Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.10.2018

Статья просмотрена: 5831 раз

Библиографическое описание:

Дуреева, Т. В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста / Т. В. Дуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53406/ (дата обращения: 16.11.2024).



Что означает понятие готовность человека, в чем его сущность в самом широком смысле этого слова? Мы часто говорим про себя: «Я готов к тому-то или к чему-то» либо «Я не готов» или «Я пока не готов». Но какой смысл при этом мы вкладываем в это понятие? На первый взгляд здесь вроде все понятно, человек готов или не готов совершить какое-то действо, выполнить определенную работу, сдать экзамен, участвовать в спортивных соревнованиях, в военных операциях и т. д. Следовательно, существуют некие критерии объективного или субъективного т. е. психического характера, по которым мы судим о своей или чужой готовности к определенным действиям. Иногда мы говорим: «Я чувствую, что готов/не готов». То есть понятие готовности исходит от внутреннего, психического состояния человека, его убежденности, внутренней оценки соответствия решаемых задач, личностным целям (амбициям), своим возможностям, да и своему мироощущению в целом, так называемой философии жизни. И это психологическое ощущение не всегда коррелирует с уровнем профессиональной подготовки. Так, например, человек по своему багажу знаний и практической подготовки может вполне соответствовать требованиям профессии, но психологически может быть не уверен в успешности и в полезности для себя этой профессиональной деятельности, т. е. профессионального выбора. В этом случае мы можем наблюдать созерцательную (пассивную) позицию человека в профессии и как предельное состояние — уход его из профессии, несмотря на потраченное время, силы и средства на профессиональную подготовку в учебных заведениях. И наоборот, порой бывает и так, что человек по объективным критериям не готов к данной профессии, но, в силу личностной амбициозности, чрезвычайной мотивации, он на психическом уровне не только уверен в своем профессиональном выборе, но и ставит перед собой амбициозные цели в этой профессии (успех, признание, карьерный рост, известность, материальные благо и др.) и будет делать все возможное для достижения своих амбициозных целей. И зачастую он преуспевает в профессии и добивается поставленных целей. Но в случае неудачи, краха личных амбиций, может наступить серьезный психологический кризис и человек может «сломаться» и уйти из профессии, т. е. поменять свою профессиональную направленность. Крайний вариант такой психологической готовности — это фанатизм в профессии, когда для достижения своих амбициозных целей жертвуется всем остальным (семьей, друзьями, мнением коллег, а порой благополучием, карьерой и т. д.).

Следовательно, в зависимости от результатов нашего внутреннего анализа и интегративной оценки своих возможностей, целей, задач, мотивации, внутреннего самоощущения на психическом уровне, мы предпринимаем те или иные действия: активно действуем в случае готовности, откладываем действия для дополнительной подготовки или поиска дополнительной мотивации, или отказываемся от этих действий полностью, т. е. меняем свой профессиональный выбор, свою профессиональную направленность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в готовности человека к профессиональной деятельности и достижения успехов в профессии, центральное место занимает психологическое самооценка своей готовности к профессии, видение себя в той или иной профессии, оценка своих физических, интеллектуальных и психических возможностей, наличия наиболее важных, основополагающих качеств, т. е. идеальной модели, востребованных этой профессией.

Понятие готовности специалиста к своей профессиональной деятельности многоплановое и в научной литературе определяется по-разному. Многочисленность исследований в этой области и разнообразие научных подходов к проблеме в целом и ее аспектам, определили различные толкования данного термина. Тем не менее в педагогической и психологической научной литературе существует два самых общих значений понятия готовности:

a) положительное отношение, направленность, согласие на ту или иную деятельность;

b) интегративное состояние, способствующее эффективному выполнению деятельности.

Но данные утверждения, по сути, определяют лишь внешние контуры, некую философскую оболочку данного понятия и не отражают его внутренней структуры. Что означает иметь положительное отношение к профессии? Можно как угодно, в полоть до фанатизма любить ту или иную профессию, быть согласным на нее, но не быть готовым к ней практически. Здесь, кроме готовности в психологическом плане нужно в первую очередь быть физически и умственно годным к данной профессии (в данном случае мы говорим о профпригодности). Человек готов сделать тот или иной профессиональный выбор, но он по своим объективным данных может не соответствовать этому выбору. Для педагога кроме явных физических ограничений это могут быть дефекты речи, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, грубость, вспыльчивость, несобранность, нервные срывы, невосприимчивость к обучению, слабая память и т. д. Таким образом, первой стадией формирования профессиональной готовности является профессиональная пригодность.

