Демографическая ситуация в Российской Федерации является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности, и стала результатом целенаправленной деятельности Президента и Правительства России по принципиально новому подходу к проблеме рождаемости.
В условиях критической демографической ситуации, характеризующейся выраженной депопуляцией большинства регионов Российской Федерации, проблемы репродуктивного здоровья населения приобретают особую значимость [1].
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн. российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, менее 3% семей воспитывают трех и более несовершеннолетних детей, и почти у половины семей несовершеннолетних детей нет.
В мае 2006 года в Обращении Президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному Собранию решение демографических проблем было названо важнейшим национальным приоритетом, а в то время первый вице-премьер Правительства Дмитрий Медведев особо отметил, что «впервые в российской практике вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости».
Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки семей, имеющих детей, осуществляемая с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего – только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство [2].
Размер материнского (семейного) капитала по годам представлен в таблице 1.
Таблица 1
Размер материнского капитала по годам
№ п/п |
Дата |
Размер выплат (дотация) руб. |
Законодательный акт |
1 |
с 1 января 2007 |
250 000 |
256-ФЗ от 29.12.2006 г. |
2 |
с 1 января 2008 |
276 250 |
ч. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г. |
3 |
с 1 января 2009 |
312 162,5 |
ч. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г. |
4 |
с 1 января 2010 |
343 378,8 |
ч. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г. |
5 |
с 1 января 2011 |
365 700 |
241-ФЗ от 28.07.2010 г |
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2006), право на получение материнского (семейного) капитала имеют:
1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года [2]. Материнский (семейный) капитал может быть потрачен только на следующие цели:
- получение образования ребёнком;
- улучшение жилищных условий;
- формирование накопительной части трудовой пенсии.
Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, т.е. реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год заложено 132 млрд. руб. [3].
2 августа 2010 года в законодательство внесены изменения, касающиеся использования средств материнского капитала. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала» вносит изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которыми в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме № 26 будет выдаваться свидетельство о рождении. С этой целью признается утратившим силу абз. 3 п. 2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния». Изменения закона будут распространяться на ситуации, которые возникли после 15 ноября 1997 года. Возможность получения свидетельства о рождении позволяет матерям, потерявшим ребенка на первой неделе жизни, получить сертификат на материнский капитал.
Число родившихся детей за период 2006 – 2010 г.г. представлено в таблице 2.
Таблица 2
Число родившихся детей
№ п/п |
Год |
Число родившихся (тыс.чел.) |
1 |
2006 |
1479,6 |
2 |
2007 |
1610,1 |
3 |
2008 |
1717,5 |
4 |
2009 |
1764,0 |
5 |
2010 |
869 (январь – июнь) |
За период январь – июнь 2010 года родилось более 869 тысяч детей, что на 2,3% больше или на 19569 детей, чем за аналогичный период предыдущего года.
В таблице 3 представлены данные по коэффициенту рождаемости.
Таблица 3
Коэффициент рождаемости
№ п/п |
Год |
Коэффициент рождаемости |
1 |
2006 |
10,4 на 1000 чел. |
2 |
2007 |
11,3 на 1000 чел. |
3 |
2008 |
12,1 на 1000 чел. |
4 |
2009 |
12,4 на 1000 чел. |
5 |
2010 |
12,4 на 1000 чел. (январь – июнь) |
Таким образом, введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.
Литература:
1. Бурдули Г.М. Репродуктивные потери / Г.М. Бурдулми, О.Г. Фролова. – М.: Триада – Х, 1997. – 188 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»