую очередь необходимо раскрыть сущность и содержание этого понятия. Вопрос терминологии — далеко не праздный, особенно когда речь идет о государственной стратегии. От реального содержания «местное самоуправление» [3], в конечном счете, зависит объем социальной энергии, «осваиваемой» реальным механизмом, стоящим за этим термином.
Сам термин «самоуправление» полисемантичен: не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами трактуется по-разному.
Термин «самоуправление» появился в Англии в конце XVII в. После английской революции и отражал прежде всего состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников.
В ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление — это «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [1]. Данное определение законодательно закреплено на уровне Федерального закона № 131 — ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории [2]. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [1].
Россия всегда тяготела к заимствованию и использованию зарубежного опыта. Не стало исключения и отношение к местному самоуправлению.
Краткая характеристика зарубежных моделей показывает, что в рамках англосаксонской (английской), наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признается четвертая власть — местная (муниципальная, коммунальная, общинная). На основании европейской континентальной (французской) модели органы местного самоуправления не является органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность. Существует смешанная модель, когда местное самоуправление сходно как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладает специфическими чертами. В основе советской модели лежит отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия представительных органов (советов) на соответствующей территории. Если говорить о России, то исторический опыт свидетельствует, что здесь практически не существовало местного самоуправления в чистом виде, оно взаимодействовало с государством путем сочетания функций и полномочий и контролировалось государственной властью.
В. А. Сивицкий считает, что «Статья 12 Конституции РФ о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти» возникла по тонким политико-психологическим соображениям, чтобы дать понять, что местное самоуправление — это нечто такое, во что государству не следует вмешиваться. Хотя все прекрасно понимают, что на самом деле — это государственная власть [3].
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.
На основании Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. Местное самоуправление создано на всей территории Росии, во всех поселениях с населением не менее 1000 человек. В ходе реформы в 27 тыс. сельских поселениях и во всех городских поселениях появилось местное самоуправление. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.
В Российской Федерации существуют 7 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
– муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
– сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
– городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
– городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями
– внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований:
– городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
– внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].
Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003–2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.
Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, помогают понять сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они же выступают и в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны это главная цель создания системы местного самоуправления. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов — основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.
Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.
Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать, как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.
Таким образом, отношения представительного органа, главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования могут рассматриваться в контексте разделения властей, характерно для федерального и регионального уровня государственной власти.
Литература:
- Европейская хартия местного самоуправления // Соб. Законодательства РФ. — 1998. − № 36.
- Козлова Е. И. Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 3-е. — М.: Норма, 2007. — 592 с. — (519). — ISBN 978–5-468–00130–1.
- Мокрый В. С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. — 2002. − № 10