Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными Ψm - IS с контуром потока в системе абсолютных единиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными Ψm - IS с контуром потока в системе абсолютных единиц / А. А. Емельянов, В. В. Бесклеткин, В. М. Гусев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 1-19. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53436/ (дата обращения: 16.11.2024).



Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными Ψm - IS сконтуром потока в системе абсолютных единиц

Емельянов Александр Александрович, старший преподаватель;

Бесклеткин Виктор Викторович, старший преподаватель;

Гусев Владимир Михайлович, студент магистратуры;

Савельева Олеся Раифовна, студент магистратуры;

Швацкая Светлана Рафаиловна, студент;

Деменева Евгения Дмитриевна, студент

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

Пестеров Дмитрий Ильич, магистрант

Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург)

Данная работа является развитием статьи [2], в которой была получена математическая модель САР скорости асинхронного двигателя в системе относительных единиц. Преобразуем эту модель в систему абсолютных единиц.

Векторные уравнения асинхронного двигателя имеют следующий вид:

где - электрическая скорость вращения ротора;

- механическая угловая скорость на валу двигателя.

Обозначим токи, потокосцепления и индуктивности:

Переводим систему уравнений к изображениям :

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

Схема замещения и векторная диаграмма в системе абсолютных единиц [4] приведены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Схема замещения асинхронного двигателя в системе абсолютных единиц

Рис. 2. Качественная картина расположения векторов в двигательном режиме в системе абсолютных единиц

Разложение векторных величин по проекциям:

Записываем уравнения (1) – (5) по проекциям.

Уравнение (1):

По оси (+1):

(1’)

По оси (+j):

(1”)

Уравнение (2):

По оси (+1):

(2’)

По оси (+j):

(2”)

Уравнение (3):

По оси (+1):

(3’)

По оси (+j):

(3”)

Проекции потокосцепления и можно выразить и в следующей форме:

Уравнение (4):

По оси (+1):

(4’)

По оси (+j):

(4”)

Проекции потокосцепления и можно выразить и в следующей форме:

Уравнение (5):

По оси (+1):

(5’)

По оси (+j):

(5”)

Рассмотрим систему уравнений (1’), …, (5’) по оси (+1):

Так как электромагнитный момент определяется через две переменные IS и Ψm, то из уравнений (1’), …, (5’) необходимо исключить переменные IR, ΨR и ΨS.

Из уравнения (5’) выразим IRx:

(6’)

Подставим IRx в уравнение (4’):

Обозначим :

(7’)

Аналогично, рассмотрим систему уравнений (1”), …, (5”) по оси (+j):

Из уравнения (5”) выразим IRy:

(6”)

Подставим IRy в уравнение (4”):

(7”)

Для уравнений (1’) и (2’) по оси (+1):

Из уравнения (1’):

(8)

(8’)

Из уравнения (8’) выразим (Ψmx · s):

(9)

Подставим в уравнение (2’) выражения IRx, ΨRx и ΨRy из уравнений (6’), (7’) и (7”):

Затем внесем в полученное уравнение выражение (Ψmx · s) из (9):

(10)

Обозначим и . Кроме того, умножим обе части уравнения на :

Перенесем в левую часть слагаемые с переменной ISx:

Обозначим постоянную времени статорной обмотки в реальном времени :

где - постоянная времени статорной обмотки в машинном (ЭВМ) времени .

Переменная ISx на выходе апериодического звена определится в следующей форме:

Структурная схема проекции статорного тока ISx на ось +1 приведена на рис. 3.

Рис. 3. Структурная схема проекции статорного тока ISx на ось +1

Для уравнений (1”) и (2”) по оси (+j):

Из уравнения (1”):

(11)

(11’)

Из уравнения (11’) выразим (Ψmy · s):

(12)

Подставим в уравнение (2”) выражения IRy, ΨRy и ΨRx из уравнений (6”), (7”) и (7’):

Затем внесем в полученное уравнение выражение (Ψmy · s) из (12):

(13)

Перенесем в левую часть слагаемые с ISy и умножим обе части уравнения на kr:

Отсюда ток ISy:

Структурная схема проекции статорного тока ISy на ось +j приведена на рис. 4.

Рис. 4. Структурная схема проекции статорного тока ISy на ось +j

Определение потокосцепления Ψmx по оси (+1).

Из уравнения (8’) выделим (ISx · s):

(14)

Подставим в уравнение (2’) выражения IRx, ΨRx, ΨRy и (ISx · s) из уравнений (6’), (7’), (7”) и (14):

(15)

где

Перенесем в левую часть слагаемые с Ψmx:

Обозначим постоянную времени потока в реальном времени :

где - постоянная времени потока в машинном (ЭВМ) времени .

