«Еврейский миф» в Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 1628 раз

Библиографическое описание:

Бояринова, П. А. «Еврейский миф» в Японии / П. А. Бояринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2408/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последние несколько десятков лет в Японии набирает свою силу «еврейский миф» о происхождении японцев от потерянных колен Израиля. Сначала этой гипотезой занимались японские евреи и ученые-приверженцы Ниходзинрон (науки о японцах), но в настоящее время она набирает популярность, и все чаще мелькает в японских СМИ.

Занимались ранее и занимаются сейчас этим вопросом как японские исследователи (Авраам Икуро Тесимо, Авраам Котсуджи, Аримасу Кубо, Бен-Ами Шилонни, Исайа Бен-Дасан), так и еврейские, например, исследователь Йосеф Эйдельберг, занимающийся проблемой поиска потерянных колен Израиля и лингвистическими сходствами иврита и японского языка. Поддерживают эту гипотезу раввин Элиягу Авихайль и раввин Марвин Токайро из Токио.

Я также использую несколько статей обобщающего характера Александра Майстрового, который, опираясь на работы перечисленных исследователей, доказывает принадлежность японского этноса к древним исраэлитам. Но стоит изначально рассматривать эти работы с критической точки зрения, потому что автор и во многих своих статьях называет евреев праотцами и других народов (в основном, Азии).

Основными источниками, отражающими распространение этой гипотезы и ее популяризацию, являются различные японские теле-шоу и передачи, посвященные этой тематике. Именно эти источники создают все условия для мифологизации данной гипотезы, превращению ее в сознании широких масс в продукт современного мифотворчества, а не результат научных изысканий.

Согласно этой гипотезе, потерянные колена, кочуя с Запада на Восток, прошли по Шелковому пути, пересекли Поднебесную империю, вышли к Корейскому полуострову, и оттуда перебрались в Японию[1].

Авраам Тесимо ассоциирует племя хада или хата, пришедшее на Японские острова с материка в 3-4 веках н. э., с потерянными коленами Израиля. Племя это в дальнейшем не просто вызывало восхищение высоким относительно японцев того времени уровнем развития и культуры, но и умудрилось породниться с императорской семьей[2]. Дело в том, что никаких достоверных непротиворечивых фактов, подтверждающих это заключение нет. Официально евреи появились в Японии только в конце 19 века, как эмигранты из США и Европы[3].

Потому исследователи используют косвенные доказательства. Дотошные японцы, собирая малейшие сходства между японской и еврейской культурой, действительно набрали поразительное количество таких доказательств.

Еврейский миф в Японии основан на сравнении главных священных текстов каждого народа, опираясь на определенное сходство системы "Танаха" и системы японских мифологически-летописных – сводов "Коздики", "Нихон сёки" и "Манъёсю". Исследования японских евреев в этой части носят более глубокий и точный характер, направленный на поиск и соотнесение мельчайших деталей и совпадений.

От сравнения священных текстов постепенно внимание было перенесено на другие аспекты обеих религиозных систем, как то: строение храмов, проведение праздников и ритуалов, национальную одежду и символику.

Касательно символики, показателен сюжет из телепрограммы, в которой ведущие находят изображение миноры, вписанное в символ листа, находящийся над входом в храм[6]. Кроме того, А. Майстровой в своей статье упоминает о канувшей в лету традиции вышивать на внутренней стороне кимоно звезду Давида[1]. Чтобы убедится в тщательности и дотошности изысканий японцев в этой сфере достаточно прочитать статью Аримаса Кубы «Israelites Came to Ancient Japan», в которой исследователь сравнивает символику, способы проведения ритуалов и одежду. Например, он отмечает отличительное сходство ритуальной одежды японских священников и древних изралитян[5]. К концам накидки японских священников пришивались кисточки, что упоминается и в Торе: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься» (Втор. 22: 12).

В дальнейшем сконструированный таким образом миф стали пытаться подтвердить научными доводами: данными лингвистики, древней историографии, летописания и культурологии.

Доказательства такого рода строятся на известных японцам материалах о племени хата. Авраам Икура Тесимо предложил гипотезу, что племя хата было еще одной, более крупной волной юдзу («иудей» по-японски), которые получили такое имя за умение ткать («хата» в японском значит «челнок»). Это племя превосходило все японские племена в культурном и военном плане, потому члены племени смогли породниться с императорской семьей и составить новую императорскую ветвь. Так же они повлияли на создание «Коздики» и «Нихон сёки», чем исследователи объясняют сходство священных текстов евреев и японцев[2]. Хата так же давали свои значения географическим объектам и городам. Например, "город Хейан" по-японски – "Хейан-кио" ("город мира"). Это совпадает с еврейской расшифровкой Иерусалима – "город мира"[1].

Сопоставляют буквально все. Древнееврейский фольклор и культура сравнивается с японскими мифологическими текстами «Кодзики» и «Нихон сёки»[1], древнееврейская генеалогия и японская мифология выстраиваются в параллельные системы[5]. Японские ритуалы и праздники считаются похожими на еврейские. Находятся сходства в символике [см. 4, 5], храмовом построении [см. 5], лингвистике (японцы нашли более 500 слов сходных по значению и произношению в иврите и японском), топонимике (по схожести значения названий городов и географических объектов)[6].

