Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 604 раза

Библиографическое описание:

Ермолаева, С. С. Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе / С. С. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2464/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной деятельностью студентов.

Ключевые слова: качество обучения, педагогическое проектирование, качество организации обучения.

Говоря сегодня о процессе обучения в вузе, его всё больше связывают с понятием «качество». Несмотря на это в настоящее время среди учёных-педагогов нет единого подхода к понятию «качество». Некоторое время назад качество обучения студентов вузов в первую очередь определялось уровнем квалификации тех, кто их обучает. В условиях сравнительно медленного обновления материально-технической базы производства выпускник мог относительно долгое время успешно работать, опираясь на те знания, которые он получил в процессе обучения. Поэтому считалось, что чем лучше студент учится, тем выше качество получаемого им образования.      

Для современного выпускника вуза основным требованием становится умение постоянно совершенствовать содержание и методы своей профессиональной деятельности на основе последних достижений науки и техники. Система непрерывного образования становится необходимой практикой адаптации выпускника технического вуза к потребностям современного производства. Поэтому качество подготовки студентов определяется не только тем, насколько полно они усвоили содержание вузовского образования, но и степенью освоения методов самообразования и саморазвития в профессиональной деятельности. Таким образом, к настоящему времени в педагогической науке не представлено универсального определения понятия «качество обучения». В нашем исследовании в понятие «качество обучения» вкладывается следующее содержание: – это результат совместной деятельности преподавателя и студента по достижению заранее запланированных целей обучения в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Одной из задач модернизации высшего образования сегодня является усиление роли гуманитарных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию студентов, предполагающей ориентацию обучения не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. В связи с этим изменились и функции современного педагога. На первый план, кроме научно-профессиональной подготовки, выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью студентов, формирования их познавательной активности и создание условий для их самообразования и индивидуально-творческого развития. Однако низкий уровень начальной подготовки студентов и незначительное количество учебных часов, отведённых на изучение гуманитарных дисциплин в техническом вузе, часто не позволяют преподавателю добиться достаточного уровня знаний у обучаемых, не говоря уже о личностных качествах и компетенциях. Сложившаяся ситуация побуждает искать отвечающие современности методы организации обучения студентов.

Теоретический анализ педагогической литературы по данному вопросу и анализ собственной педагогической деятельности позволяют нам предположить, что одним из ключевых компонентов, способствующих эффективному обеспечению качества обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе и управления им, является педагогическое проектирование. Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность педагога по разработке проекта образовательного процесса, представляющего собой модель предстоящей деятельности. В понятие «качество организации обучения гуманитарным дисциплинам» вкладывается следующее содержание: – это целенаправленный процесс с чёткой структурой, определёнными задачами, в результате которого обучающиеся приобретают систему знаний, умений и навыков, общие профессионально значимые качества личности, переходящие в компетенции, соответствующие требованиям современного общества, обеспечивающие профессиональное становление, необходимые для творческой деятельности, дальнейшего самообразования и саморазвития.

Основываясь на нашем определении педагогическое проектирование процесса обучения в соответствии с принципами: человеческих приоритетов, диагностического целеполагания, поэтапности, саморазвития, продуктивности, системности, при условии реализации исследовательской, аналитической, прогностической, преобразующей, нормирующей функций проектирования, мы сводим к модели, представляющей собой четыре этапа предстоящей деятельности и имеющей целью – формирование системы знаний, умений, навыков, общих профессионально значимых качеств и компетенций: 

1) Мотивационный этап, заключающийся в формулировании личностно-моти-вированного выполнения проекта, выявлении важных в профессиональном плане проблем, осуществлении профессионально-мотивированного анализа собственных возможностей и активного поиска необходимой информации;

2) Установочный этап, заключающийся в формулировании целей, задач, принципов проектирования обучения, в анализе применяемых методов, форм, средств обучения; включающий уточнение целей, уточнение и перечисление конкретных задач, разработку критериев оценки результатов, определение условий и средств достижения целей, уточнение задач проектирования с ориентацией на требуемый уровень усвоения учебного материала;

3) Деятельностный этап, состоящий из диагностики уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей студентов, отбора содержания учебного материала, выбора системы контроля качества усвоения с учётом выбранных критериев оценки результатов; завершающийся проектированием модели и её апробированием;

4) Коррекционный этап, заключающийся в анализе и оценке результатов проектирования и их оформлении.

