На сегодняшний день спектр услуг среднего автотранспортного предприятия, как правило, невелик. Он включает в себя перемещение грузов из одной точки пространства в другую, подготовка товара к перегрузке, погрузочно-разгрузочные операции и экспедирование грузов. В рамках одного сегмента конкурентная борьба идет в основном в сфере ценовых характеристик, несмотря на это для завоевания большей доли сегмента рынка автотранспортному предприятию необходимо выделятся из серой массы. Потенциальным ресурсом можно назвать внешнюю поверхность кузовов автомобилей, которая став рекламным носителем может принести значительную прибыль предприятию. В последние годы интерес к транспортной (транзитной) рекламе неуклонно растет, что ведет, в свою очередь, к росту возможностей ее применения в целях повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия.
В России зарождение, развитие и становление транзитной рекламы произошло в 90-х годах XX столетия на транспорте столицы и в начале 2000-го года уже выходит за пределы Москвы и Санкт-Петербурга и распространяется в регионы. В настоящее время идет увеличение привлекательности автомобиля в качестве носителя рекламы, расширение ассортиментов товара рекламируемых на автотранспорте, увеличение спроса рекламных агентств на этот ресурс.
Транзитная реклама классифицируется: 1) по типам кузовов автотранспортных средств (легковые, средне- и крупнотоннажные с жестким кузовом, тентовые средне- и крупнотоннажные и мобильные билборды); 2) по назначению автотранспортных средств (перевозка грузов – наружная реклама и перевозка пассажиров – наружная и внутренняя реклама); 3) по способу донесения информации до сознания потребителя (визуальная и звуковая); 4) по динамическим свойствам (динамичная и статичная).
Привлекательность рекламы, ее эффективность и высокий спрос на транспорте характеризуются следующими факторами:
- динамичность транзитной рекламы, благодаря которой информация за короткое время охватывает большую территорию вследствие постоянного перемещения по городу;
- длительный срок эффективного действия транспортной рекламы, которая составляет 16-18 часов в сутки;
- мягкое (не агрессивное) воздействие на потребителей (этот фактор обоснован исследованием рекламы на автотранспорте, которая говорит о том, что транзитная реклама вызывает меньше негативных эмоций, чем реклама по телевидению и что городской транспорт выглядит с рекламой гораздо красивее, чем без нее);
- относительно низкая стоимость рекламы на автотранспорте (затраты на изготовление рекламного носителя и затраты на его размещение);
- возможность охвата разных категорий потребителей (пассажиты, пешеходы, другие автомобилисты).
Существуют следующие варианты использования автомобильного транспорта в качестве рекламных носителей:
1. Реклама на коммерческих автотранспортных средствах:
· мелкие и средние компании специализирующиеся на перевозках – наилучший способ это сдача в аренду рекламных площадей;
· транспортное подразделение торговой фирмы основной целью которой является удовлетворение внутренних потребностей в перевозках, – первоочередная задача это продвижение собственной продукции, создание благоприятного впечатления о своей фирме, адресное донесение информации до клиентов;
· постоянные взаимоотношения автотранспортных средств с поставщиками товара – рекламируя товар постоянного поставщика товара можно получить более выгодные условия и долгосрочность партнерских отношений.
2. Реклама на корпоративном автопарке – используется с целью напоминания потребителям о компании, создании ее позитивного имиджа. Такой вид рекламы может и не нести в себе информации о конкретных товарах или услугах.
3. Автомобиль, стоящий неподвижно в качестве рекламного носителя – такой хитрый ход это альтернатива стационарным стендам в случае слишком высокой стоимости аренды стенда, отсутствии свободных площадей или наличия запрета на установку рекламы в данной местности.
4. Личный автотранспорт частных лиц становится следующим ресурсом для транзитной рекламы рекламных агентств. В России такая практика не особенно распространена, но международная практика говорит о том, что данный вариант рекламного носителя вполне эффективен.
5. Реклама «на» и «в» такси и других видах общественного транспорта – очень эффективна, т.к. можно отследить маршрут по которому передвигается машина; машина практически постоянно находится в движении, что дает дополнительные рекламные возможности.
Основываясь на логике можно перечислить множество преимуществ транзитной рекламы перед другими ее видами. Она может охватывать массовую аудиторию, а может обращаться к потенциальным потребителям с определенным уровнем достатка или проживающим в определенном районе, может быть имиджевой, дорогой и кричащей, а может быть вполне доступной по цене, но не менее эффективной. Итак, реклама на транспорте представляет собой наиболее гибкий инструмент, подходящий практически для любого работодателя, что гарантирует устойчивый спрос на нее.