Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными Ψm - IS сконтуром потока в системе абсолютных единиц
Емельянов Александр Александрович, старший преподаватель;
Бесклеткин Виктор Викторович, старший преподаватель;
Гусев Владимир Михайлович, студент магистратуры;
Савельева Олеся Раифовна, студент магистратуры;
Швацкая Светлана Рафаиловна, студент;
Деменева Евгения Дмитриевна, студент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Пестеров Дмитрий Ильич, магистрант
Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург)
Данная работа является развитием статьи [2], в которой была получена математическая модель САР скорости асинхронного двигателя в системе относительных единиц. Преобразуем эту модель в систему абсолютных единиц.
Векторные уравнения асинхронного двигателя имеют следующий вид:
где - электрическая скорость вращения ротора;
- механическая угловая скорость на валу двигателя.
Обозначим токи, потокосцепления и индуктивности:
Переводим систему уравнений к изображениям :
|
(1) |
(2) |
|
(3) |
|
(4) |
|
(5) |
|
(6) |
|
(7) |
Схема замещения и векторная диаграмма в системе абсолютных единиц [4] приведены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Схема замещения асинхронного двигателя в системе абсолютных единиц
Рис. 2. Качественная картина расположения векторов в двигательном режиме в системе абсолютных единиц
Разложение векторных величин по проекциям:
Записываем уравнения (1) – (5) по проекциям.
Уравнение (1):
По оси (+1): |
|
(1’) |
По оси (+j): |
|
(1”) |
Уравнение (2):
По оси (+1): |
|
(2’) |
По оси (+j): |
|
(2”) |
Уравнение (3):
По оси (+1): |
|
(3’) |
По оси (+j): |
|
(3”) |
Проекции потокосцепления и можно выразить и в следующей форме:
Уравнение (4):
По оси (+1): |
|
(4’) |
По оси (+j): |
|
(4”) |
Проекции потокосцепления и можно выразить и в следующей форме:
Уравнение (5):
По оси (+1): |
|
(5’) |
По оси (+j): |
|
(5”) |
Рассмотрим систему уравнений (1’), …, (5’) по оси (+1):
Так как электромагнитный момент определяется через две переменные IS и Ψm, то из уравнений (1’), …, (5’) необходимо исключить переменные IR, ΨR и ΨS.
Из уравнения (5’) выразим IRx:
|
(6’) |
Подставим IRx в уравнение (4’):
Обозначим :
|
(7’) |
Аналогично, рассмотрим систему уравнений (1”), …, (5”) по оси (+j):
Из уравнения (5”) выразим IRy:
|
(6”) |
Подставим IRy в уравнение (4”):
|
(7”) |
Для уравнений (1’) и (2’) по оси (+1):
Из уравнения (1’):
|
(8) |
|
(8’) |
Из уравнения (8’) выразим (Ψmx · s):
|
(9) |
Подставим в уравнение (2’) выражения IRx, ΨRx и ΨRy из уравнений (6’), (7’) и (7”):
Затем внесем в полученное уравнение выражение (Ψmx · s) из (9):
|
(10) |
Обозначим и . Кроме того, умножим обе части уравнения на :
Перенесем в левую часть слагаемые с переменной ISx:
Обозначим постоянную времени статорной обмотки в реальном времени :
где - постоянная времени статорной обмотки в машинном (ЭВМ) времени .
Переменная ISx на выходе апериодического звена определится в следующей форме:
Структурная схема проекции статорного тока ISx на ось +1 приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема проекции статорного тока ISx на ось +1
Для уравнений (1”) и (2”) по оси (+j):
Из уравнения (1”):
|
(11) |
|
(11’) |
Из уравнения (11’) выразим (Ψmy · s):
|
(12) |
Подставим в уравнение (2”) выражения IRy, ΨRy и ΨRx из уравнений (6”), (7”) и (7’):
Затем внесем в полученное уравнение выражение (Ψmy · s) из (12):
|
(13) |
Перенесем в левую часть слагаемые с ISy и умножим обе части уравнения на kr:
Отсюда ток ISy:
Структурная схема проекции статорного тока ISy на ось +j приведена на рис. 4.
Рис. 4. Структурная схема проекции статорного тока ISy на ось +j
Определение потокосцепления Ψmx по оси (+1).
