Определение соционического типа студента с целью повышения эффективности преподавания иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Калинина, Л. В. Определение соционического типа студента с целью повышения эффективности преподавания иностранного языка / Л. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2455/ (дата обращения: 19.12.2024).

В последнее время одним из перспективных направлений в педагогической психологии является теория разделения учащихся на группы в зависимости от их психологического типа с целью повышения эффективности усвоения иностранного языка.

В педагогических исследованиях неоднократно отмечалось, что ученики усваивают один и тот же учебный материал с разной скоростью и с разным качеством. Причиной этого является то, что учащиеся относятся к различным соционическим типам личности. Ещё К.Г. Юнг[1] утверждал, что в психике людей есть коренные различия, основанные на информационном метаболизме и воздействии окружающей среды, в частности деление на экстравертов-интровертов, мыслящих-чувствующих, интуитов-сенсориков. Образуются эти различия в ходе дифференциации психических функций, которая состоит в обособлении одной функции от других и в обособлении отдельных ее частей друг от друга.

Задачей преподавателя является выяснить, какие доминанты дифференцируются в психике ученика и оптимизировать процесс обучения для улучшения воспринимаемости материала.[2] На базе работ Юнга была создана наука соционика. Это учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле это учение об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма», которая предлагает довольно обширный инструментарий для подстройки преподаваемого материала под конкретный тип человека.[3]

В современной педагогике считается перспективной технология коммуникативного обучения, то есть обучения на основе общения. Коммуникативное обучение предполагает учет личностных особенностей учащихся, так как только личностный уровень позволяет интенсифицировать коммуникативную мотивацию, обеспечить целенаправленность говорения и т.д. Также в современной педагогике признаны довольно эффективными личностно-ориентированные технологии обучения иностранному языку. Личностно-ориентированное обучение (Personality-Centered Education) – это обучение, «обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предмета деятельности».[4]

Главной характеристикой личностно-ориентированного обучения иностранным языкам является его психотерапевтическая основа, под которой следует понимать «формирование и развитие принципиально новых, психически комфортных, ситуативно-адекватных, безопасных для самого человека и общества способов взаимопонимания между людьми в профессиональной деятельности и в личной жизни».[5, с. 27-36]

Так что же такое – соционический тип? Специализация, или подразделение человеческих особей на различные психологические типы, необходима, т.к. она социально оправдана.[6, с. 18-19] Для человека это означает определенный набор психических характеристик, позволяющих ему выполнить его социальную задачу. Психотип характеризуется разнообразными способами взаимоотношения человека с другими людьми, с окружающим его физическим и интеллектуальным миром. К. Юнг предложил типологию характера, опираясь на четыре основные психические функции, свойственные человеку: мышление, эмоции, ощущения и интуицию. Человек наделен этими функциями в различной степени – какая-то из них обычно преобладает. Соответственно выделяют мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы личности. Кратко сформулировать определения этих личностей можно следующим образом.

Мыслительный тип ориентирован на систему, любит анализировать и во всем устанавливать логический порядок. Таким образом, можно предположить, что учащиеся данного типа будут легче усваивать грамматическую структуру языка.

Эмоциональный тип ориентирован на чувства и эмоции, хорошо чувствует настроение окружающих; часто принимает решения под влиянием симпатий. В этом случае можно предположить, что такие учащиеся будут охотно участвовать в дискуссиях и разного рода обсуждениях на иностранном языке.

Сенсорный тип все видит и все вокруг ощущает, способен быстро ориентироваться в любой обстановке. Люди этого соционического типа сосредоточены на деталях, фактах. Они работают (обучаются), опираясь на свои чувства. Таким учащимся необходимо подавать новый материал и закреплять пройденный с применением различных наглядных пособий.

Интуитивный тип в основном поглощен размышлениями, проявляет интерес ко всему новому, любит решать разные задачи, работоспособность его нестабильна; тяготеет скорее к теории, чем к практике. Учащиеся этого типа, как правило, легко справляются с заданиями, в которых необходимо додумать сюжет или догадаться о смысле слова по контексту.

Эти типы подразделяются также в зависимости от направленности на внешний или внутренний мир на экстравертов иинтровертов.

Согласно Юнгу, интроверт ориентирован на свои ощущения и мысли, старается отгородиться от обилия новой информации; с трудом входит в новые контакты, хорошо работает в одиночку.

Экстраверт ориентирован на то, что происходит вокруг него, любит действия, инициативен; быстро осваивается в новом коллективе.