В соответствии с данными этапами в структуре модели мы выделяем следующие блоки: целеполагания, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-коррекционный и результативный.

Блок целеполагания заключается в определении целей и вытекающих их них задач обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В процессе педагогического проектирования постановка целей и вытекающих их них задач, является главным компонентом построения системы качества организации обучения. Необходимым условием эффективной реализации системы на практике является соответствие целей каждого конкретного обучающегося целям обучения в целом и целям его отдельных этапов в частности, от которых зависит результативность всего процесса обучения гуманитарным дисциплинам. Под результативностью нами понимается степень достижения студентами этих целей, трансформированных в систему знаний, умений и навыков, общих профессионально значимых качеств личности, переходящих в компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника вуза. Реализация данного блока на практике требует определения целей и задач как общего, так и частного характера. Задача общего характера определяется как цель реализации всей модели педагогического проектирования – формирование системы знаний, умений, навыков, формирование общих профессионально значимых качеств, формирование компетенций. Частные задачи предполагают:

– формирование устойчивых мотивов учебной деятельности;

– актуализацию и закрепление имеющихся у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебной программы по дисциплине;

– формирование и развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и переноса знаний, логического мышления;

– формирование и развитие навыков самоконтроля.

Содержательный блок включает в себя содержание обучения, которое можно определить как признанную государством систему знаний, умений, навыков и содержание учебной дисциплины.

Проектируя содержания учебной дисциплины целесообразно использовать следующие положения:

– целостное отражение в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности;

– высокая научная и практическая значимость содержания;

– соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям обучающихся;

– соответствие объёма содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета;

– соответствие содержания имеющейся технологической (учебно-методической) и материально-технической базам вуза [2].

Организационно-деятельностный блок включает в себя деятельность преподавателей и студентов. Процесс обучения строится таким образом, чтобы в его основе лежали способы приобретения знаний, а не просто их усвоение. Преподавателю следует отказаться от преподнесения готового знания, от объяснения и демонстрации студентам правильного способа действий, которым они могли бы овладеть путём прямого подражания, не следует показывать и образцы, к которым студенты могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен. Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студенту нужно добывать собственными силами – именно этому и надлежит учиться в первую очередь.

Решение этой задачи мы видим в реализации процесса обучения гуманитарным дисциплинам на основе следующих принципов:

– деятельностный характер обучения. В деятельности формируются общие профессионально значимые качества обучающегося;

– проблемный характер обучения. Обучение должно стать исследовательским полем, на котором опыт постижения знаний приобретается не по схеме передачи знаний от преподавателя к студенту, а по схеме порождения этого знания самим студентом;

– полилогичность содержания учебной дисциплины — определяет необходимость преобразования учебного материала в основу для полилога. Полилогичность основана на множестве идей, высказываемых участниками учебного общения при условии субъект-субъектных отношений, основным предметом которых выступает совместное обсуждение чего-либо при совместной направленности на разрешение проблемы. Полилогическое общение предполагает субъективную активность всех участников полилога. Основные функции взаимодействия в процессе полилога – активизация самообразования, саморазвития, взаимного оценивания и самооценки. В подлинном полилоге нет не только внешней принудительности, но и внутренней предопределённости. Образование понимается как самодостраивание личности в общении. Условия полилога: установка на партнерство в общении, признание прав партнёров на собственную точку зрения и её защиту, умение слушать и слышать партнёров, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнёров, способность к сочувствию и сопереживанию;

– принцип индивидуализации процесса обучения. Процесс подготовки студентов подразумевает выбор каждым студентом своего уровня и темпа обучения, который обусловлен применением проектирования собственной учебной деятельности. Только в строго индивидуализированном процессе обучения можно осуществить личностный подход к управлению учением каждого студента;

– принцип сознательности и активности обучаемых. Определяет позицию и отношение студентов к участию в образовательном процессе. Сознательность в обучении – это понимание сущности изучаемых проблем, убеждённость в правильности и практической ценности получаемых знаний, позитивное отношение к обучению. Сознательность придаёт обучению воспитывающий характер. Активность студентов в процессе обучения в значительной мере способствует формированию общих профессионально значимых качеств и компетенций.