Потокосцепление Ψmx определится следующим образом:

(16)

Структурная схема проекции потокосцепления Ψmx на ось +1 приведена на рис. 5.

Рис. 5. Структурная схема проекции потокосцепления Ψmx на ось +1

Определение потокосцепления Ψmy по оси (+j).

Из уравнения (11’) выделим (ISy · s):

(17)

Подставим в уравнение (2”) выражения IRy, ΨRy, ΨRx и (ISy · s) из уравнений (6”), (7”), (7’) и (17):

(18)

Перенесем в левую часть слагаемые с Ψmy:

Определим потокосцепление Ψmy:

Структурная схема проекции потокосцепления Ψmy на ось +j приведена на рис. 6.

На рис. 7 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (6):

Рис. 6. Структурная схема проекции статорного тока Ψmy на ось +j

Рис. 7. Математическая модель определения электромагнитного момента M

Наконец, из уравнения движения (7) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 8):

(19)

Рис. 8. Математическая модель определения механической угловой скорости вращения вала двигателя

Электрическая скорость вращения ротора (рис. 9):

Рис. 9. Математическая модель определения электрической скорости вращения ротора

Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными Ψm IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц приведена на рис. 10. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [4] и [5].

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 10. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными Ψm–IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц

Развернутая схема САР скорости асинхронного двигателя приведена на рис. 11. Под каждым элементом развернутой схемы САР скорости указаны его номер и название.

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 11. Развернутая математическая модель САР скорости асинхронного двигателя

В контурах тока по проекциям x и y были получены одинаковые передаточные функции объектов управления:

Синтез регуляторов тока производится по классической схеме [3]:

где - компенсация объекта;

- исключение статической ошибки;

- введение новой постоянной времени контура тока.

Передаточная функция фильтра:

Принимаем настройку на модульный оптимум , тогда передаточные функции регуляторов тока по проекциям x и y:

где Tμ - некомпенсируемая постоянная времени (примем Tμ = 0,0025 с).

Обозначим:

Математические модели ПИ-регуляторов тока по проекциям x и y под номерами 4 и 6 приведены на рис. 12 и 13.

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 12. ПИ-регулятор тока по проекции x

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 13. ПИ-регулятор тока по проекции y

Важной частью структуры является наблюдатель, который служит для вычисления амплитуды и углового положения вектора потокосцепления. Поскольку в системе x, y поток ориентирован по оси x, определим модуль |Ψmx|, исключив из уравнения (16) составляющую потока Ψmy:

(20)

Выразим при Ψmy = 0.

Подставим в уравнение (2”) значения уравнений (6”), (7”) и (7’):

(21)

Подставим в уравнение (21) выражение из уравнения (17):

Перенесем в левую часть :

Отсюда:

Интегрируя , можно получить угол потока Ψmx [7].

Математическая модель наблюдателя потокосцепления Ψmx (номер 8) приведена на рис. 14.

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 14. Модель наблюдателя потокосцепления Ψmx

Выполним синтез регулятора потока.

Модуль потокосцепления с выхода наблюдателя:

При определении регулятора потокосцепления учтем следующее:

‒ до тех пор пока поток не установится, нельзя включать сигнал задания на задатчик интенсивности, т.е. третье слагаемое равно нулю (Ω = 0);

‒ напряжение близко к нулю.

В этом случае:

Следовательно, передаточной функцией потока является:

Синтез регулятора потока:

Примем , где n = 2; 10; 20. Тогда передаточная функция регулятора потока определится следующим образом:

Выразим коэффициенты ПИ-регулятора потока:

Модель ПИ-регулятора потока под номером 2 представлена на рис. 15.

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 15. ПИ-регулятор потока

Выполним синтез регулятора скорости.

С учетом наблюдателя () уравнение момента (6) примет вид:

Причем к моменту включения задатчика интенсивности [4].

где - номинальное потокосцепление в воздушном зазоре в о.е.;

- базовое значение потокосцепления.

Приведем структурную схему контура скорости (рис. 16).

Рис. 16. Структурная схема контура скорости

В контуре скорости передаточная функция объекта имеет следующий вид:

Синтез регулятора скорости:

где

Математическая модель П-регулятора скорости (номер 1) приведена на рис. 17.

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 17. Пропорциональный регулятор скорости

В системе управления предусмотрена компенсация внутренних перекрестных связей. Из уравнений (8) и (11) выразим компенсационные составляющие каналов управления:

Математическая модель компенсации перекрестных связей (номер 5) представлена на рис. 18.

