Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.10.2018

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Хижняк, О. В. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр / О. В. Хижняк, А. А. Пастухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53409/ (дата обращения: 17.10.2024).



В период дошкольного детства у человека закладываются основы соматического и психологического здоровья, физической и двигательной подготовленности. Необходимо отметить, что хорошее здоровье, приобретённое в дошкольном возрасте, становится фундаментом общего развития человека в течение всей жизни. Ни в какой другой временной отрезок жизни физическое развитие не связано так тесно с воспитанием, как первые шесть лет. [5, 9 с.] Одним из важнейших средств в решении основных задач физического воспитания и развития можно назвать использование подвижных игр в повседневной жизни ребёнка. Как сказал Василий Александрович Сухомлинский «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». [2, 4 с.] Особое место в ряду разнообразных игр занимают народные подвижные игры. Их преимущество состоит в том, что они доступны для людей разных возрастов, отличаются большим разнообразием и являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Народные игры позволяют включаться в единое действие и детям, и взрослым, формируя таким образом, взаимоотношения между ними. Народные подвижные игры хороши ещё и тем, что не только способствуют развитию физических качеств, но и влияют на становление ума, характера, воли, формируют нравственные чувства, создают определенный духовный настрой и эмоционально-положительную базу для развития патриотических чувств. Кроме того, игры содержат в себе много юмора, шуток и соревновательного задора. Наличие последнего предоставляет возможность использовать народные подвижные игры как средство для подготовки дошкольников к спортивным играм.

Разберём на конкретных примерах влияние народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению уточнению представлений об окружающем мире. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Бояре», «Царь Горох», «Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки». Они дают представление о жизненном укладе, обрядовых праздниках, о том, что когда-то их предки участвовали в битвах и военных походах, занимались скотоводством, обрабатывали землю.

Народные игры содержат много познавательного материала, оказывающего влияние на расширение сенсорной сферы ребенка, развитию мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, быструю и правильную реакцию, потому что только скорость действий дает благоприятный результат, что прослеживается в таких играх как «Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др. [3, 37 с.]

Правила народной игры оказывают воспитательное воздействие, они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они создают такие условия, в рамках которых ребенок вынужден проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, ловкости и сообразительности, умения ориентироваться в пространстве, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости.

В процессе участия в народных играх ребенок развивается физически, что объясняется характерной особенностью русских народных игр — движения в содержании игры: бег, прыжки, приседания, броски, ловля и передача мяча и т. п. [2, 64 с.] Эти двигательные действия следуют из сюжета игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры. Например, в лапте самого ловкого и хорошо ловящего мяч игрока, ставят в поле возле линии, а самый меткий становится капитаном команды и получает дополнительный удар.

Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общими из них являются:

– соответствие игр образу жизни людей в целом, их психическому складу, уровню культуры, традициям;

– соответствие сложности сюжета и содержания игры уровню развития, знаний, умений и навыков, физической подготовке дошкольников и их возрасту;

– соответствие игры задачам воспитания, образования и развития детей в образовательном учреждении и условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса. [3, 49 с.]

Применение народных игр открывает перед педагогами большие возможности в решении задач развития физических качеств, ловкости, быстроты и выполнении разнообразных двигательных задач.

В своей работе мы активно используем народные подвижные игры различные по содержанию, тематике и организации. Подбирая игру, прежде всего мы отталкиваемся от программы нашего детского сада, так как программные требования являются основными критериями. В основном мы используем игры нашего региона. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Обязательно учитываем погодные и территориальные условия. Так, например, игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль стараемся проводить на большой территории, вне помещения. Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры большой подвижности целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовала деятельность со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые. Подвижную игру проводим со всей группой детей и повторяем при необходимости 3–5 раз. При организации уже известных детям игр, мы стараемся предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать о правилах и содержании игры. При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое объяснение ее содержания (отдельные элементы можно показать и даже проиграть). После объяснения мы сразу переходим к практике, чтобы по ходу игры уточнить то, что недостаточно хорошо поняли или запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка действий детей и их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры правильнее всего привлекать детей, чтобы формировать у них умение оценивать свое поведение и поступки товарищей. Такой прием будет способствовать более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. [1, 539 с.] На прогулке проводим подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности, чтобы дети не уставали от только активных или только пассивных игр.

Большое место проведению народных подвижных игр отводим на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении тематических недель, народных праздниках: «Масленица», «Золотая осень», «Рождество» и многих других, которые проводятся в нетрадиционной форме. На данных праздниках родители являются активными участниками народных игр. «Солнце и месяц», «Горелки», «Непоседа воробей», «Чучело», «Третий лишний» и другие игры позволяют детям совместно с родителями погрузиться в мир далекого прошлого и познакомится с традициями родного края. Очень важно создать интерес к новой игре, тем самым придать целенаправленность игровым действиям. Для этого используем разнообразные приемы: внесение национальной атрибутики, решение проблемных ситуаций. После чего переходим к краткому, понятному, эмоционально окрашенному объяснению игры: даем название, замысел, краткое содержание, выделяем и подчеркиваем правила, напоминаем необходимые движения, распределяем роли, при необходимости раздаем атрибуты, размещаем играющих на площадке и начинаем игровые действия с последующим руководством. По мере накопления детьми двигательного опыта игры усложняются, становятся более интересными и увлекательными. Это прослеживается в активном использовании народных игр в самостоятельной двигательной деятельности детей. Популярность таких русских народных игр, как «Лапта», «Городки», «Салки», «Чижик», «Кашевары», «Народный мяч», «Невод», «Охотники и утки», «Бабки», «Перетягивание каната», «Кошки-мышки», «Горелки», должна использоваться в качестве средства привлечения дошкольников к регулярным занятиям физической культурой, способствовать сохранению культурного наследия русского народа.

Таким образом, результаты нашей работы позволяют говорить что народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время. Они в разных формах физкультурно-оздоровительной работы помогают эффективно решать образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, направленные на формирование разносторонне развитой личности, укрепляют здоровье, способствуют правильному физическому развитию; помогают овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками, развивать физические качества.

Литература:

  1. Гарбуз, Г. Е. Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний период // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 537–540. — URL https://moluch.ru/archive/147/41187/ (дата обращения: 25.09.2018).
  2. Кенеман, А.В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры / А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. — М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
  3. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова; под ред. Л. В. Руссковой. — М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
  4. Пугачева, Н. В. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста / Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 168 с.
  5. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, содержание игры, воспитательное воздействие, действие, дошкольный возраст, окружающий мир, подвижная игра, развитие детей, ход игры.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Задать вопрос