Эффективность вышеприведённых принципов возрастает при выполнении следующего комплекса педагогических условий, под которым нами понимается совокупность взаимосвязанных мер образовательного процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение заранее запланированных целей и задач обучения:

1) осуществление личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов в процессе организации учебной и внеучебной деятельности студентов, предполагающее использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности с учётом индивидуальных особенностей и исходного уровня подготовленности обучающихся. Целью реализации первого условия является формирование интеллектуально-развитой личности, способной к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Для достижения этой цели требуется отказ от такой организации учебного процесса, при которой учебная деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний (присвоение и потребление знаний), а не к его производству;

2) субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов, кото­рое определяет положение студента в образовательном процессе как активного субъекта деятельности. Данное условие позволяет повысить активность студента как субъекта образовательного процесса, расширить границы его творчества, что способствует в свою очередь формированию общих профессионально значимых качеств (к ним мы относим, прежде всего, такие качества как коммуникабельность, гуманность, целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, организованность, творчество, критичность, самокритичность, осознанность, рефлексия), на основе которых формируются компетенции (коммуникативная, информационная и специальная (проектировочная и самообразовательная)). Под информационной компетенцией мы понимаем способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, способность критического отношения к информации. В рамках специальной компетенции мы рассматриваем самообразовательную компетенцию, связанную со способностью учиться всю жизнь как основой непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни, а также проектировочную компетенцию, связанную со способностью качественно организовывать свою деятельность.

Для определения сформированности у студентов общих профессионально значимых качеств нами были выбраны критерии на основе дисциплины «Иностранный язык» (входящей в цикл гуманитарных дисциплин), так как кажутся нам более наглядными:

– мотивационный критерий, включающий положительную внешнюю и внутреннюю мотивацию к обучению, заинтересованность в положительном результате учебной деятельности и выполнении самостоятельных, творческих заданий, положительное отношение и готовность применять иностранный язык в будущей профессиональной деятельности;

– когнитивный критерий, показателями которого являются владение лексическими единицами, умение воспринимать иностранную речь на слух, правильное использование разных языковых средств в устной и письменной речи, понимание документации на иностранном языке, умение вести беседу на иностранном языке, умение работать в сети Интернет на иностранном языке;

– деятельностный критерий, предполагающий практическое применение иностранного языка: составление делового письма, резюме, анкеты, использование профессионально направленной лексики, умение вести переговоры юридического характера на иностранном языке, а также принятие творческих решений, самоконтроль и самостоятельность учебной деятельности.

Уровень сформированности компетенций мы предлагаем определять по следующим критериям и показателям:

– мотивационный (ценности, мировоззрение, выполнение этических норм, мотивы (внешние и внутренние), цели, рефлексия, готовность к гибкой переориентации в рамках своей деятельности и вне её);

– операциональный (способности к осуществлению деятельности, результативность деятельности, знания, умения, навыки, владение современными технологиями, индивидуальный стиль деятельности);

– социальной активности (умение вступать в продуктивное взаимодействие, сотрудничество, понимание значимости своей деятельности и деятельности других);

3) сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организа­ции образовательного процесса. Оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм в процессе организации обучения гуманитарным дисциплинам обеспечивает по­вышение качества усвоения студентами учебного материала, способствует формированию системы знаний, уме­ний и навыков, в целом способствует интенсификации профессионального ста­новления. К показателям сформированности у студентов системы знаний, умений и навыков мы относим: объём, полноту, системность, осмысленность, прочность, действенность и мобильность;

4) стимулирование познавательной активности студентов при обучении, представляющее собой проектирование обучающимися собственной учебной деятельности, предполагающее создание благоприятного эмоционального фона во время занятий, обеспечивающего эмоционально окрашенное восприятие учебного материала и облегчающее запоминание. Кроме того, выполнение данного условия способствует организации целенаправленной и сознательной деятельности, обращённой на самообразование и саморазвитие;

5) осуществление мониторинга. Мониторинг является необхо­димым условием контроля. По результатам контроля преподавателем могут быть уточнены цели и содержание обучения, пересмотрены подходы к выбору организационных форм и методов обучения.

