Справедливость как основной принцип в общественно-правовых взаимоотношениях в представлении тюркских средневековых утопистов-гуманистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Маликов, Г. Р. Справедливость как основной принцип в общественно-правовых взаимоотношениях в представлении тюркских средневековых утопистов-гуманистов / Г. Р. Маликов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 1. — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2281/ (дата обращения: 16.11.2024).

В правовой теории выделяются два понятия справедливости. Во-первых, раскрывается как характерная черта личности, относящаяся к четырем добродетелям наряду с рассудительностью, мужеством и разумом. Во-вторых, справедливость в социальных институтах воспитания (семья, общество, школа), а также политическая справедливость в области права, государства и политики, если первое определение относится к субъективной, то второе относится к объективной справедливости.

Обоснование критерия справедливости основывается на представлениях о природе человека, об основной политической цели и идеале государственного устройства. Концепции справедливости содержат в себе образ самосовершенствующегося гражданина государства. Он характеризуется определенными достоинствами, автономностью, разумом, способностью к самоограничению. В конечном результате принцип справедливости в обществе должен обеспечить благоприятные условия для развития и самореализации личности, ее свободу и равенство.

Какова же структура личностной, социальной и политической справедливости?

Справедливость как свойство личности выступает в тех случаях, когда ее правильно понимают. Рассудительно поступают люди, приносящие пользу. Правда, иногда можно не осознавать степень причиненного вреда или принесенной пользы. Например, во врачебном искусстве. Однако и то и другое не мешает убежденности в собственной правоте, т.к. в любом случае свою рассудительность люди рассудительные осознают.

Знание самого себя и есть рассудительность. Если мы это утверждаем, то следует выяснить, что достойного упоминания и прекрасного дает нам рассудительность, будучи наукой о себе. Рассудительность способствует занятию полезным делом.

Что касается мужества, то это одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество – это этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ мужеству дал Аристотель. По его мнению, мужество есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. Мужество означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество». В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. Мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение соотнесены друг с другом. Мужество можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда – представление о нем как мужской добродетели. Хотя мужество представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее, оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль.

Разум – это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.

Разум, интеллект обычно связывают со способностью человека мыслить, понимать, различать, находить выход из трудных ситуаций, а также с сообразительностью, изобретательностью, уменьем предвидеть будущие события. С появлением кибернетики делаются попытки создания искусственного, компьютерного интеллекта.

В последнее время разработаны системы количественной оценки интеллекта, так называемые IQ. Но и здесь не все удачно. Выясняется, например, что признанный гений по этим системам может получить меньше баллов, чем средний, но тренированный человек. Причина всех этих неудач, вероятно, одна: нет четкой формулировки понятия интеллект, нет глубокого понимания сути этого феномена.

Цель разума у человека такая же, как у животных: чтобы выжить, чтобы стабилизировать свое существование. Какой бы умственной деятельностью ни занимался человек, его цель одна и та же: лучше понимать мир, чтобы защититься от его опасностей, сделать себе имя и достичь стабильной жизни. Еще один качественный скачок совершила инерция с появлением разума. Разумное существо пользуется дополнительно к теплокровности одеждой, жилищем, огнем, вентилятором, кондиционером и т.д.

Проблема социальной справедливости тесно связана с проблемой равенства и неравенства людей в конкретных исторических условиях. Иногда можно встретить утверждение, что справедливость есть не что иное, как последовательно проведенное равенство. И это мнение не случайно, оно исторически обусловлено. Притча гласит, что в душе человека первобытным каменным топором была высечена нестираемая запись: «все поровну». Однако желание отличиться, выделиться, получить больше тоже свойственно человеческой натуре. Сложно организованное общество, основанное на разделении труда и социальной иерархии, порождает моральные представления, которые санкционируют неравенство людей, вытекающее из различий между ними. Противоречивое соотношение равенства и неравенства составляет сердцевину исторически меняющихся концепций справедливости.

Политическая справедливость ассоциируется с политическим правом и свободой. Это и есть группа основных конституционных прав и свобод граждан, предоставляющая гражданам государства возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы охватывают: право на участие в управлении обществом и государством; избирательные права;  право на объединение;  свободу собраний и манифестаций;  свободу информации;  право петиций и т.д.

