В данной статье рассмотрены основные этапы развития корпоративной отчетности. Проанализированы различные формы корпоративной отчетности. Определены основные тенденции развития корпоративной отчетности в мире и в России.
Ключевые слова: отчетность, корпорация, корпоративная отчетность, устойчивое развитие.
В последнее время к компаниям по всему миру предъявляется все больше требований к объему и качеству раскрываемой ими информации. Эти требования исходят от достаточно широкого круга сторон, заинтересованных в результатах деятельности компании (стейкхолдеров).
Государство, инвесторы, кредиторы, потребители и другие стейкхолдеры имеют свои потребности, для удовлетворения которых организациям необходимо публиковать различные финансовые и нефинансовые отчеты.
Основным свойством отчетности является ее публичность, которая позволяет сформировать заинтересованным пользователям мнение о финансово-хозяйственной деятельности корпорации. Так же не мало важную роль играет информационная функция финансовой отчетности, которая обеспечивает эффективную конкуренцию на рынке капитала.
На сегодняшний день крупные компании ведущих стран мира, принадлежащие к различным отраслям, помимо бухгалтерской (финансовой) отчетности, позволяющей «…объективно оценить финансовое положение организации» [2], формируют также социальную отчетность, корпоративную, экологическую, отчетность в области устойчивого развития, в области охраны труда и здоровья, в области корпоративного гражданства. По своему содержанию все эти отчеты включают в себя и нефинансовую информацию о субъекте — составителе отчетности.
Важное место в системе корпоративной отчетности занимает консолидированная финансовая отчетность.
Консолидированная бухгалтерская отчетность является совокупностью отчетностей двух или нескольких компаний, объединенных в группу, связанных юридическими и финансовыми взаимоотношениями.
Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет ряд преимуществ перед бухгалтерской (финансовой) отчетностью, так как имеет дополнительные информационные и аналитические возможности.
В настоящее время большинство крупных групп компаний используют консолидированную отчетность в целях управления, поскольку информация, которую она представляет, является важной для целей управления группой.
Таким образом, можно отметить, консолидированная отчетность в настоящее время занимает одно из главных мест в системе современной экономической информации.
В процессе развития требований стейкхолдеров к корпоративной отчетности, появились отчеты корпораций в виде отчетности в области устойчивого развития.
В последние годы сложилось множество национальных и глобальных институтов, которые требуют следования принципам ответственного бизнеса прежде всего в отношении окружающей среды, качества продукции, условий труда, гарантий занятости определенных категорий и т. п.
Стоит подчеркнуть, что научная разработка категории социальной ответственности бизнеса и деловой этики ведется давно. Так, Адам Смит написал малоизвестную ныне работу по нравственным началам экономики. И в США еще в 1895 г. Альбион Смолл, лидер ранней американской социологии, подчеркивал, что «не только государственные учреждения, но и частный бизнес находятся в доверительном владении общества» [1].
В настоящее время под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимается соответствие деятельности организации экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период времени.
В последнюю четверть века происходит институционализация КСО, проявляющаяся в разработке как международных стандартов социальной ответственности, так и множества обязательных и добровольных регуляторов (регулирование биржевой торговли, рейтинги, ассоциации).
За последние несколько лет стремительно увеличился объем нефинансовой отчетности. Это обостряет потребность во взаимоувязке нефинансовой и финансовой отчетности в рамках интегрированного отчета и интегрированного восприятия управленческой деятельности. [3]
Появление такого инновационного вида отчетности как интегрированная отчетность может облегчить для компании процесс раскрытия запрашиваемой информации. С момента издания Международного стандарта интегрированной отчетности прошло не так много времени. Из-за отсутствия достаточного опыта, у зарубежных и российских компаний остаются вопросы касательно правильного применения стандарта на практике.
По мере динамического развития компаний и усложнения ведения бизнеса финансовая отчетность уже не является достаточным и единственным источником актуальной информации для ее пользователей. Очевидно, что при всей значимости представленных в бухгалтерской отчетности финансовых показателей, они содержат информацию о уже свершившихся фактах хозяйственной жизни и тем самым отражают лишь текущее положение дел.
В свою очередь, активно повышается спрос на предоставление информации о дальнейшем развитии корпораций в средне- и долгосрочной перспективе, а также на другие нефинансовые показатели. В частности, такая новаторская модель отчетности как интегрированная отчетность может удовлетворить данный спрос со стороны заинтересованных пользователей (стейкхолдеров).
В российской научной литературе, посвященной теоретическим аспектам и практическому применению корпоративной отчетности, представлены разнообразные причины появления обсуждаемой категории. В качестве примера, в своем исследовании О. В. Соловьева выделяет одной из предпосылок — неудовлетворенность представления в финансовой отчетности информации общего назначения. На ряду с этим, отмечается сложность финансовой отчетности, ее излишний объем и переполненность техническими компонентами. Автор верно обращает внимание, что в течение последних лет «многие корпорации готовят отдельные отчеты, отражающие вопросы управления корпорациями, социальной и экологической ответственности». [5]
Применение интегрированной отчетности направлено на повышение качества информации, предоставляемой инвесторам и кредиторам; улучшение корпоративной отчетности путем выработки более связного подхода объединения различных направлений отчетности; повышения корпоративной ответственности; распространение и поддержку интегрированного мышления.