Одним из главных элементов в организационно-деятельностном блоке является элемент управленческой деятельности, включающий в себя следующие этапы: формирование целей, информационной основы обучения, прогнозирование, принятие решения, организацию исполнения, коммуникацию, контроль и оценку результатов, коррекцию. Выделенные этапы детерминируют реализацию в рамках управления познавательной деятельностью студентов соответствующие им функции управления: целеполагающую, информационную, прогностическую, проектировочную, организационную, коммуникативную, контрольно-оценочную и корректировочную.

Кроме того, при осуществлении управления необходимо учитывать следующие принципы:

– принцип устойчивости, предусматривающий систему корректирующих воздействий, которые в случае отклонения результатов от целей обучения уменьшают это отклонение (путём корректировки содержания обучения, формулировки более прогностических целей, доработки управленческих воздействий, их (воздействий) оперативности, обеспечения более четкой согласованности взаимодействий субъектов и т.д.);

– принцип комфортности, означающий создание максимума удобств для творческих проявлений участников педагогического взаимодействия;

– принцип концентрации, подразумевающий объединение усилий всех субъектов на решение основных задач (познавательных, проектировочных, управленческих), возникающих по ходу образовательного процесса;

– принцип параллельности, предполагающий одновременную реализацию в условиях педагогической практики нескольких управленческих решений;

– принцип адаптивности, рассматриваемый как приспособляемость субъектов и объектов управления друг к другу и к изменяющимся условиям деятельности [1].

Именно такой процесс управления позволяет:

– обеспечить единое направление усилий всех членов образовательного процесса к достижению общей цели – качеству обучения;

– создать механизм внутреннего побуждения к действиям – мотивацию;

– предусмотреть три аспекта управленческого контроля:

а) дать точное определение целей, которые должны быть достигнуты в каждый обозначенный отрезок времени и основываться на планах, разработанных в процессе обучения; 

б) измерить то, что достигнуто за определённый период, и сравнить дос­тигнутое с ожидаемыми результатами;

в) подготовиться к действиям, если они необходимы, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.

Контрольно-коррекционный блок включает в себя оценку и контроль результатов обучения, его коррекцию.

Оценка результатов осуществляется в соответствии с показателями качества обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, к которым мы относим:

– соответствие полученных результатов поставленным целям обучения;

– мотивацию обучения (под факторами, влияющими на формирование положительных мотивов к учению, следует понимать: – осознание студентами непосредственных и перспективных целей обучения; теоретическую и практическую значимость усвоенных знаний; эмоциональную форму изложения научной информации; наращивание содержания и новизну научной информации; профессиональную направленность учебной деятельности; поддержание любознательности; адекватную организацию педагогического контроля);

– познавательную активность, связанную со стремлением к учению;

– отношение к изучаемой дисциплине, определяющееся интересом, результативностью и удовлетворённостью студентов процессом обучения.

Результативный блок предполагает в результате применения педагогического проектирования процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе сформированность у студентов системы знаний, умений и навыков по предмету, развитие общих профессионально значимых качеств личности, сформированность компетенций.

Предложенный процесс обучения на основе педагогического проектирования обладает свойством целостности, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определённую смысловую нагрузку и работают на конечный результат – качество обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе.

 

Литература:

1. Афанасьев В.В. Проектирование педтехнологий // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 147 – 150.

2. Образцов П.И.., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. – Орёл: Академия Спецсвязи России. – 2004. – 317с.

Основные термины (генерируются автоматически): технический вуз, образовательный процесс, педагогическое проектирование, процесс обучения, дисциплина, студент, Государственный образовательный стандарт, качество обучения, учебная дисциплина, учебный материал.


Ключевые слова

качество обучения, педагогическое проектирование, качество организации обучения

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование...

Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности

В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования про...

Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе

В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование...

Понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности

В статье рассматривается понятийный анализ проблемы формирования проектировочных умений студентов ССУЗов при преподавании специальных дисциплин; дается толкование понятий «умения», «проектировочные умения»; актуализируется значимость формирования про...

Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе

В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Задать вопрос