Туризм как форма социальной интеграции людей с дополнительными потребностями: социологический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Литонинская, Т. В. Туризм как форма социальной интеграции людей с дополнительными потребностями: социологический анализ / Т. В. Литонинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2444/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современные социально-экономические реалии, тотальная трансформация всех сфер жизнедеятельности российского общества актуализируют вопрос, связанный с социальной интеграцией людей с ограниченными возможностями в многогранную жизнь общества. Одним из способов социальной интеграции, по нашему мнению, является туризм. Туризм является не только формой отдыха, восстановления сил, но и реабилитацией, которая необходима для людей с дополнительными потребностями. Вопросу организации отдыха для инвалидов в последнее время уделяется все больше внимания. Обусловлено это растущей сложностью и остротой социальных проблем людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе [12]. Однако, туризму как форме социальной интеграции инвалидов в РФ посвящено весьма ограниченное число исследовательских работ. К этому направлению можно отнести работы Д.В. Зайцева, Н.Е. Покровского, Т.И Черняевой, А.М. Ахметшина, А.В Бастрыкиной, И.В. Лифановой, Л.П. Храпылиной и др. На основании анализа работ, посвященных исследованию данного вопроса можно выделить и рассмотреть следующие дискурсы: «государственная политика в области инвалидности», «дискриминация – скрытая и явная», «туризм для людей с дополнительными потребностями», «мобильность инвалидов», «туристический маршрут как способ реабилитации и культурного развития».

«Государственная политика в области инвалидности» – к данному дискурсу можно отнести работы авторов, в которых рассматривается государственная поддержка, а также социальная политика в области инвалидности. По мнению Е.А. Тарасенко «…российская социальная политика в отношении инвалидов скорее делает акцент на отличиях, чем на интеграции и равные права. Ее можно назвать экстенсивной политикой социального обеспечения, но не политикой равных прав и возможностей. Многие льготы и права для инвалидов заявлены декларативно, механизм их реализации отсутствует» [6.С.26]. И действительно в большинстве случаев законы действуют только на бумаге. Так в своей статье О. Понятовская говорит: «Оглянитесь вокруг и прикиньте, насколько мы далеки от такой модели жизни» [5.С.20]. А.В. Гришин указывает на то, что «в практике немало случаев перекладывания ответственности за исполнение законов, полномочий с одного органа государственной власти на другой» [2.С.17]. Права и свободы людей с ограниченными возможностями, к сожалению, также не являются исключением. Решение данной проблемы Е.А Тарасенко. видит в поиске наиболее подходящей модели для социальной политики в области инвалидности для нашей страны, основанной на критическом анализе современных западных теорий, с применением только наилучшего опыта. Нельзя не согласиться и с мнением Е.Р. Ярской-Смирновой и Э.К. Наберушкиной., которые говорят о том, что «политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества» [9.С.34]. То есть необходимо не только признать равные права инвалидов в обществе, но также создать для данной группы населения такие специфические условия и требования, которые позволят людям с ограниченными возможностями полноценно участвовать в жизни общества. «Дискриминация скрытая и явная» - принцип, по которому можно объединить источники дискурса, заключается в отношении общественности к людям с дополнительными потребностями. Обычно общественность воспринимает людей с инвалидностью как недееспособных, больных, вызывающих жалость, что в свою очередь подавляет людей, имеющих инвалидность, создает психологические барьеры. Т.А. Добровольская и Н.Б. Шабалина полагают, что «важная часть работы по интеграции находится за пределами специализированных программ (восстановительного лечения, профессионального обучения и пр.), эффективность ее зависит от отношения социальных институтов и рядовых членов общества к идее, что инвалидам следует предоставлять равные возможности и что не должны подвергаться дискриминации» [3.С.6]. Решать эту проблему, по мнению авторов, следует через обучение общественности и инвалидов основным правилам общения, проведение социально-психологических тренингов и ролевых игр для снижения барьеров общения. Мобильность инвалидов – одним из наиболее остро стоящих вопросов для людей с ограниченными возможностями является возможность мобильности. Так в книге «Туризм от социальной теории к практике управления» Н.Е. Покровский и Т.И. Черняева подробно рассматривают понятие «мобильность», основываясь на позиции профессора Ланкастерского университета (Великобритания), директора Центра исследований мобильностей (CeMoRe) Дж. Урри. С точки зрения Урри мобильность можно рассматривать как базовую характеристику общества, организованную по типу сетей и кластеров (скейпов) и потоков[10]. В настоящее время люди с ограниченными возможностями на сегодняшний день являются одним из самых не мобильных групп населения, в том числе и в туризме. Для решения данного вопроса необходимо пересмотреть существующую систему организации туризма, так чтобы в нее были включены направления для людей с ограниченными возможностями, позволяющие удовлетворить потребности данной группы населения. Туризм для людей с дополнительными потребностями – людей с дополнительными потребностями практически не рассматривают как потенциальных туристов, крайне редко ставятся вопросы, связанные с их отдыхом. Морозова Е. отмечает, что проблема туризма для людей с ограниченными возможностями существует не только у взрослого поколения, но и у детей, так как «дети с ограниченными возможностями уже вступает в жизнь с пониженным уровнем адаптационных возможностей....занятия, же туризмом дают ребёнку полное представления о регионе, в котором он живёт, и что самое важное закаляют организм, вселяют уверенность в своих силах, способствуют раскрепощению и развитию общительности» [4]. Одной из составляющих туристической деятельности является туристический маршрут. Примером осуществления туристического маршрута для людей с дополнительными потребностями может выступать Станция юных туристов ГОУ «Балтийский берег», которая реализует инициативный проект «Реабилитационный туризм». За годы проекта были организованы учебные полигоны, соревнования, степенные и категорийные путешествия, маршруты, которые пролагались по Ленинградской области, Карелии, Кольскому полуострову, Краснодарскому краю [11].

