В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игровой деятельности.
Ключевые слова: методы активного обучения иностранному языку, игра, игровые технологии.
Современные тенденции в образовании свидетельствуют о переходе от традиционного подхода в преподавании, сфокусированного на деятельности учителя и учебном содержании, к личностно ориентированному подходу, где в центре внимания находится познавательная деятельность учащихся.
В традиционной системе обучения деятельность учащихся сводится только к усвоению учебного материала, что способствует существенному ослаблению мотивации из-за отсутствия понимания связи теории с практикой. Отличительные особенности, активных методов обучения заключаются в стимулировании познавательной деятельности учащихся, развивая интерес к изучаемому материалу и поиску нужной информации, которую возможно сразу проверить на практике.
Интерактивное обучение — это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется активное взаимодействие педагога и обучающегося [1]. При данной форме обучения, каждый из учащихся является полноценным участником учебного процесса, где вовлечен в мыслительную и поведенческую активность.
К методам интерактивного обучения относятся деловая игра, драматизация и театрализация, синектика, инверсия, мозговой штурм (атака), метод фокальных объектов, метод групповой дискуссии, метод эвристических вопросов, метод морфологического анализа, игровое проектирование, имитационный тренинг, психотехнические игры и тренинги, ОДИ (организационно-деловые игры), ОМИ (организационно-мыслительные игры) и др. [3]. Так, стоит отметить, что основу активного обучения составляют игровые технологи.
Педагогическая игра — это вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью [1].
Такие области знания как философия, культурология, психология, и педагогика активно изучали игру как особое явление и этап жизни человека, а также метод обучения (С. В. Арутюнян, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, О. С. Газман, В. М. Григорьев, Н. А. Короткова, Ф. И. Фрадкина, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес, Г. П. Щедровицкий, и др.). В отечественной педагогике начало особого интереса к обучающей игре отмечается в 90-е гг. ХХ в. (В. В. Петрусинский, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков, М. В. Кларин, А. С. Прутченков и др.). Данное явление наблюдается и на современном этапе развития науки.
В современной школе в ходе изучения иностранного языка игровые технологии применяются:
‒ как самостоятельная технология в овладении материалом, информацией;
‒ как компонент другой педагогической технологии (например, проектной);
‒ как форма урока или его часть;
‒ как технология внеаудиторной работы [4].
Положительные результаты обучения при применении игровых технологий возможны благодаря высокой активности обучающихся, вызванной устойчивой необходимостью в мыслительных и поведенческих операциях, направленных на решение игровых задач, а также присутствием скорой и эффективной обратной связи, нацеленной на корректировку малорезультативных или неверных решений. Качество овладения новым материалом также обусловлено эмоциональной вовлеченностью учащихся в игру, возможностью проверить приобретенный опыт на практике и проанализировать полученные результаты собственных усилий. Изучение данного вопроса, также позволило исследователям сделать вывод, что ситуации игрового взаимодействия, сохраняются в памяти его участников на больший срок [7].
В современной школе одной из основных задач применения игровых технологий при изучении иностранного языка должно стать концептуальное разъяснение предлагаемого содержания. Применяя игру в учебном процессе, учитель иностранного языка формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, изменять ее и перерабатывать, планировать на ее основе дальнейшие действия и пути решения, как в шаблонных, так и в нестандартных коммуникативных ситуациях.
Игровые технологии в обучении иностранному языку выполняют следующие функции:
‒ познавательная — вызвать устойчивый интерес к новой информации, новой культуре и языку);
‒ обучающая — развитие познавательных процессов, формирование и развитие основных умений и навыков);
‒ воспитывающая — воспитание толерантности, развитие эмпатии;
‒ мотивационная — создание благоприятной атмосферы на уроке, снятие эмоционального напряжения, вызванного интенсивным обучением иностранного языка;
‒ коммуникативная — освоение навыков общения на иностранном языке;
‒ диагностическая — определение соответствия или несоответствия нормативному уровню знаний, компетенций;
‒ коррекционная — своевременная коррекция отклонений от нормативного уровня знаний, компетенций;
‒ функция усвоения единых межкультурных социальных ценностей;
‒ функция социализации — вовлечение в систему общественных отношений, погружение в иноязычную среду и культуру страны изучаемого языка [2].