Во-вторых — это профессиональная подготовленность. Человек должен иметь определенный багаж знаний как в общеобразовательном плане, так и в конкретной профессиональной сфере, т. е. обладать так называемой бипрофессиональностью. Но и этого явно недостаточно. Можно хорошо знать предмет преподавания и но не иметь практических навыков в работе и тогда все ваши теоретические знания обесценятся в глазах студентов. Следовательно, педагог, как специалист должен обладать определенными навыками в своей профессии и уметь их предъявлять. В этом случае мы говорим о его профессиональной подготовленности и компетентности.

Третий критерий — это практический опыт, квалификация в профессии, или профессиональная компетентность. И только при наличие теоретических знаний и практических навыков в работе можно судить о профессиональной подготовленности человека.

Четвертым критерием готовности является личностная мотивация. Можно иметь и багаж знаний, умений и навыков в работе, т. е. быть профессионально-подготовленным, но не иметь стимулов к профессии. И в этом случае мы говорим, что человек должен быть мотивирован к профессиональной деятельности, т. е. должны существовать определенные стимулы, жизненные ценности, ради которых человек идет в профессию. Это может быть как и материальные так и духовные, т. е. психические стимулы, в том числе такие как: любовь к профессии, традиции семьи, чувство долга, признание общества и карьера. т. е. удовлетворение личностного тщеславия, профессиональных амбиций и др.

Рассматривая роль мотивации в профессиональном становлении нельзя обойти вниманием демотивирующие факторы, девальвирующие элементы мотивации в процессах формирования профессиональной готовности. К таким факторам относятся: бытовая неустроенность, семейные проблемы, низкий уровень заработной платы, отсутствие перспектив в карьерном и профессиональном росте, негативная атмосфера в коллективе, имиджевые факторы и т. д. При полной девальвации мотивационных факторов человек теряется в профессии, занимает пассивную позицию или уходит из нее, меняет свою профессиональность. Сегодня есть много примеров тому, что некогда в прошлом хорошие педагоги работают менеджерами, торговыми и банковскими работниками, программистами, страховыми агентами, контролерами или рабочими различных профессий. Иногда молодые специалисты по окончанию учебного заведения сразу устраиваются на работу не по специальности, хотя в учебном заведении подавали надежды на лучшее. Это говорит о том, что демотивирующие факторы и в первую очередь социально бытовые и имиджевые, играют существенную как в формировании профессиональной готовности, так и профессиональной направленности в целом. Таким образом демотивирующий компонент займёт структуре профессиональной готовности пятую строчку.

Шестым критерием профессиональной готовности, является такое понятие как профессиональное призвание. Человек имеет профессиональное призвание — это значит, что человек по своему мироощущению, своей философии жизни и своим личностным качествам в определенной степени соответствует идеальной модели профессии, т. е. своему профессиональному выбору, и тогда его профессиональная деятельность будет успешной. В отличие от профессиональной направленности личности, которая в целом формируется по воздействие внешних факторов, профессиональное призвание имеет генные истоки, и могут проявляться уже в раннем возрасте. Например, мы, часто судя о человеке, его способностях говорим: «Он прирожденный педагог, артист, военный, художник, оратор и т. д».. И это призвание, со временем под влиянием внешних факторов, может развиваться в профессиональную направленность личности.

Седьмым критерием в оценке профессиональной готовности, являются профессионально важные качества личности в профессии, иногда их обобщенно называют талантом. Для музыканта — это музыкальный слух, для художника — это умение рисовать, для военного летчика отменное физическое здоровье, реакция и психологическая уравновешенность, для программиста -логическое мышление, хорошая память, для ученого -аналитический ум, для педагога– это в первую очередь любовь к своей профессии, любовь к детям, умение передавать свои знания, терпение, психологическая уравновешенность, доброжелательность, отзывчивость, умение слушать других людей, организовывать свой труд и учебный процесс в целом, знание психологии, выдержка, собранность, способность владеть речью, коммуникабельность. восприимчивость знаниям, готовность саморазвитию и др. Без этого человеку трудно будет в профессии, не смотря на весь набор мотивационных установок и профессиональную подготовленность.