В общем, в приведенных мной источниках можно найти весь этот перечень доказательств, на которых основывается гипотеза. Задачей этой статьи я не ставлю опровержение или подтверждение каких-либо положений этой гипотезы. Меня больше возникает вопрос популяризации и появление этого самого «еврейского мифа» в массовом сознании. Ведь Ниходзинрон предлагает и иные теории происхождения японцев, в том числе существуют гипотезы о происхождении от китайцев и дравидийцев, которые появились намного раньше, но не приобрели такой популярности в Японии.

 Свое преклонение перед евреями Авраам Икура Тесимо объяснял не только верой, но голосом крови. Он утверждал, что японцы и есть часть Потерянных десяти колен Израилевых. Тесимо писал: "Уже обнаружено, что по своему генетическому строению японцы ближе всего к обитателям Эрец-Исраэль. Возможно, именно из-за кровного родства мы чувствуем такую любовь и притяжение к народу Израиля"[1]. Как бы то ни было, никаких официальных данных по этому поводу в научной литературе нет. Зато нашлось множество заметок и упоминаний, в которых говорилось, что ученые нашли генетическое сходство между евреями и другими народами. [1]

Впрочем, любовь и притяжение к еврейскому народу японцы явно ощущают, раз так настойчиво пропагандируют миф о своем происхождении от потерянных колен Израиля.  За последние пять лет в эфир японского телевидения вышло по самым скромным подсчетам около двух десятков передач и теле-шоу, обсуждающих «еврейский миф». За последние три года (с 2008 по 2010 года включительно) отрывки из этих передач были распространены в Интернете. [2]

Как уже упоминалось, японцы ближе всего познакомились с евреями в начале 20 века. Хотя еще во второй половине 19 века в японские портовые города буквально хлынули евреи-торговцы и ремесленники[9].  И это был позитивный опыт сотрудничества, влиятельные и богатые евреи помогали японцам финансово и технически, например, в строительстве новых промышленных и военных фабрик во время русско-японской войны. Американские евреи стали источником постоянной помощи и поддержки японцам. Потому даже распространение антисемитских текстов (в первую очередь «Протоколов сионских мудрецов») не произвели никакого впечатления на японцев и не смогли изменить их отношения к евреям[3, с. 97]. Раввин  Марвин Токайро считает, что недоверие к евреям вызвано скорее общим недоверием японцев ко всем белым людям. А книги антисемитского характера в Японии распространялись по баснословно низкой цене и были нерентабельны. Сперва они имели успех, но затем интерес к ним прошел и сейчас они непопулярны. Зато выпущенная Токайро на японском книга «Хохмат Талмуд» («Мудрость Талмуда») теперь быстро расходится[4].

Когда началась Вторая Мировая война, то Япония принимала бежавших из Европы евреев[10, с. 563]. Раввин Авихайль пишет, что некоторые беженцы из нацистской Германии и Восточной Европы во время Второй Мировой войны рассказывают, как некоторые японцы встречали их возгласами: «Мы – ваши братья, мы – Израиль!»[4].

До сих пор японские русисты признают свое особое отношение к русским евреям[7]. В общем и целом японцы относились и сейчас относятся к евреям с восхищением, потому не удивительно, что идея происхождения от такого в глазах японцев одаренного и богатого народа находит все больше и больше последователей.

Но изначально эта идея появилась в религиозных кругах, причем именно христианских. И о большой и светлой любви к евреям там не шло речи. Этот можно проследить в некоторых доказательствах гипотезы, которые призваны в первую очередь найти сходства между японской культурой и христианством. Например, это идея, что первые три божества, описываемые в «Коздики» и «Нихон сёки» лишь мельком, являются христианским Богом-Творцом в трех лицах Отца, Сына и Святого духа[4].

В свою очередь, Бен-Ами Шиллони считает, что гипотеза о происхождении японцев от евреев возникла в научных кругах и к христианству она никакого отношения не имеет[8].

Правда об этом сложно говорить, когда выясняется, что японцы в принципе не осознают как мы такого четкого разделения между иудаизмом и христианством. Таким образом, японские христиане вполне могут начать изучать иврит и принять иудаизм для того, чтобы лучше понимать христианство и Библию[1].

Как раз первыми приверженцами гипотезы о происхождении японцев от евреев были так называемые члены организации «Макуа», возникшей и сформировавшейся по образу и подобию христианских фундаменталистских течений в Америке и Западной Европе, которые свою любовь к Творцу воплощают в служении богоизбранному народу – евреям. Члены движения назвали себя "Огель моэд" ("Шатер завета") - место встречи между Богом и человеком; место, где Авраам впервые услышал глас Божий. В переводе на японский "Огель моэд" - "Макуа"[1]. Окружающие классифицировали с религиозной точки зрения этих людей именно как иудео-христиан.

