Рассматриваются вопросы обеспечения пожарной безопасности производственных объектов, введенных в эксплуатацию до принятия федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Ключевые слова: пожарная безопасность, пожарная опасность, технический регламент, противопожарная защита, техническое регулирование.
Большое количество промышленных предприятий, действующих на территории Российской Федерации, построены во времена Советского Союза. А это означает, что проектная документация на их строительство разрабатывалась в соответствии с нормативными документами, действовавшими в соответствующий период.
В настоящее время противопожарные требования не учитывают сроки эксплуатации зданий, поэтому существует необходимость выработки дополнительных критериев и подходов для оценки системы пожарной безопасности и противопожарной защиты производственных объектов.
Поэтому в современных условиях актуальной является проблема обеспечения пожарной безопасности производственных объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу федерального закона от 22.07 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент). В особенности это касается производственных объектов, запроектированных и введенных в эксплуатацию в 40-х — 50-х годах XX века. В данный период времени нормативные документы существенным образом отличались от ныне действующих. Эксплуатационные характеристики зданий, построенных в указанный период, предусматривали и соответствующие расходы на обеспечение пожарной безопасности. Поэтому прямое применение современных нормативных требований, направленных на обеспечение пожарной безопасности, может оказаться крайне затратным, в ряде случаев малоэффективным или невозможным вследствие конструктивных особенностей зданий. Данное положение зачастую усложняется тем, что проектная документация на указанные объекты отсутствует, что не позволяет провести оценку соответствия конструктивных решений, эксплуатируемых зданий тем или иным нормативным документам. При этом часть 4 статьи 4 Технического регламента допускает применение к указанным объектам ранее действующих требований [1]. Из этого следует, что при отсутствии проектной документации и достоверных сведений о проведении реконструкции или капитального ремонта логично было бы руководствоваться нормативными документами, действовавшими на дату ввода объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, необходимо учитывать, что с момента ввода объекта в эксплуатацию, нормативные документы по пожарной безопасности претерпевали неоднократные изменения и дополнения, а также то, что все строительные нормы как ранее, так и ныне действующие, распространяются только на проектирование вновь возводимых и реконструируемых зданий, что не обязывает вносить изменения в уже существующие проектные решения. То есть к объектам применяются требования, в соответствии с которыми они построены, если работы по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению не проводились [1].
С принятием федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и последующим принятием и введением в действие Технического регламента сложилась система гибкого (объектно-ориентированного) нормирования, которая позволяет наиболее оптимальным образом обеспечить пожарную безопасность объектов с учетом их индивидуальных особенностей и сроков эксплуатации, в отличие от «жесткого» нормирования, предписывающего соблюдение определенных требований для любого объекта, отнесенного к определенному классу пожарной опасности.
Учитывая, что одной из целей технических регламентов является защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, в том числе по обеспечению пожарной безопасности [2].
В соответствии со статьей 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности [1].
Вместе с тем положения части 3 статьи 4 указанного закона [1] относят к нормативным документам по пожарной безопасности национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента [1]. Перечень этих документов утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 № 474. Но в данном перечне отсутствуют нормативные документы, такие как строительные нормы и правила или их актуализированные версии, с помощью которых можно оценить соответствие рассматриваемых объектов положениям Технического регламента [3].
Анализ нормативных документов (начиная с ОСТ 90015–39 «Общесоюзные нормы промышленного проектирования промышленных предприятий» (далее — ОСТ 90015–39), НСП 102–51 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест» (далее — НСП 102–51) и оканчивая сводами правил: СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (далее — СП 2.13130), СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее — СП 4.13130) и СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (далее — СП 12.13130) показывает, насколько изменилось противопожарное нормирование. В 40–50 годах XX века отсутствовали требования к пределу огнестойкости ограждающих конструкций, отделяющих помещения с различной категорией по взрывопожарной и пожарной опасности производственных и складских объектов защиты и (площадь помещений с различной категорией по взрывопожарной и пожарной опасностью ограничивается только брандмауэрами (противопожарными стенами в ранее действующей терминологии)). Соответственно не было нормативных требований по защите автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения в зависимости от категории помещений и их площади. Категории зданий и пожарных отсеков устанавливались по степени пожарной опасности размещенных в них производств, а не по характеристике и количеству веществ и материалов находящихся (обращающихся) в помещении. Категория В не разделялась на группы категорий В1 — В4 в зависимости от количества пожарной нагрузки и способа её размещения [4,5]. До введения СН 463–74 «Указания по определению категории производств по взрывной, взрывопожароопасной и пожарной опасности» расчет категорий не проводился, ограничиваясь отнесением к той или иной категории по описательным признакам, указанным в нормативных документах [4,5,8]. Соответственно и требования к размещению производств и объектов хранения с различной категорией по пожарной опасности в отдельных помещениях, их предельно допустимой площади и ограждающим конструкциям с нормируемым пределом огнестойкости существенным образом отличались от современных либо отсутствовали. Между тем, пожарная опасность производственных объектов и необходимые противопожарные мероприятия определяются в соответствии с категорией по пожарной и взрывопожарной опасности. В этом и состоит принципиальное отличие параметров пожарной безопасности производственных объектов, построенных по ранее действовавшим требованиям, от современных. Чтобы понять различие в противопожарном нормировании ранее действующих документов и современных, необходимо провести их сравнительный анализ. Для этого нужно на конкретном объекте рассмотреть некоторые нормативные показатели: требуемая степень огнестойкости здания и строительных конструкций, наибольшая допустимая площадь пожарного отсека, порядок отнесения зданий и помещений к определенной категории по пожарной и взрывопожарной опасности, требования к размещению в одном здании (пожарном отсеке) производств с различными категориями.
