В настоящее время мы можем наблюдать процесс серьезной модернизации школьного образования. Связано это с Болонским процессом, в котором характер общества зависит от уровня развития образования, а знания являются двигателями прогресса. Согласно систематизации «Международной стандартной классификации образования» школьное образование является традиционным, первоначальным, формальным и общем [6]. Перечисленные выше термины обозначают то, что школьное образование согласно «Международной стандартной классификации образования» предполагает передачу необходимых для всех основных, базовых знаний и умений в рамках сложившейся традиционной образовательной системы. Главным критерием по эффективности работы школы является ее результат, т.е. уровень воспитанности и качество знаний учеников.
Итак, в последнее десятилетие школьное образование претерпело множество изменений и реформ. Поэтому новое поколение невозможно обучать «по-старому», оно нуждается в новом способе образования, чему сопутствует полная модернизация системы школьного образования. По мнению Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунина, О.Н. Рыжовой модернизация – это «обновление и совершенствование действующей системы образования» [5, с.107]. В процессе модернизации школьного образования происходит переосмысление оценки результатов образования, пересмотра основных понятий, например понятие образованность и подготовленность, переходят в понятия компетентность и компетенция, а способы деятельности в компетентностный подход.
Сегодня компетентностный подход представляется как естественный этап развития отечественной школы и педагогики на пути ее отделения от государственного аппарата и выявления собственных, внутренних смыслов и целей. Компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Следует отметить, что данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и т.д. Иными словами, была предложена идея самостоятельного образовательного результата, наравне со знаниями и умениями, которые только в последнее десятилетие начинают получать свое дальнейшее развитие.
Само понятие компетентностный подход как системно-образовательная и педагогическая категория, вошло в понятийный аппарат педагогики сравнительно недавно (если следовать оценке И.А. Зимней и ее коллег), в последние 5 лет. Вызвано это было, во многом, включением российской системы образования в «Болонское движение» в Европе и принятием западной образовательной терминологии. Очевидно, что для западной образовательной понятийной системы категория компетентностного подхода является естественной, возникшей в последние четыре десятилетия. Русская образовательная традиция для описания образованности и профессионализма предлагает другую систему понятий, в тоже время включающую знаменитую в российской педагогике категориальную модель: знания, умения и навыки. Внедрение термина компетентностный подход обусловило возникновение проблемы своеобразного пересмотра всей категориальной системы педагогики. Иными словами, компетентностный подход в российской педагогике вызывает целый ряд новых толкований и переосмысление его понятийно-методологического аппарата. Многие ученые занимаются исследованием этого подхода в различных сферах его применения в обучении. Существую различные определения данного подхода. Э.Ф. Зеер под компетентностным подходом в образовании понимает «приоритетную ориентацию на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» [3, с.29]. Следовательно, мы можем утверждать, что компетентностный подход предполагает возможность улучшения качества развития системы школьного образования. В понимании А.А. Вербицкого и О.Г. Ларионовой компетентностный подход подразумевает, что «в процессе обучения человек должен приобрести вполне конкретные практико-ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества» [2, с.7], которые помогут ему стать успешным в современном постоянно меняющемся мире. А.И. Субетто справедливо полагает, что интерпретация компетентностного подхода имеет свои ограничения и недостатки и не может рассматриваться как доминирующая для описания качества подготовки учащихся, а может быть только дополнительной. Ограниченность компетентностного подхода состоит в том, что он не может полно и многообразно отразить в себе богатство внутреннего мира человека, «не охватывает собой процесс воспитания и социализации личности как целостность, в частности, механизмы передачи ценностных оснований мироосвоения, отражающих ценностный геном той или иной культуры, формирование культуры личности как качественной целостности» [7, с.29]. По мнению А.И. Субетто, данный подход является ограниченным в своих возможностях и приводит «к отрыву учащихся образовательных учреждений от «корневых», ценностных оснований родной культуры, и фактически ускоряет процесс отчуждения человека от природы, его дальнейшее движение к экологической гибели» [7, с.29]. Исследуемый подход лишь формирует компетентностный формат описания качества человека.
Таким образом, придерживаясь позиции А.И. Субетто, мы можем констатировать, что формирование личности является одной из важнейших задач российского образования в XXI веке, от вариантов решения которой зависит и качество компетентностного подхода.
В настоящее время компетентностный подход в системе школьного образования предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение уделяется умениям, ведь с помощью них, возможно, действовать в новых, а порой и сложных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующих средств. Наша мысль подтверждается в исследовании Д.А. Иванова, который полагает, что в компетентностном подходе «понимание знания как наращивание суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях» [4, с.19]. Таким образом, компетентностный подход является своеобразной направленностью на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоконтроль, становление и развитие личности учащегося и еще многое другое.
На наш взгляд, компетентностный подход, позволяет сосредоточить внимание на результате школьного образования, а в качестве результата рассматривается не объем усвоенной учащимися информации, а их способность действовать в разнообразных трудно решаемых ситуациях.
Авторы А.А. Вербицкий и О.Б. Ермакова полают, что компетентностный подход «как один из главных путей повышения качества школьного образования уверенно занимает позицию ключевой методологии его модернизации» [1, с.12]. Далее, авторы утверждают, что последовательная всеобщая модернизация отечественного образования, его реформирование на компетентностной основе означает необходимый переход к новой образовательной парадигме, поскольку это требует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а именно:
• в целях и результатах обучения и воспитания (от обеспечения усвоения школьниками ЗУНов к формированию базовых социальных и предметных компетенций и компетентностей человека);
• в содержании образования (от совокупности абстрактных теоретических понятий к системным представлениям о мире);
• в педагогической деятельности учителя (от монологичного изложения учебного материала к педагогике творческого сотрудничества и диалога с обучающимися);
• в учебно-познавательной деятельности учащихся (от заучивания материала к творческому сотрудничеству учителя и ученика);
• в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных к инновационным технологиям обучения учащихся);
• в школьной образовательной среде (изменение содержания деятельности учителей, учащихся и администрации школы);
• в отношении с внешней средой, задающий внешний контекст образовательной деятельности школы (отношения в семье, социальное окружение и т.д.);
• в финансовом, материально-техническом, организационном и кадровом обеспечении деятельности системы школьного образования [1, с.12-13]. Получается, что внедрение компетентностного подхода в образование, повлечет за собой целую цепочку изменений во всей системе образования, начиная с содержания образования и заканчивая финансовым обеспечением.
Таким образом, можно говорить о том, что компетентностный подход является важным составляющим всего школьного образования, в том числе и основой в процессе формирования предметной компетенции. Однако, процесс внедрения компетентностного подхода в практику школьного образования идет пока еще медленными темпами. Понятие компетентностное образование часто воспринимается многими учителями как очередное правило по формальному изменению основной цели: вместо всесторонне и гармонично развитой личности – ключевые компетенции или компетентности, что в настоящее время является глубоким заблуждением.
Следовательно, компетентностный подход в системе школьного образования предполагает создание условий для формирования личности, способной к получению и реализации полученных знаний в дальнейшей жизни, а также активное применение форм обучения, использование современных технологий.
Литература:
1. Вербицкий А.А., Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании. // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 12–18.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука. – 2005. – № 3. – С. 27-35.
4. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
5. Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Рыжова О.Н. О модернизации образования в России // Педагогика. – №3. – 2007. – С. 107-116.
6. Международная стандартная классификация образования. Общий обзор. Код доступа: http://www.ucheba.com/met_rus/k_upravobraz/k_normdok/inter_stup.htm (дата обращения: 03.11.2010 г.).
7. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. – СПБ.– М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. – 73 с.