Предпринимательство как один из факторов развития национальной экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 15933 раза

Библиографическое описание:

Прокопец, Т. Н. Предпринимательство как один из факторов развития национальной экономики / Т. Н. Прокопец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 1. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2469/ (дата обращения: 19.12.2024).

Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самостоятельного производителя, без предпринимательской активности процветание общества невозможно. Формирование малых и средних рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира  в сфере малого и среднего бизнеса действует значительное число небольших предприятий разнообразного профиля.

Предпринимательство является важнейшим элементом рыночной экономики, в значительной степени способствующим интенсивному развитию государства, во многом определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

    Несмотря на распространенное мнение о существенном отставании России от других стран в развитии малого и среднего предпринимательства (МСП), этот сектор составляет сегодня в нашей стране не менее 70% от общего числа предприятий и на него приходится примерно 35-40% численности занятых и общего объема производства продукции и услуг. [gks.ru]

            Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпринимательство  - является одной из  важнейших  составляющих  современной экономики. По своей экономической природе оно неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом.

Для того чтобы рассмотреть роль предпринимательства в развитии экономики страны рассмотрим  его основные функции, классифицировав их как макроэкономические и микроэкономические (таблица 1).

Таблица 1[1]

Система функций предпринимательства

Вид функции

Содержание функции

Макроэкономические функции

Наращивание богатства общества

Производство товаров как постоянное приращение совокупного достояния общества; приращение интеллекта как развитие важнейшего фактора экономики

Участие в национальных программах

Отчисление средств для реализации программ социального и экономического развития общества; участие в государственной политике занятости населения, здравоохранения, культуры и т.д.

Обеспечение экологической безопасности товаров и услуг

Ответственность за нанесение экологического ущерба своими товарами и услугами

Создание новых рабочих мест

Открытие новых производств, либо расширение производства

Расширение производственных возможностей и вывод на новый уровень

Совершенствование техники, технологии, организации и управления

Микроэкономические функции

Получение прибыли

Обеспечение безубыточности работы своей фирмы, расширение производства

Комбинация факторов производства

Различные сочетания всех факторов производства (материальных, личных, интеллектуальных) для реализации цели предпринимательства.

Инновационная деятельность

Постоянный поиск новых решений в производстве, организации  и управлении. Ориентация на научно-технический прогресс.

Снижение издержек

Выявление внутренних издержек своего дела, использование возможностей, представляемых внешними факторами.

Конкурентная борьба на рынке

Определение стратегии для конкурентной борьбы на рынке

Снижение потерь

Развитие безотходного производства

Получение выгоды

Кроме экономической выгоды в виде получения прибыли, здесь также может присутствовать завоевание доли рынка, получение выгодных заказов, развитие престижа компании и т.д.

Несение риска и ответственности

Стремление застраховать себя от риска или по возможности распределить его.

 

            Представленные функции предпринимательства могут дополняться в зависимости от реальной ситуации, конкретной социально-экономической обстановки в стране и мировой экономике.

            Изложенные микроэкономические и макроэкономические функции предпринимательской деятельности свидетельствуют о том,  что с развитием рыночной экономики роль предпринимательства становится одной из важнейших в экономической системе свободного рынка.

            Для гармоничного развития предпринимательства, как самостоятельной подсистемы рыночной экономики, необходимо учитывать все его особенности в частности диалектический характер развития предпринимательской деятельности. В данном контексте подразумевается автономность предпринимательства, с одной стороны, и его зависимость от всей экономической системы – с другой. Автономность предпринимательства, как самостоятельной подсистемы в рыночной экономике проявляется через его основные функции (получение выгоды и инновационность деятельности) и определяет то общее, что характерно  для предпринимательства в любой социально-экономической обстановке. А зависимость предпринимательства от всей экономической системы выражается через его взаимодействие с этой системой посредством конкуренции и механизма регулирования экономики. В этом диалектическом развитии предпринимательства, как самостоятельной подсистемы рыночной экономики заключается источник его развития и жизнедеятельности, а также база для государственного регулирования предпринимательской деятельности.

            При этом предпринимательская деятельность должна развиваться во всех направлениях. В связи с этим, государство должно учитывать и автономность предпринимательства, и в то же время регулировать его деятельность.

Кроме того, можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни.

1. Большие индустриальные предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства путем предоставления последнему заказов, производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.

2. Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из региональных и местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, венчурное финансирование, амортизационные отчисления.

Несмотря на наличие столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат для предпринимательства нельзя назвать благоприятным. Причин этому много, представим некоторые из них:  каждый из каналов действует самостоятельно, и  они в совокупности представляют единую, скоординированную систему; имеются большие сложности, как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.

3. Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя.

Несовершенство налоговой системы становится все более очевидным. Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от регионов.

С экономической точки зрения в науке выделяются четыре группы регионов: 1) регионы с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития; 2) депрессивные регионы; 3) регионы с преобладающей добычей и переработкой первичных природных ресурсов; 4) регионы аграрного типа.

Очевидно,  что для регионов первой и третьей группы дифференциация налогов должна исходить из приоритетности конкретного вида производства, тогда как для депрессивных регионов возможны максимально выгодные налоги, вплоть до их отмены на определенный период. Для регионов четвертой группы налоговая политика должна состоять в создании максимального протекционизма сельскохозяйственному производству, преследуя конечную цель – обеспечение продовольственной безопасности страны.

В качестве отрицательного фактора в развитии предпринимательства следует признать нестабильность принятия законов и подзаконных актов по налогообложению. Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы. Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности.

Исходя из зарубежного опыта стимулирования предпринимательства, имело бы смысл установить в России категорию «пионерных» предприятий с предоставлением им «налоговых каникул» сроком на 5 лет. Статус «пионерных» следует предоставить предприятиям, выпускающим продукцию ранее не производимую в стране и чрезвычайно дефицитную. 

Мировая практика свидетельствует, что эффективное развитие предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой системы хозяйствования. Предпринимательство имеет ряд специфических  свойств, которые способствуют ускорению экономических процессов и отличают его от других элементов рыночного хозяйства. Ускоряя процессы изменений в факторах производства, формах труда и организации деятельности, предпринимательство, тем самым, является «возмутителем спокойствия» и все время переводит экономику как бы в новое измерение. Именно в сфере предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для экономического роста. Предпринимательство, а также инфраструктуры его поддержки в России находятся в процессе развития и нуждаются в дальнейшей поддержке государства. В результате предпринимаемых государством мер основные показатели деятельности и условия хозяйствования значительного числа МСП постепенно меняются к лучшему. [1, стр. 81]

Таким образом, роль малых и средних предприятий в мировой экономике огромна как с точки зрения вклада в ВВП и в процессе создания новых рабочих мест, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности национальной экономики и внедрения новых технологий. Стабильный сектор малого и среднего бизнеса способен увеличить рост уровня и качества жизни любой страны. Малые и средние предприятия обеспечивают рынок такими товарами и услугами, которые в силу экономических причин не производятся крупными корпорациями. Без такого рода услуг многие компании не смогли бы осуществлять производство на качественном и современном уровне, что предопределяет постоянное расширение и обновление форм и направлений поддержки  предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

Литература:

1.      Бакалягин Г.Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства // Вопросы статистики №8, 2009 стр. 81-84



[1] Разработано автором

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, рыночная экономика, автономность предпринимательства, предпринимательство, самостоятельная подсистема, экономическая система, значительное число, конкурентная борьба, мировая экономика, налоговая система.


Похожие статьи

Интеллектуальный капитал как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики

Научно-технологическое развитие, как определяющий фактор международной конкурентоспособности национальной экономики

Информатизация как основополагающий фактор развития общества

Инновации как ключевой фактор повышения конкурентоспособности предприятий

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Экология, как составляющий фактор при оценке экономического потенциала предприятия

Интеллектуальные ресурсы как фактор обеспечения социально-экономического развития общества

Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности

Направления влияния домашних хозяйств на развитие региональной экономики

Здоровье нации как доминанта оценки эффективности социальной политики государства

Похожие статьи

Интеллектуальный капитал как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики

Научно-технологическое развитие, как определяющий фактор международной конкурентоспособности национальной экономики

Информатизация как основополагающий фактор развития общества

Инновации как ключевой фактор повышения конкурентоспособности предприятий

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Экология, как составляющий фактор при оценке экономического потенциала предприятия

Интеллектуальные ресурсы как фактор обеспечения социально-экономического развития общества

Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности

Направления влияния домашних хозяйств на развитие региональной экономики

Здоровье нации как доминанта оценки эффективности социальной политики государства

Задать вопрос