Итак, изучая проблему туризма как формы социальной интеграции людей с дополнительными потребностями, следует также рассмотреть ее и с точки зрения различных социальных теорий. Структурного функционализма Т. Парсонса. Т. Парсонс предложил также «модель больного», ключевое положение которой основывается на желании больного выздороветь и снова стать прежним участником социальной системы. Таким образом, инвалид должен найти роль, которая будет устраивать все стороны, потому что его «доинвалидская» роль для него и общества потеряна. Решение вопроса организации туризма для людей с ограниченными возможностями с точки зрения функционализма, заключается в необходимости пересмотреть существующую систему организации туризма: необходимо включить направления для людей с ограниченными возможностями в досуговых и туристических сферах деятельности. Совершенствование данной структуры должно проходить, как на макро, так и на микроуровне, к макроуровню относится действие государства в отношении туризма в целом, его организация (международный уровень), а микроуровне – региональный туризм. Следующей теорией, с которой можно рассмотреть данную тему является теория радикального структурализма. Наиболее влиятельные теоретические подходы были разработаны Карлом Марксом (1818-1883) и Максом Вебером (1864-1920). Стоит отметить, что марксовская концепция класса указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Итак, происходит дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы, это способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах. Что же касается социальной дифференциации людей с дополнительными потребностями, то стоит заметить, что данная группа населения находится на «низшей ступени», хотя по законодательству она наделена обширными правами, но при этом большое число инвалидов не посещает выставок, развлекательных мероприятий, тем более мест туристического отдыха. Связано это в первую очередь с тем, что не во всех культурных учреждениях есть специальные средства, которые позволили бы посещение данных мероприятий и мест, что естественно говорит о неравенстве людей с ограниченными возможностями и обычных людей, ограничении их интересов, а, следовательно, и ущемлении прав. С точки зрения интерпретативизма тема туризма для людей с дополнительными потребностями выглядит следующим образом: на вопрос туризма для инвалидов общество также реагирует по-разному: с одной стороны туризм, как в познавательных, реабилитационных целях будет полезен людям с дополнительными потребностями, для улучшения их психологического и физического состояния. С другой стороны существует мнение и о том, что таким людям не обязательно путешествовать, все, что им необходимо они смогут получить в специальных учреждениях, домашних условиях. Связано это в первую очередь с тем, что в нашей стране в суете и повседневной спешке большинство здоровых людей не могут позволить себе отдых, что уж говорить об инвалидах. Из этого вытекает другая проблема, то, что людей с ограниченными возможностями воспринимают как некую группу населения, которая не нуждается в отдыхе, то есть навешивают определенный ярлык. Конкретнее данную проблему можно рассмотреть с теории стигматизации и наклеивания ярлыков И. Гофмана. Теория стигматизации И. Гофмана относится собственно не к месту человека с инвалидностью в социальной структуре, а к механизмам взаимоотношений в социуме. По И. Гофману, человек становится заклейменным (приобретает «стигму»), когда в реальном социуме он представляет «реальную социальную идентичность», в то время как должен представлять «фактическую социальную идентичность» [7.С138]. Итак, мы надеваем на человека определенный ярлык, а потом воспринимаем его уже в соответствии с ним. Так при восприятии людей с ограниченными возможностями у нас обязательно возникает мнение, что они больные и «неполноценные». Поэтому в большинстве случаев люди не знают как себя вести с инвалидами, теряются, хотя они такие же обычные люди, как и мы, только, нуждающиеся в понимании со стороны общества и государства.

Таким образом, исходя из проанализированной литературы, можно сделать вывод о том, что тема туризма для людей с дополнительными потребностями вызывает у исследователей высокий интерес. Авторы говорят о том, что, несмотря на важность развития туристической деятельности для людей с дополнительными потребностями, на данный момент времени для ее реализации создано мало необходимых условий. На сегодняшний день люди с дополнительными потребностями являются одним из самых не мобильных групп населения, в том числе и туризме. Поэтому описание и разработка реабилитационных практик для таких случаев, на наш взгляд, является необходимым для изучения. Важным направлением в организации туризма для инвалидов, безусловно, является создание всех необходимых условий, способствующих успешному развитию системы рекреации и туризма в отношении к данной группе населения.

 

Литература:

1.      Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. М., 1996.

2.      Гришин В. Управление нуждается в совершенствовании // Социальная защита. 2009.№ 9. С. 15-19.

3.      Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социальные реалии вчера и сегодня. 1991. С.4-8.

4.      Морозова Е. Может ли инвалид стать туристом. Электронный ресурс http://shkolazhizni.ru дата обращения к ресурсу 20.02.10.

5.      Понятовская О. Уважение прав и достоинства // Социальная защита. 2008.№ 9. С. 18-21.

6.      Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журнал исследований социальной политики, том 2. 2004. № 1.. С.26.

7.      Ткаченко В.С. Общество и проблемы инвалидности. Ставрополь «Сервисшкола», 2006.

8.      Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. М., «Колос», 2001.        

9.      Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Саратов. 2003.

10.  Urri J. Sociology beyond Societies. Mobilities for the twenty-first century. London and New York: Rout ledge, 2000; Кимелев Ю.А. Джон Урри. Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия. // Социологическое обозрение. 2001. Т.1, №1.

11.  Электронный ресурс http://www.carabin.ru дата обращения к ресурсу 20.02.10.

12.  Электронный ресурс http://www.mirrabot.com дата обращения к ресурсу 20.02.10.

Основные термины (генерируются автоматически): возможность, потребность, туризм, группа населения, инвалид, туристический маршрут, государственная политика, социальная политика, социальная система, туристическая деятельность.


Задать вопрос