Таким образом, справедливость как понятие и общественное явление представляет собой сложную систему, составляющие части которой дополняют друг друга и выступают единым фронтом.

Принципу справедливости тюркская общественно-правовая мысль обращает самое пристальное внимание. Главным представителем средневекового тюркского просветительства является Юсуф Баласагуни (XI в.). В своей знаменитой поэме «Кут адгу билик» («Благодатное счастье») он раскрыл основы справедливости как в государственном строительстве, так и отдельных его граждан.

Каждый герой поэмы обладает определенными качествами. Правитель Кюнтогды наделен качествами справедливости и правды. Его имя в переводе означает «дневное светило». Поэт своего героя сравнивает с Солнцем. Солнце дарит людям тепло, а Кюнтогды – справедливость; от тепла Солнца повсюду распускаются цветы, от справедливых деяний правителя цветут даже камни; лучи Солнца падают и достойным и дурным одинаково, а справедливостью правителя как благо пользуются все граждане государства.

Справедливость Кюнтогды связана с его умом и мудростью. Эти качества дали ему возможность править государством в течение долгого времени. Все это принесло ему славу и знаменитость во всем мире. Его правдивость сочетается прямотой и строгостью в решении задач государственного значения. Он властитель высокодуховный и скор в принятии справедливых решений. Недостойные люди общества принимали его за огонь, а противники его сильно боялись. Справедливость Кюнтогды дала возможность вершить дела без страха, решительно, что поднимало его рейтинг в обществе день за днем.

Справедливость Кюнтогды сочетается с нравственными началами в личности. Он светил людям жизнь подобно Солнцу и Луне. Его величие как государственного правителя заключается еще и в том, что он не только сам владел справедливостью и правдивостью, но и притягивал себе подобных к принятию государственно важных решений. Об этом Ю.Баласагуни пишет так:

Всех мудрых к себе он призвал на порог,

Всех умных возвысил и к делу привлек.

Стекались к нему все владыки земли –

Мужи, что умом всех других превзошли.

Кюнтогды опирался в правлении на умных и мудрых людей, на их знания. Он руководствовался народной мудростью «Две головы лучше одной». Его сподвижники должны соответствовать определенным требованиям: быть мудрыми, разумными, исполнительными, сообразительными и справедливыми. По этому поводу в своем лирическом отступлении Ю. Баласагуни отмечает, что во всех делах нужны сподвижники и знатоки дела, иначе задумка может погибнуть в зародыше посреди повседневных забот и тревог.

У правителя Кюнтогды не только дела вершатся справедливо, но и наказания справедливые. Негодных людей он отстранял от дел и отправлял на покой.

Справедливость требует от человека внимания и зоркости, которые необходимы для правления государством. Эту мысль Ю. Баласагуни подкрепляет народной пословицей: «Опасливой зоркости – честь и хвала, беспечность к погибели многих вела!»

В государственных делах, советует поэт, нужен зоркий расчет. Самоуверенность мешает во многих делах, такие правители быстро погибают, будучи врасплох застигнутыми врагами. Справедливость в государстве Кюнтогды привела к расцветанию страны, люди зажили богато и были довольны, они не знали зла.

Благодаря своей справедливости, правитель Кюнтогды заслужил всенародную любовь и хвалу. Перед его заслугами вынуждены были кланяться и его враги. Люди искали в его лице социальную защиту, возлагали большие надежды на будущее. Слова мудреца, написанные пером Ю. Баласагуни, гласят по этому поводу следующее:

«Величье и власть достохвальны стократ,

Когда они правду и право вершат.

Власть бека достойна великих похвал,

Но лучше – закон, что во благо он дал.

Сколь благостен в доброе время народ,

Когда властелин справедливость блюдет!

Сколь благостно доброе имя: оно

Как вечное счастье навеки дано!

И счастлив достойный властитель, пойми,

Когда человечно он правит людьми».