Из уравнения (8’) выделим (ISx · s):
|
(14) |
Подставим в уравнение (2’) выражения IRx, ΨRx, ΨRy и (ISx · s) из уравнений (6’), (7’), (7”) и (14):
|
(15) |
где
Перенесем в левую часть слагаемые с Ψmx:
Обозначим постоянную времени потока в реальном времени :
где - постоянная времени потока в машинном (ЭВМ) времени .
Потокосцепление Ψmx определится следующим образом:
|
(16) |
Структурная схема проекции потокосцепления Ψmx на ось +1 приведена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема проекции потокосцепления Ψmx на ось +1
Определение потокосцепления Ψmy по оси (+j).
Из уравнения (11’) выделим (ISy · s):
|
(17) |
Подставим в уравнение (2”) выражения IRy, ΨRy, ΨRx и (ISy · s) из уравнений (6”), (7”), (7’) и (17):
|
(18) |
Перенесем в левую часть слагаемые с Ψmy:
Определим потокосцепление Ψmy:
Структурная схема проекции потокосцепления Ψmy на ось +j приведена на рис. 6.
На рис. 7 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (6):
Рис. 6. Структурная схема проекции статорного тока Ψmy на ось +j
Рис. 7. Математическая модель определения электромагнитного момента M
Наконец, из уравнения движения (7) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 8):
|
(19) |
Рис. 8. Математическая модель определения механической угловой скорости вращения вала двигателя
Электрическая скорость вращения ротора (рис. 9):
Рис. 9. Математическая модель определения электрической скорости вращения ротора
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными Ψm – IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц приведена на рис. 10. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [4] и [5].
Рис. 10. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными Ψm–IS на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц
Развернутая схема САР скорости асинхронного двигателя приведена на рис. 11. Под каждым элементом развернутой схемы САР скорости указаны его номер и название.
Рис. 11. Развернутая математическая модель САР скорости асинхронного двигателя
В контурах тока по проекциям x и y были получены одинаковые передаточные функции объектов управления:
Синтез регуляторов тока производится по классической схеме [3]:
где - компенсация объекта;
- исключение статической ошибки;
- введение новой постоянной времени контура тока.
Передаточная функция фильтра:
Принимаем настройку на модульный оптимум , тогда передаточные функции регуляторов тока по проекциям x и y:
где Tμ - некомпенсируемая постоянная времени (примем Tμ = 0,0025 с).
Обозначим:
Математические модели ПИ-регуляторов тока по проекциям x и y под номерами 4 и 6 приведены на рис. 12 и 13.
Рис. 12. ПИ-регулятор тока по проекции x
Рис. 13. ПИ-регулятор тока по проекции y
Важной частью структуры является наблюдатель, который служит для вычисления амплитуды и углового положения вектора потокосцепления. Поскольку в системе x, y поток ориентирован по оси x, определим модуль |Ψmx|, исключив из уравнения (16) составляющую потока Ψmy:
|
(20) |
Выразим при Ψmy = 0.
Подставим в уравнение (2”) значения уравнений (6”), (7”) и (7’):
|
(21) |
Подставим в уравнение (21) выражение из уравнения (17):
Перенесем в левую часть :
Отсюда:
Интегрируя , можно получить угол потока Ψmx [7].
Математическая модель наблюдателя потокосцепления Ψmx (номер 8) приведена на рис. 14.
Рис. 14. Модель наблюдателя потокосцепления Ψmx
Выполним синтез регулятора потока.
Модуль потокосцепления с выхода наблюдателя:
При определении регулятора потокосцепления учтем следующее:
‒ до тех пор пока поток не установится, нельзя включать сигнал задания на задатчик интенсивности, т.е. третье слагаемое равно нулю (Ω = 0);
‒ напряжение близко к нулю.
В этом случае:
Следовательно, передаточной функцией потока является:
Синтез регулятора потока:
Примем , где n = 2; 10; 20. Тогда передаточная функция регулятора потока определится следующим образом:
Выразим коэффициенты ПИ-регулятора потока:
Модель ПИ-регулятора потока под номером 2 представлена на рис. 15.
Рис. 15. ПИ-регулятор потока
Выполним синтез регулятора скорости.
