Логистика – это совершенствование управления движением материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции и связанных с ними информационных и финансовых потоков на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью достижения синергетического эффекта.
Одной из областей логистики является транспортная логистика, которая представляет собой транспортные предприятия являющиеся участниками процесса товародвижения, нацеленные на получение единого экономического результата в логистической цепи.
Транспорт в логистическом процессе товародвижения образует единую технологическую цепь, начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников и заканчивая потребителями готовой продукции, то есть является неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. Основная задача транспорта в логистике это сокращение стоимостных и временных затрат.
Выделение транспортной логистики в самостоятельную область обусловлено следующими факторами:
1. способность транспорта создавать устойчивую и оптимальную функционирующую систему «снабжение – производство – распределение – потребление»;
2. необходимость решения транспортных проблем в рамках логистической системы (при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции);
3. высокая доля транспортных издержек (до 50%) в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребления готовой продукции;
4. высокая доля транспортной составляющей в цене товаров во внешнеэкономической торговой деятельности;
5. наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, имеющих огромное значение при организации оптимальной доставки товара, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.
Транспортная логистика имеет также свои принципы, которые лежат в основе организации перевозок:
1. Оптимизация расходов – достигается путем максимально полного использования грузоподъемности подвижного состава и организации поставок без складов, кратностью транспортной партии груза единицам заказа, отправки и складирования, и стандартизацией тары.
2. Экономия от масштабности и дальности грузов – именно при таком принципе организации расходы на 1 т груза и 1 км пути минимальны.
3. Концентрация грузопотоков на отдельных каналах, распределения товаров и отказ от неэкономичных каналов.
4. Доставка грузов «точно в срок» - осуществляется на основе разработки и реализации единого технологического транспортно-производственного процесса.
Оптимальность транспортной логистики для поставщиков и их клиентов заключается в понятии «равновесных точек» нахождение которых связанно с оптимизацией транспортных издержек, играющих важную роль в достижении синергетического эффекта и повышением транспортными предприятиями их доли на рынке транспортных услуг в сравнении с их конкурентами.
Анализ работы транспорта в логистической цепи проводится для оптимизации маршрутов и составлении графиков груженных и порожних транспортных средств, выявление оптимального сочетания вида транспорта и тары , согласованного времени доставки и расстояния транспортировки. Такой анализ позволяет сократить транспортные расходы (на 10-15%).
Еще более сложной является организация транспортной логистики на международном уровне. Создание производственно-транспортных цепей в международном масштабе базируется на следующих специфических принципах:
1. регулирование и упрощение таможенных и технологических процедур при пересечении границ;
2. унифицирование правил, тарифов, параметров и стандартов к технологии и техническим средствам перевозок;
3. признание государствами приоритета международных соглашений;
4. акцентирование внимания на качестве перевозок, на своевременной доставке груза и на обеспечении их сохранности.
Основные отличия международной (глобальной) транспортной логистики состоит в том, что международные транспортно-логистические операции сопровождаются большим числом документов (которые оформляются на нескольких языках), перевозки грузов обычно выполняются на нескольких видах транспорта и предъявляются более высокие требования по информационному обеспечению (разные временные пояса и большие расстояния).
Несмотря на сложности возникающие в международной транспортной логистике она набирает темпы развития. Это связанно с быстрым ростом объема международной торговли, передачей ряда логистических операций специализированным фирмам, создание международных, региональных союзов, что приводит к снижению или отмене экспортно-импортных пошлин и сокращению таможенных формальностей и применением информационных ресурсов в режиме реального времени (интернет), что в свою очередь убыстряет процесс осуществления логистических операций.
В заключение можно сказать, что транспортная логистика является необходимым звеном развития логистики, которая является одной из наиболее сложных систем имеющая практическое происхождение и созданная человеком в процессе своего развития.