Здесь будет уместно отметить, что справедливость связана еще со счастьем. Счастье обеспечивается добротой правителя, в результате управления государством, опираясь на справедливость и законность. В руках доброго и правдивого правителя одаривать подвластных ему людей счастьем. Идея всеобщего счастья, выдвинутая Ю.Баласагуни, дала возможность причислять его к отряду средневековых гуманистов-утопистов. Мысль «в дружбе с ягненком жил волк-живоглот» в разных значениях и в прямом калькировании отразилась в произведениях таких последующих просветителей, как Кул Гали, Мухаммедьяр и др. Правовой ценностью у них является то, что справедливость и счастье направлено не для избранных, а для всех граждан общества.

Правитель Кюнтогды о себе на всеуслышание и открыто заявляет, что он знак справедливости, правды и закона. Это три ноги, опоры, три кита, на которых держится его власть. Трехногий предмет прочен, так как все ножки неподвижны и не качаются, а где четыре опоры, там всегда перекос. Перекос со временем переходит в кривизну, а кривизна, в свою очередь, сеет зло. Три опоры, по его мнению, все держат прямо, а прямое ведет к правде. Поэтому именно на три качества опирается правитель Кюнтогды в управлении страной. Эти качества неотделимы друг от друга.

Своего главного героя Ю.Баласагуни характеризует лишь положительными качествами. Основное качество, как было отмечено, это правда, перед которой все неумолимо равны и одинаковы:

По правде вершу все дела я привычно,

А бек или раб предо мной – безразлично.

Вот так характеризует Ю. Баласагуни справедливость своего героя перед обществом. На этом все не ограничивается, справедливость распространяется и на родственников и друзей правителя.

Эти строки также свидетельствуют об утопическом гуманизме средневекового просветителя Ю. Баласагуни. Ценно то, что его произведение адресовано власть имущем с целью воспитания (или перевоспитания) в них вышеперечисленных качеств, чтобы они могли скорректировать свои действия в направлении улучшения социальной жизни народа. Средневековый поэт-просветитель Ю. Баласагуни тем самым проявил и себя справедливым, смелым, подлинно патриотическим гражданином своего общества.

Литература:

1.     Баласагуни Ю. Благодатное знание.- Л.: Сов.писатель, 1990. – 555 с.

2.     Дыльнова  Т. В. Социальная справедливость и социальное неравенство в условиях современной России // Вестник РУДН. – 2005. – № 6–7. – С. 161–168.

3.     Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.

4.     Эстерле О. Что такое разум? [Электронный ресурс] // http://n-t.ru/tp/mr/ctr.htm, свободный.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Справедливость Кюнтогды, Похожая статья, Правитель Кюнтогды, Справедливость Кюнтогды связана, правитель Кюнтогды, Обоснование критерия справедливости, результате принцип справедливости, Баласагуни справедливость, этическая добродетель, преодолении страха, политическая справедливость, Проблема социальной справедливости, понятия справедливости, справедливости тюркская общественно-правовая, качествами справедливости, политической справедливости, справедливость связана, Политическая справедливость, Концепции справедливости, правителя Кюнтогды.


Похожие статьи

Сократ, Платон и тюркский средневековый просветитель Ю. Баласагуни о качествах идеальной личности

Проблема субъекта в философских учениях: от Шеллинга к постмодернизму

Религиозное решение проблемы свободы человека в философии С.Л. Франка

Становление категории «качество» в философии и языке

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности

Методы религиозно-нравственного самосовершенствования в суфизме как пути мистического познания «истины»

Влияние античной философской мысли на представления тюрков о справед-ливости как качестве идеальной средневековой личности

Принцип состязательности – как элемент права на справедливый судебный процесс

Базисные элементы формирования гражданского общества как исторической категории

О роли некоторых видов оценок в тексте аргументативного дискурса

Похожие статьи

Сократ, Платон и тюркский средневековый просветитель Ю. Баласагуни о качествах идеальной личности

Проблема субъекта в философских учениях: от Шеллинга к постмодернизму

Религиозное решение проблемы свободы человека в философии С.Л. Франка

Становление категории «качество» в философии и языке

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности

Методы религиозно-нравственного самосовершенствования в суфизме как пути мистического познания «истины»

Влияние античной философской мысли на представления тюрков о справед-ливости как качестве идеальной средневековой личности

Принцип состязательности – как элемент права на справедливый судебный процесс

Базисные элементы формирования гражданского общества как исторической категории

О роли некоторых видов оценок в тексте аргументативного дискурса

Задать вопрос