С учетом наблюдателя () уравнение момента (6) примет вид:
Причем к моменту включения задатчика интенсивности [4].
где - номинальное потокосцепление в воздушном зазоре в о.е.;
- базовое значение потокосцепления.
Приведем структурную схему контура скорости (рис. 16).
Рис. 16. Структурная схема контура скорости
В контуре скорости передаточная функция объекта имеет следующий вид:
Синтез регулятора скорости:
где
Математическая модель П-регулятора скорости (номер 1) приведена на рис. 17.
Рис. 17. Пропорциональный регулятор скорости
В системе управления предусмотрена компенсация внутренних перекрестных связей. Из уравнений (8) и (11) выразим компенсационные составляющие каналов управления:
Математическая модель компенсации перекрестных связей (номер 5) представлена на рис. 18.
Рис. 18. Компенсация внутренних перекрестных связей
Задание на скорость Ω* формируется в блоке Signal Builder (рис. 19).
Рис. 19. Сигнал задания на скорость Ω*
Задание на статорный ток по проекции y:
Отсюда
Математическая модель определения задания (номер 3) дана на рис. 20.
Рис. 20. Реализация задания статорного тока по проекции y
Расчет параметров производим в Script:
PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50; Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; nN=0.944; cos_phiN=0.92; Psi_mN=1.62; zp=3; Rs=0.0178; Xs=0.118; Rr=0.0194; Xr=0.123; Xm=4.552; J=28; |
Ub=sqrt(2)*UsN; Ib=sqrt(2)*IsN; OmegasN=2*pi*fN; Omegab=OmegasN; Zb=Ub/Ib; Psib=Ub/Omegab; Lb=Psib/Ib; rs=Rs/Zb; lbs=Xs/Zb; lbr=Xr/Zb; lm=Xm/Zb; Lm=lm*Lb; kr=lm/(lm+lbr); roN=0.9962; le=lbs+kr*lbr; Le=le*Lb; |
betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N; rrk=roN*betaN; Rrk=rrk*Zb; Rs1=Rrk*kr+Rs; Lbs=lbs*Lb; Lbr=lbr*Lb; Rsrk=Rrk-Rs*Lbr/Lbs; rs1=kr*rrk+rs; Ts1=le/rs1; Tm1=lm*le/(rrk*kr*lbs); Psi_mN=1.62; n=20; Tm=0.0025; Tmw=0.003; |
Числовые значения параметров выводятся в окне Workspace (рис. 21).
Рис. 21. Числовые значения параметров в окне Workspace
Зависимости потокосцеплений Ψmx(t) и Ψmy(t) при различных постоянных TΨ приведены на рис. 22.
Зависимости потокосцепления Ψmx, скорости Ω и электромагнитного момента M в момент включения задатчика интенсивности tинт = 0,12 с даны на рис. 23. Характеристика Ψmx соответствует n = 20.
Рис. 22. Графики потокосцеплений Ψmx и Ψmy при , где n = 2; 10; 20
Рис. 23. Зависимости потокосцепления Ψmx, скорости Ω и электромагнитного момента M в момент включения задатчика интенсивности tинт = 0,12 с при n = 20
Литература:
- Бесклеткин В.В. Исследование влияния параметров на качество частотно-регулируемого асинхронного электропривода с системой векторного управления (науч. рук.: д.т.н. В.Н. Поляков): магистерская диссертация. - Екатеринбург: ФГАОУ ВО «УрФУ», 2018. - 95 с.
- Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Корнильцев А.Г., Факеев Д.Г., Маклыгин К.А., Логинов А.В., Коновалов И.Д., Антоненко И.А., Пестеров Д.И. Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ψm – is с контуром потока в системе относительных единиц // Молодой ученый. — 2018. — №40. — С. 6-25.
- Шрейнер Р.Т. Системы подчиненного регулирования электроприводов: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 279 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электроприводы переменного тока на базе непосредственных преобразователей частоты с ШИМ: монография / Р.Т. Шрейнер, А.И. Калыгин, В.К. Кривовяз; под. ред. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. – 223 с.
- Калачёв Ю.Н. Наблюдатели состояния в векторном электроприводе. - М.: Самиздат, 2015. - 80 с.