Восьмой критерий готовности — это профессиональная направленность личности. Образно говоря, под профессиональной направленностью личности понимается вся совокупность профессиональных, личностных и психологических качеств, целевых установок и жизненное кредо, направленное на бесспорное восприятие профессионального выбора. Таким образом профессиональная направленность является интегративным критерием или компонентой готовности к профессиональной деятельности в целом, включающей в себя понимание своих жизненных целей и своих возможностей (физических, умственных, психических и т. д.) в выбранной профессии.

Девятый компонент готовности — это операционная компонента. Операциональная сфера по мнению ряда ученых включает конструктивный компонент (планирование деятельности), организаторский компонент (реализация деятельности), когнитивный компонент (условие интеллектуальной составляющей деятельности) и коммуникативный компонент (условие коммуникативной составляющей деятельности).

В рамках операциональной сферы можно отдельно выделить психо-организаторскую компоненту как необходимое условие не только для успешной самоорганизации своей профессиональной деятельности, но и для организации учебного процесса и воспитательной роботы с учащимися. Специалист-педагог, а именно эту категорию профессионалов мы рассматриваем, должен уметь организовывать и свою работу, и учебный процесс в целом. Таким образом выявление и развитие таких организаторских способностей, т. е. психо-конструктивного начала также должно быть в цель профессиональной подготовки молодого специалиста. Следовательно, психо-конструктивный элемент, в составе операциональной сферы является десятым компонентом структуры психологической готовности к профессиональной деятельности.

Таким образом сформировался некий набор из десяти критериев (компонентов), по которым, можно судить о степени готовности или неготовности специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности.

Но достаточно ли данных критериев для того, чтобы оценить степень готовности специалиста к успешной деятельности в выбранной профессии, к его профессиональному развитию? Ведь даже при наличие всех вышеперечисленных компонентов, человек может как говориться потеряться в профессии, т. е. затормозиться в своем профессиональном развитии и постепенно деградировать как профессионал. В жизни мы встречаем много примеров, когда есть в профессии педагога выдающиеся личности, авторитеты, уважаемые как среди учащихся, так и среди коллег по работе, педагогического сообщества. Но и есть так называемые середнячки, которые даже при хорошем знании предмета и наличие мотивационных установок не стремятся к своему развитию, удовлетворяясь достигнутым уровнем. Следовательно, у человека должны быть еще некие качества, которые подталкивают его к развитию, мобилизуя все его психофизиологические качества. Многие исследователи феномена готовности говорят о мотивации, как о движителе в профессиональном развитии. Но одной созерцательной мотивации здесь явно недостаточно. Можно сколь угодно любить свою профессию педагога, любить детей, свой предмет, но не стремиться к своему развитию. И в то же время есть категория целеустремленных и деятельных людей, которые стремятся к завышенным целям и достигают высоких уровней профессионализма, так называемого профессионального мастерства. В этом случае мы говорим о тщеславных или амбициозных личностей. Неудовлетворенность личностных амбиций, т. е. несовпадением целей и положения в профессии, при наличие определенных потенциальных возможности личности, как в профессиональной подготовке, так и в психическом плане, на наш взгляд, и, является тем внутренним движителем, мобилизующей и конструктивной силой, которая и обеспечивает развитие личности в профессиональном плане в продвижении к амбициозным целям. Эта неудовлетворённость или противоречия между нынешним положением личности в профессии и в обществе в целом и целевыми установками: «Я хочу быть» и «Я могу быть» при определенных условиях (как внутреннего, психического плана, так и внешнего) могут приобретать форму диалектических и являться источником профессионального развития, как и всего прочего развития в нашем мире. Исходя из законов диалектики, развитие в профессии также идет по спирали, т. е. постепенное накопление количественных изменений (знания, опыт, навыки) приводят к качественным изменениям в уровне профессионализма. При этом меняются профессиональные целеустановки, повышается уровень амбиций, и процесс развития идет на очередной виток профессиональной спирали. Это и есть диалектика профессионального развития. Таким образом личностные амбиции как составная часть мотивационной сферы деятельности человека, является одиннадцатой компонентой в нашей структуре профессиональной готовности.