Например, Аримаса Кубо, один из исследователей этой тематики и участник организации Библейский и Японский форум, писал, что занимается в первую очередь исследованиями влияния Библии на древних японцев[4], полностью ассоциируя Танах с Библией, а иудаизм с христианством.

Впрочем, более поздние последователи гипотезы действительно сильно по сравнению с предшественниками отдалились от религиозных и идеологических моментов гипотезы. Они оказывали помощь и содействие еврейскому народу, как братскому, а не возвышающемуся над японцами по причине богоизбранности. С другой стороны и в академические круги эта теория проникла не достаточно глубоко, чтобы заинтересовать большое количество профессиональных историков, которые могли бы провести более достоверные и критические исследования.

Тем не менее «еврейский миф» на данный момент в Японии существует, находит своих последователей и вполне успешно разрастается. Пока активные приверженцы ищут новые доказательства своей гипотезе, она и без того завоевывает все более широкий интерес в качестве современного мифа. Ведь «мифотворчество и цивилизация столь же неразрывны, как неразрывны миф и первобытность. Мифотворчество — это особая специфическая деятельность духа, способная к историческому развертыванию, к многообразным инкарнациям в культуре, имеющая множество ипостасей. Мифотворчество постоянно воспроизводится в некоторых фундаментальных отношениях способа человеческой жизнедеятельности и является культурной универсалией. Поэтому ключ к тайнам первобытного мифа удобнее искать не столько в прошлом, сколько в современности — в особенностях современного сознания и его неомифологических построений»[11, с. 21].

Несмотря на то, что в современном мире уже давно выделилось и существует отдельно научное понимание исторического процесса, это не отменило существование различных формам мифосознания. Большинство исследователей сходятся во мнении, что миф является неотъемлемой частью цивилизации на всем протяжении ее истории.

Список использованных источников и литературы:

1.               Майстровой А. Самурай со звездой Давида [Электронный ресурс]: статья. URL: http://piratyy.h14.ru/article/ja.html

2.               Похожи ли японцы на евреев? [Электронный ресурс]: статья. URL: http://www.ekhoplanet.ru/society_1956_7192

3.               Yaacov Liberman. My China: Jewish life in the Orient 1900 - 1950. Jerusalem; N.Y., 1998.

4.               Майстровой А. Самурай со звездой Давида. Продолжение [Электронный ресурс]: статья. URL: http://piratyy.h14.ru/article/ja2.html

5.               Arimasa Kubo. Israelites Came to Ancient Japan [Электронный ресурс]: статья. URL: http://www5.ocn.ne.jp/~magi9/isracame.htm

6.               Japanese are Jews? [Видеоматериал]: отрывок из телепередачи. URL: http://www.youtube.com/watch?v=ccfm4uhXtZo

7.               Смоленский В. «Записки гайдзина» [Электронный ресурс]: письма. URL: http://www.susi.ru/gaijin/mailbox1.html

8.               Ben-Ami Shillony. The Jews and the Japanese: Cultural Traits and Common Values [Электронный ресурс]: Occasional paper. No. 6 (November 1995). URL: http://www.jpri.org/publications/occasionalpapers/op6.html

9.               Тамар Энегель. Евреи в Японии живут как у Б-га за пазухой. [Электронный ресурс]: статья, Еврейский обозреватель (Декабрь 2004). URL: http://www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.php?id=900

10.           Kranzler David, Duker, Abrahm G. Japanese, Nazis, and Jews: The Jewish Refugee Community of Shanghai, 1938-45. M., 1976.

11.           Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2002.

 



[1] См. статьи:

·   Б.И.Протасов. Массовые браки – способ уничтожения нации. URL: http://www.pomnimvse.com/32pb.html.

·   Чеченцы и евреи. Об этнических связях евреев и обращенных в Иудаизм хазар с чеченцами. URL: http://www.teptar.com/2007/10/17/chechency_evrei.html

·   В Африке нашли «еврейское» племя. URL: http://www.jewish.ru/theme/world/2010/03/news994283485.php

·   Талибы — хорошо забытые евреи? URL: http://www.jewish.ru/style/science/2010/01/news994281584.php

·   Каждый испанец немного еврей. URL: http://www.jewish.ru/theme/world/2008/12/news994269472.php

·   Беньямин Каплан. «Осетины-иранские евреи». Владикавказ, 2007

 

[2] См. видеоматериалы:

·   The Mystery of Jews in Japan. URL: http://www.youtube.com/watch?v=4HF2FkRE-PU&feature=related

·   Japan and Judaism. URL: http://www.youtube.com/watch?v=flf5yx2IBrs&feature=related

·   Are Japanese of Ten Lost Tribes of Israel? Language comparison (Japanese & Hebrew). URL: http://www.youtube.com/watch?v=EjCIWEFjE-E&feature=related

·   Japanese are Jewish? Eng/Sub 日本とユダヤ. (В трех частях). URL: http://www.youtube.com/watch?v=00BP86cks4w&feature=related

Основные термины (генерируются автоматически): URL, Япония, Электронный ресурс, еврей, японец, гипотеза, потерянное колено Израиля, происхождение японцев, эта, Мировая война.


Задать вопрос