Одним из преимуществ интегрированной отчетности является повышение эффективности самого процесса подготовки отчета. Так как данный вид отчетности учитывает изменения в корпоративной отчетности, происходящие в рамках национальных юрисдикций разных стран мира, то ожидается, что через некоторое время организациям не придется предоставлять многочисленные несвязные и статистические данные, а станет нормой корпоративной отчетности.
Несмотря на то, что интегрированный отчет может связывать различные показатели и данные из финансовой и нефинансовой отчетностей, он во многом отличается от других отчетов, подготавливаемых компаниями. Например, в отчете необходимо раскрывать информацию о способности организации создавать стоимость, поэтому делается акцент на краткость, перспективную направленность и взаимосвязанность информации.
Интегрированный отчет представляет собой инструмент корпоративного управления в целом. Процесс его разработки объединяет различные уровни и стороны корпоративного управления в последовательном и открытом диалоге со всеми заинтересованными сторонами — как внутренними, так и внешними.
Динамику внедрения интегрированной отчетности можно проследить по данным CorporateRegister.com и GRI. Так, в 2010 г. интегрированные отчеты выпустило уже 5 % компаний, публикующих нефинансовую отчетность, в основном из Бразилии и ЮАР. В количественном же выражении было зарегистрировано 185 интегрированных отчетов. В следующем году их количество увеличилось на треть — до 238 отчетов. Данная динамика увеличения прослеживалась и последние два года. В базу данных МСИО на 2016 г. включены отчеты 459 компаний. [4]
Из российских компаний в пилотной программе Международного совета по интегрированной отчетности изначально участвовали Госкорпорация «Росатом» и ОАО «НК Роснефть».
Развитию теории и практики интегрированной отчетности в Российской Федерации способствовала существенная экспортная ориентация ее экономики. Крупным российским компаниям, для того чтобы занять и удержать позиции на мировых сырьевых рынках, необходимо соответствовать международным требованиям и стандартам, в том числе в части корпоративной отчетности. Благоприятствуют и меры, предпринимаемые государством по повышению прозрачности компаний. Отчасти это продиктовано участием России в соответствующих международных соглашениях.
Свою роль играют и растущие информационные запросы расширяющегося круга заинтересованных лиц, в том числе не обладающих базовыми экономическими и тем более бухгалтерскими компетенциями. В условиях значительного роста объема и значения нефинансовой информации им необходим такой отчет о деятельности интересующей их компании или администрации, который бы реально отражал существенные данные в краткой и понятной форме: текущее состояние организации, ее способность создавать стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Следует также отметить, что проект интегрированной отчетности дает России возможность не только стремиться к соответствию данным извне мировым стандартам, но и активно участвовать в становлении этого нового института.
Для того, чтобы интегрированный отчет был полноценным важен не только факт существования полного перечня составляющих, но и степень их раскрытия, а также связь между собой.
Большинству руководителей российских компаний еще только предстоит понять, что интегрированная отчетность является опорной точкой в деле совершенствования системы управления, что она способствует росту качества управления и корпоративной культуры, инвестиционной и потребительской привлекательности, устойчивому развитию компании, повышению репутации и росту доверия со стороны общества в целом.
Следует отметить, что система бухгалтерского учета в России переживает сложный процесс модернизации путем интеграции в систему мировых стандартов. Российским компаниям при подготовке отчетности рекомендуется ориентироваться на международные стандарты (GRІ, АА 1000, МСИО и другие), но при необходимости разрабатывать и внутренние нормативные документы. Параллельно с реформированием бухгалтерского учета происходит расширение использования автоматизированных информационных технологий в практиках и нормативной базе учета. [3]
В заключение, следует сказать, что в России наблюдается рост числа компаний, не обязанных публиковать отчетности, но при этом публикующих ее. Таким образом, наблюдает увеличение прозрачности бизнеса путем расширения предоставляемой информации посредством формирования корпоративной отчетности.
Литература:
- Гетьман В. Г. О концептуальных основах и структуре международного стандарта по интегрированной отчетности / В. Г. Гетьман // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 44. — С. 2–15.
- Кирьянова З. В. Анализ финансовой отчетности: учебник для бакалавров / З. В. Кирьянова, Е. И. Седова. — 2-е изд., — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 428 с.
- Концептуальные основы финансовой отчетности [Электронный ресурс] // Минфин России. — URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/02/main/
- Малиновская Н. В. Интегрированная отчетность: теория, методология и практика: дис. … док. эк. наук: / Малиновская Наталья Владимировна. — М., 2016. — 381 с.
- Соловьева О. В. Тенденции развития корпоративной отчетности: интегрированная отчетность / О. В. Соловьева // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — № 35. — С.2–15.