Считается, что впервые раскрыл значение понятия экономической власти Карл Маркс в 19 веке. Именно Маркс сделал вопрос о власти предметом исследования экономической науки. Хотя в его работах специальный анализ власти как категории экономической теории отсутствует, вместе с тем отношения власти, господства и принуждения выступают одной из существенных характеристик экономических отношений [1, с. 14]. Карл Маркс считает властные отношения одной из важнейших характеристик капитализма. По его мнению, сущность природы власти заключается в обладании собственностью или так называемыми меновыми стоимостями. Данный феномен у индивида начинает проявляться благодаря капиталу, а не исключительным личностным характеристикам. Сам факт владения капиталом означает наличие власти, тем самым предоставляя владельцу право господства над трудом и результатами труда, что, в конечном счете, приводит к власти капиталистов над рабочим классом.
Маркс отождествлял такие понятия, как деньги и власть, собственность и государство, считал их явлениями однородного порядка. По его мнению, в производстве господствует тот, кто контролирует и поставляет капитал. Владельцы капитала также и властвуют в обществе и, более того, определяют его моральный облик. Они контролируют даже государство, которое становится подчиненным воле и интересам господствующего класса.
В марксистской теории взаимоотношения экономики и власти, в общих чертах, трактуются, как отношения надстройки к базису. То есть власть от экономики зависит напрямую, а экономика от власти практически не зависит, поскольку все предопределяет уровень развития производительных сил. «…В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание…» [3, c.6-7]
Карл Маркс связывал феномен власти с отношениями собственности и экономическим господством правящего класса. Владение частной собственностью предполагалось единственным источником экономической власти. Политическая власть, по его мнению, является вторичной, лишь порождением экономической власти, а государство является институтом экономически господствующего класса, который при помощи государства становится еще и политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Карл Маркс считал, что государство не должно полностью контролировать экономику и регулировать жизнь каждого индивида общества. Он писал, что «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган этому обществу всецело подчиняющийся [2, c. 26]». Помимо этого для Маркса важно то, что государство имеет сложную, по крайней мере, двойственную природу: «это не только инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс становится также политически господствующим классом, но и механизм для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества [4, c. 422]».
По Марксу, самый главный вопрос преобразования структур капиталистического общества – вопрос о власти. Причем для него власть в форме диктатуры пролетариата не самоцель. В конечном счете, по его мнению, нужна система общественного самоуправления, которая по своим функциям, способствовала бы преодолению отчуждения и развитию свобод всех членов общества. Только так, по его мнению, может произойти эмансипация человека
Литература:
1. Дементьев В. В. Экономика как система власти. – Донецк: Каштан, 2003. С. 14.
2. Маркс, К. Критика Готской программы // Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч., т. 19, стр. 26
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-7.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 25, ч.I. - С. 422