Различают также рациональный и иррациональный тип личности.[6]

Учащиеся рационального типа склонны к точной организации и планированию своей работы. Им необходимо знать точное время окончания выполнения задания. Обычно такие студенты переходят к новому виду деятельности, только закончив предыдущую работу.

Иррациональный тип легче приспосабливается к новым условиям труда. Такие учащиеся нуждаются в определенной свободе при выборе рода деятельности или способа решения той или иной задачи. Они обычно способны к одновременному выполнению нескольких заданий.

В соционике выделяют 16 основных типов личности. Каждый тип отличается от других тем, какие виды деятельности он предпочитает, как относится к окружающим (в нашем случае к преподавателю и к другим учащимся) и в каком типе группы он успешнее обучается.

Например, рациональный сенсорно-мыслительный экстраверт по натуре администратор. Таким учащимся нравится организовывать и наводить порядок в окружающем их мире. Лучше всего они обучаются по ясным и четким инструкциям в условиях четкой организации и в определенных временных рамках.

Иррациональные сенсорно-мыслительные экстраверты больше всего любят задания на смекалку, различные представления, требующие приложения их умственных способностей.

Рациональные интуитивно-этические интроверты одарены здравым смыслом и трудятся на общее благо. Они добиваются успехов прилежанием и упорством. Обычно это хорошие учащиеся, творчески относящиеся к работе.

Таким образом, можно сказать, что учащиеся, принадлежащие к разным психотипам и иностранный язык будут усваивать по-разному. В связи с этим и подходы к изучению ИЯ должны быть разными и основываться на соционических типах личности.

Учитывая, что изучение иностранного языка можно разделить на несколько направлений: освоение грамматики; расширение объёма используемой лексики; освоение семантических конструкций, свойственных данному языку (различные обороты, которые не присутствуют в языке обучающегося, фразеологизмы и т.п.); развитие коммуникативных навыков учащихся; знакомство с культурой страны изучаемого языка; с большой долей вероятности можно утверждать, что для успешного овладения языком необходимо его изучение по всем этим направлениям. Однако усвоение всех этих аспектов не всем дается одинаково (кому-то легче дается коммуникация, а кто-то быстрее будет усваивать грамматическую структуру языка), поэтому необходимо находить индивидуальный подход к каждому учащемуся в отдельности, не только учитывая его особенности, как конкретного индивида, но и управляя получаемым учеником информационным потоком.

Исходя из всего вышесказанного применение типологии личности в преподавании ИЯ могло бы повысить эффективность усвоения учебного материала. Специфика обучения ИЯ состоит в том, что оно, как правило, осуществляется в малых группах, что увеличивает вероятность эффективного применения типологии личности для диагностики психологических типов обучаемых, а также для установления эффективного контакта между преподавателем и студентами.

 

Литература:

  1. К.Г. Юнг. Психологические типы. Перевод – В.В. Зеленский www.lomonosova.ru/publication/ung/ung1.html от 22.11.2010
  2. Б.Л. Ливер. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 2000 г. www.socioniko.net/ru/articles/DISS.pdf от 24.11.2010
  3. П.Е. Цыпин. Технология успешного типирования. – Доброе слово, Москва, 2007.
  4. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 2.
  5. Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности // Директор школы. 2003. № 6. С. 27-36.
  6. Филатова Е. С. Соционика для вас. 2-е изд., переработ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учащийся, грамматическая структура языка, интуитивный тип, информационный метаболизм, коммуникативное обучение, современная педагогика, соционический тип, соционический тип личности, учебный материал.


Похожие статьи

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой компетентности будущего специалиста

Психологическое изучение профессии социального работника и требования профессиональной направленности специалиста

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Психологические особенности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Самооценка и понимание ошибок в процессе изучения иностранного языка

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Некоторые особенности реализации компетентностного подхода при преподавании профессионального иностранного языка студентам физико-технических специальностей

Социально-психологические факторы в преподавании иностранного языка студентам технического вуза

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Похожие статьи

Некоторые проблемы формирования иноязычной речевой компетентности будущего специалиста

Психологическое изучение профессии социального работника и требования профессиональной направленности специалиста

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Психологические особенности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Самооценка и понимание ошибок в процессе изучения иностранного языка

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Некоторые особенности реализации компетентностного подхода при преподавании профессионального иностранного языка студентам физико-технических специальностей

Социально-психологические факторы в преподавании иностранного языка студентам технического вуза

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Задать вопрос