Субъективная оценка личности своей готовности к конкретной профессиональной деятельности осуществляется с учетом таких критериев (компонентов) как:

  1. профессиональная пригодность, как отсутствие противопоказаний к професссии;
  2. профессиональная подготовленность, как набор специальных теоретические знаний, практического опыта и навыков;
  3. профессиональная компетентность, как способность решать поставленные задачи в профессии (в педагогике -бесспорное знание своего предмета);
  4. личностная мотивация (факторы, обеспечивающие выбор и становление в профессии и движение в профессиональном развитии);
  5. демотивирующие факторы (факторы, создающие негативное восприятие выбранной профессии);
  6. профессиональное призвание (прирожденные или привитые воспитанием качества, необходимо важные для выбора той или иной профессии);
  7. профессионально важные качества личности (определенные качества/свойства личности, обеспечивающие успешное существование человека в профессии)
  8. профессиональная направленность, как интеграционная компонента, характеризующая профессиональный вектор развития личности;
  9. операциональная сфера (интегративная компонента анализа, планирования и реализации профессиональной направленности);
  10. Организаторские качества (психо-конструктивная компонента);
  11. Личная амбициозность в составе мотивационного компонента, как необходимое качество, обеспечивающее движение в профессиональном развитии личности.

Таблица 1

Структура личностной оценки готовности кпрофессиональной деятельности педагога

Критерий (компонента)

Сущность

Годен

Не годен

1

Профпригодность

Нет противопоказаний к профессии

Есть противопоказания к профессии: дефекты речи. вспыльчивость, раздражительность, психическая неуравновешенность слабое восприятие знаний, некоммуникабельность и др.

2

Профподотовленность

Теоретически подготовлен, есть навыки и опыт работы педагога

Теоретически не готов, слабые знания, отсутствие навыков и опыта работы педагогом

3

Компетентность

В достаточной степени для самостоятельной работы

Отсутствует

4

Мотивация

Есть достаточная мотивация к работе педагогом: любовь к профессии, к детям, традиции семьи, престиж профессии, личностные амбиции (профессиональный рост, карьера, известность, признание коллег и общества, материальные благо и др.)

Нет достаточной мотивации к профессии, отсутствуют амбициозные цели

5

Демотивация

Демативационные факторы незначительные. Мотивационные установки превалируют

Демативационные факторы превалируют над мотивацией

6

Призвание

Проявляется явно в профессиональной деятельности

Нет

7

Важно-необходимые качества

Есть наиболее важные качества в профессии (профессиональная направленность личности): Любовь к профессии, к детям, коммуникабельность, умение передавать свои знания, восприимчивость к обучению

Наиболее важные качества личности для профессии педагога отсутствуют

8

Профессиональная направленность

Сформировано устойчивое стремление к профессии

Не выявлено

9

Операциональная сфера

Достаточно развита для реализации профессиональной направленности

Слабо выражены

10

Психо-конструктивный компонент в составе

операциональной сферы

Присутствует в достаточной мере для самоорганизации и проецирования во вне

Не выявлены

11

Личная амбициозность в составе мотивационного компонента

Присутствует в адекватной форме

Не выявлены

Краткий, реферативный анализ проблемы формирования готовности к профессиональной деятельности показал многоплановость подходов к исследованию данного феномена и его семантического содержания.

Понимая природу и структуру понятия готовности к профессиональной деятельности, вычленяя наиболее важные и необходимы качества личности человека в той или иной профессии, определяя мотивирующие и мобилизующие факторы к профессиональному развитию можно воздействовать на учащихся, закладывая в их сознание определенные целевые установки с целью их устойчивого становления и развития в выбранной профессии, т. е. в развитии профессиональной направленности от простой профессионально подготовленности в высокому уровню профессионализма или профессионального мастерства.

Литература:

  1. Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоро-вье, эффективность [Текст]: материалы VII междунар. научно-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. — М.: ПИ РАО; МГППУ, 2011. — 282 с.
  2. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. … канд. Психол. Наук: 19.00.13 / Дмитриева Ольга Борисовна. — М., 1997. — 188 с.
  3. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В. Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. — 2012. — № 6. — С. 117–121.
  4. Тарасюк, О. В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / О. В. Тарасюк, С. Н. Копылов // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 12. — С. 9–10.
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, профессиональная деятельность, профессиональная направленность, профессиональная готовность, профессиональное развитие, операциональная сфера, профессиональный выбор, профессиональная направленность личности, профессиональная подготовка, профессиональная подготовленность.


Задать вопрос