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 18. Компенсация внутренних перекрестных связей

Задание на скорость Ω* формируется в блоке Signal Builder (рис. 19).

Рис. 19. Сигнал задания на скорость Ω*

Задание на статорный ток по проекции y:

Отсюда

Математическая модель определения задания (номер 3) дана на рис. 20.

H:\ALL\С12\2018\10. Октябрь\3.1\myfig.meta

Рис. 20. Реализация задания статорного тока по проекции y

Расчет параметров производим в Script:

PN=320000;

UsN=380;

IsN=324;

fN=50;

Omega0N=104.7;

OmegaN=102.83;

nN=0.944;

cos_phiN=0.92;

Psi_mN=1.62;

zp=3;

Rs=0.0178;

Xs=0.118;

Rr=0.0194;

Xr=0.123;

Xm=4.552;

J=28;

Ub=sqrt(2)*UsN;

Ib=sqrt(2)*IsN;

OmegasN=2*pi*fN;

Omegab=OmegasN;

Zb=Ub/Ib;

Psib=Ub/Omegab;

Lb=Psib/Ib;

rs=Rs/Zb;

lbs=Xs/Zb;

lbr=Xr/Zb;

lm=Xm/Zb;

Lm=lm*Lb;

kr=lm/(lm+lbr);

roN=0.9962;

le=lbs+kr*lbr;

Le=le*Lb;

betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N;

rrk=roN*betaN;

Rrk=rrk*Zb;

Rs1=Rrk*kr+Rs;

Lbs=lbs*Lb;

Lbr=lbr*Lb;

Rsrk=Rrk-Rs*Lbr/Lbs;

rs1=kr*rrk+rs;

Ts1=le/rs1;

Tm1=lm*le/(rrk*kr*lbs);

Psi_mN=1.62;

n=20;

Tm=0.0025;

Tmw=0.003;

Числовые значения параметров выводятся в окне Workspace (рис. 21).

Рис. 21. Числовые значения параметров в окне Workspace

Зависимости потокосцеплений Ψmx(t) и Ψmy(t) при различных постоянных TΨ приведены на рис. 22.

Зависимости потокосцепления Ψmx, скорости Ω и электромагнитного момента M в момент включения задатчика интенсивности tинт = 0,12 с даны на рис. 23. Характеристика Ψmx соответствует n = 20.

Рис. 22. Графики потокосцеплений Ψmx и Ψmy при , где n = 2; 10; 20

Рис. 23. Зависимости потокосцепления Ψmx, скорости Ω и электромагнитного момента M в момент включения задатчика интенсивности tинт = 0,12 с при n = 20

Литература:

  1. Бесклеткин В.В. Исследование влияния параметров на качество частотно-регулируемого асинхронного электропривода с системой векторного управления (науч. рук.: д.т.н. В.Н. Поляков): магистерская диссертация. - Екатеринбург: ФГАОУ ВО «УрФУ», 2018. - 95 с.
  2. Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Корнильцев А.Г., Факеев Д.Г., Маклыгин К.А., Логинов А.В., Коновалов И.Д., Антоненко И.А., Пестеров Д.И. Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψm – is с контуром потока в системе относительных единиц // Молодой ученый. — 2018. — №40. — С. 6-25.
  3. Шрейнер Р.Т. Системы подчиненного регулирования электроприводов: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 279 с.
  4. Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.
  5. Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
  6. Шрейнер Р.Т. Электроприводы переменного тока на базе непосредственных преобразователей частоты с ШИМ: монография / Р.Т. Шрейнер, А.И. Калыгин, В.К. Кривовяз; под. ред. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. – 223 с.
  7. Калачёв Ю.Н. Наблюдатели состояния в векторном электроприводе. - М.: Самиздат, 2015. - 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уравнение, асинхронный двигатель, ось, структурная схема проекции, статорный ток, математическая модель, левая часть, электромагнитный момент, проекция, механическая угловая скорость.


Похожие статьи

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS с контуром потока в системе абсолютных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψr - is с контуром потока в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψm – is с контуром потока в системе относительных единиц

Математическое моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR – IS в системе абсолютных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS в системе абсолютных единиц в Matlab-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨR на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨR на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Похожие статьи

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS с контуром потока в системе абсолютных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψr - is с контуром потока в системе относительных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψm – is с контуром потока в системе относительных единиц

Математическое моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR – IS в системе абсолютных единиц

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS в системе абсолютных единиц в Matlab-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨR на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными Ψm – IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨR на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Задать вопрос