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
‒ обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
‒ познавательные, воспитательные, развивающие;
‒ репродуктивные, продуктивные, творческие;
‒ коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. [5].
Типология педагогических игр по характеру игровой методики достаточно обширна. Отметим лишь наиболее часто встречающиеся в педагогической практике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Исходя из предметной области, выделяются игры по всем учебным дисциплинам.
Рассмотрим этапы реализации ролевой игры в процессе обучения иностранному языку:
1 этап — подготовительный — определение целей и задач игровой деятельности, актуальных для обучающихся, план реализации сценария, подготовка необходимого дополнительного материала (аудио-, видео-сопровождение, раздаточный материал, компьютерное обеспечение и т. д.). От уровня владения обучающихся иностранным языком, данный этап может быть реализован как учителем, так и с участием учеников. При этом, уровень владения обучающимися навыками устной и письменной речи и знания о культурных особенностях страны изучаемого языка, должны быть до+статочным для решения данной коммуникативной задачи. Основное требование к поставленным задачам — они должны побуждать учащихся к применению наличных знаний и поиску новых.
2 этап — разъяснение — педагог знакомит учащихся с игровой ситуацией, обозначаются главная цель игры и ее отношение к теме урока, правила игры, с учетом психологических особенностей обучающихся и их языковой подготовки распределяются роли. При необходимости учащиеся могут обратиться к педагогу с дополнительными вопросами на разъяснение. Имеет значение, чтобы каждый из участников игры серьезно и ответственно подошел к выполнению своей роли, так как во многом от этого будет зависеть продуманность и естественность их речи на иностранном языке.
3 этап — реализация игры — проигрывание игровой ситуации. Участие в игре педагога зависит от уровня языковой подготовки группы: в группах с низким уровнем — учитель осуществляет полное или частичное руководство игрой; в группах с высоким уровнем владения иностранным языком — учитель только направляет учащихся в случае возникновения трудностей. В ходе игры учитель наблюдает, чтобы психологический климат в группе носил доброжелательный, творческий характер, способствующий активности и инициативности в коммуникации каждого участника.
4 этап — рефлексия — по итогам игры проводится анализ результатов, отмечаются достижения и неудачи, уровень владения обучающимися языковыми навыками, формулируется вывод [2, 6].
Необходимо отметить, что применение игровых технологий в обучении иностранному языку способствует развитию мотивации обучающихся. Игра создает учебно-познавательную ситуацию, в которой учащиеся, как участники игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение, выявляя тем самым их ценность [5].
Посредством игровых технологий обучающиеся усваивают навыки лексико-фразеологической комбинации слов в непосредственном речевом общении, неоднократно практикуют грамматические конструкции. Игровые технологии пробуждают глубокий интерес учащихся к нормам и ценностям иной культуры и языка [6].
Критериями оценки реализации игровой технологии в процессе обучения иностранному языку выступают понимание культуры страны изучаемого языка, понимание сходств и различий родной культуры и культур народов других стран, и непосредственно уровень владения иностранным языком.
Стоит отметить, что, несмотря на все достоинства данных технологий, они не могут являться единственным источником систематических знаний и должны применяться в образовательном процессе в системе с другими методами, технологиями и формами организации обучения.
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
- Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. / И. Е. Колесникова — Минск: Народная Асвета. — 2000–120 с.
- Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. — 2010. — N 4. — С. 14–16.
- Митина А. Рефлексивно-игровая технология обучения.// Высшее образование в России.- № 4 / 2013.- С. 86–89.
- Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров; Моск. пед. ун-т. — Москва: Рос. пед. агентство, 1996. — 269 с.
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин — М.: Просвещение, 2001–370 с.
- Шапиева А. С., Магомедова П. К. Применение игровых технологий в процессе обучения.// Евразийский Союз Ученых.- № 10–4 (19).- 2015.- С. 70–73.