В качестве объекта исследования выбрано производственное здание 1954 года постройки, проектная документация на которое утрачена. Принимая во внимание год постройки, время, затраченное на подготовку проектной документации и строительство, можно предположить, что проектные решения принимались по следующим нормативным документам: ОСТ 90015–39 или НСП 102–51. Анализ строительных конструкций в соответствии с указанными документами позволяет отнести рассматриваемое здание его ко II степени огнестойкости. В здании находятся помещения с различными категориями по взрывопожарной и пожарной опасности (А, Б, В1 — В4, Г и Д). Само здание отнесено к категории В. Указанными документами площадь пожарного отсека, количество этажей и высота здания для категории Д не ограничивались. Соответственно и устройство каких-либо противопожарных преград не требовалось. Такое же нормативное значение установлено в СП 2.13130. Однако, если руководствоваться СП 12.13130 [12], то производственные помещения в которых проводится обработка металла на токарных и фрезерных станках (по ОСТ 90015–39 и НСП 102–51 относится к категории Д) могут относиться к категориям В4 или В3 (в данном случае в качестве пожарной нагрузки учитывается наличие в станках трансмиссионного масла, его количества и пожароопасных свойств, деревянных стланей и т. п.) [12]. Для категории В по НСП 102–51 для зданий II степени огнестойкости площадь пожарного отсека для одноэтажных зданий ограничивается 7000 м2, а в СП 2.13130 данная площадь не ограничивается [6]. Но здесь необходимо учитывать, что помещения с категориями В1 — В3 по СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» должны защищаться автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения в зависимости от их площади, так как их наличие влияет на время обнаружения пожара, ограничение его распространения [9].
Более того, в 1940–1950 годах отсутствовали требования по защите автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре и противодымной вентиляции. Поэтому, если при обеспечении пожарной безопасности данных объектов руководствоваться ранее действующими документами [1], то уровень обеспечения пожарной безопасности находящихся в них людей может существенным образом отличаться от уровня в производственных зданиях, запроектированных и построенных по современным требованиям. Тем самым будут различаться условия безопасного труда на этих объектах. Кроме того, при проведении оценки соответствия объектов с помощью определении величины пожарного риска по установленной методике [10] учитывается в соответствии с требованиями нормативных документов наличие технических средств и решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности (объемно-планировочные и конструктивные решения, обеспечивающие ограничение распространение пожара в безопасную зону, АУПС, АУПТ, СОУЭ, противодымной защиты). Можно задаться вопросом: если противопожарное нормирование 40–50-х годов XX века не требовало оборудование объектов указанными средствами, но которые оказывают существенное влияние на необходимое время эвакуации людей в случае возникновения пожара, ограничение его распространения и последствий, то соответственно и собственник объекта не обязан в соответствии с вышеуказанным положением ФЗ № 123 оборудовать здание средствами противопожарной защиты, если на момент ввода объекта в эксплуатацию данные требования в нормативных документах отсутствовали? Между тем нормы пожарной безопасности НПБ 110–03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные приказом МЧС России, зарегистрированы в Минюсте России, то есть являются нормативным правовым актом. А значит, к указанным производственным объектам данные требования должны применяться в обязательном порядке.
Данное противоречие усложняет проведение оценки соответствия требованиям пожарной безопасности рассматриваемых производственных объектов с длительным сроком эксплуатации. Однако, чтобы избежать указанных противоречий и необоснованных избыточных расходов с одной стороны и наиболее оптимально обеспечить пожарную безопасность с другой на производственных объектах, запроектированных и построенных по старым нормам, то ситуация видится следующим образом:
– для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности необходимо применение системы гибкого нормирования и положений Технического регламента [1,2];
– использование современной методики расчетов определения категорий зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности [11];
– проведение расчета пожарного риска в целях оценки влияния опасных факторов пожара на своевременную эвакуацию людей из здания по установленной методике [10], и только на основании полученных результатов расчетов выполнять необходимые противопожарные мероприятия.
Литература:
- Федеральный закон от 22.07 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
- Приказ Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 № 474 «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- ОСТ 90015–39 «Общесоюзные нормы промышленного проектирования промышленных предприятий».
- НСП 102–51 «Противопожарные нормы строительного проектирования предприятий и населенных мест».
- Сод правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
- Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
- СН 463–74 «Указания по определению категории производств по взрывной, взрывопожароопасной и пожарной опасности».
- Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
- Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 N 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
- СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».