Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.11.2018

Статья просмотрена: 1636 раз

Библиографическое описание:

Логинова, Л. А. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей / Л. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53464/ (дата обращения: 18.12.2024).



В формировании творческих способностей детей бесценную роль играют разнообразные виды художественной деятельности: рисование, лепка из глины, вырезание из бумаги фигурок, создание поделок. Рисование считается одним из важнейшим средством познания окружающей среды и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка. В процессе рисования у детей улучшается внимательность, эстетическое восприятие, творческие способности.

Нетрадиционные техники рисования выделяются уникальностью материала, техникой нанесения рисунка, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.

Уникальное рисование привлекает своей несложностью и доступностью, раскрывает возможность использовать хорошо знакомые всеми предметы в качестве художественных материалов. Применения разных выразительных веществ формируют образное и пространственное мышление, а также ловкость.

Развития изобразительных возможностей с помощью нетрадиционных техник рисования у детей остается недостаточно раскрытым, поскольку меняются точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.

Актуальность данной статьи в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Уникальная техника изображения — это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.

Цель данной работы — изучение нетрадиционных техник рисования в развитии художественных способностей детей.

Уникальные техники рисования в развитии изобразительных способностей детей:

Главной педагогической задачей является выявление творческих способностей детей и правильное их развитие. Решается это задача с учетом возможности детей, психофизического развития, условий воспитания и других моментов.

Формирование ребенка следует рассматривать не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Одним из главных условий формирования творческих возможностей детей — применение многочисленных техник изобразительной работы. Ребенок должен иметь право выбора, поиска своего варианта. В творческом процессе считаю необходимым созданием таких условий, при которых ребенок сам выбирает по своему желанию краски, текстуру, цвета, формы. Таким условием является использование современных техник изобразительного творчества или, иными словами, нетрадиционных. Нетрадиционные техники рисования — это довольно интересные способы изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

На сегодняшний день существует множество различных вариантов нетрадиционного рисования, их уникальность состоит в том, что они позволяют детям быстро добиться желаемого итога своей творческой работы. Ребёнку гораздо интересней творить своими пальчиками, создавать изображение отпечатком ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать необычный рисунок.

Рекомендовано применять следующие нетрадиционные техники рисования детям младшего дошкольного возраста:

1. Рисование пальчиками.

Необходимый материал: мисочки с гуашью, бумага, салфетки.

Метод получения рисунка: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки, линии на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После получения изображения пальчики вытираются салфеткой, гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой.

Необходимый материал: блюдечки с гуашью, кисть, бумага, салфетки.

Метод получения рисунка: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Детям младшего дошкольного возраста также можно использовать технику «оттиск печатками из картофеля» и «рисование поролоном». С помощью поролона размазывают и примакивают краску. Используют для передачи фактуры меха животных и раскрашивания фон.

Рекомендовано применять следующие более сложные нетрадиционные техники рисования детям среднего дошкольного возраста:

1. «Тычок» жесткой полусухой кистью.

Необходимый материал: жесткая кисть, гуашь, бумага либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Метод получения рисунка: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Оттиск пробкой.

Необходимый материал: миска, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, бумага, печатки из пробки.

Метод получения рисунка: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

3. Восковые мелки + акварель.

Необходимый материал: восковые мелки, бумага, акварель, кисти.

Метод получения рисунка: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается неокрашенным.

4. Отпечатки листьев.

Необходимый материал: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Метод получения рисунка: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Детям среднего дошкольного возраста также можно использовать такие техники, как: «рисунки ладошкой», «рисование ватными палочками», «волшебные веревочки».

Рекомендовано применять следующие еще более трудные методы и техники нетрадиционного рисования детям старшего дошкольного возраста:

1. Оттиск смятой бумагой.

Необходимый материал: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, бумага для рисования, смятая бумага.

Метод получения рисунка: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

2. Печать по трафарету.

Необходимый материал: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты.

Метод получения рисунка: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

3. Монотипия предметная.

Необходимый материал: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Метод получения рисунка: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

4. Кляксография обычная.

Необходимый материал: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Метод получения рисунка: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Детям старшего дошкольного возраста так же рекомендуется применять такие техники, как: «рисование песком», «рисование мыльными пузырями», «монотипия пейзажная», «пластилинография».

Не подвергается сомнению потребность применения нестандартных техник в организации творческого процесса детей. Сегодня существует огромное количество новых материалов для детского творчества, которые способствуют формированию развития у ребенка воображения и креативное мышление.

Детям предпочтительней использовать с своей работе новые, интересные материалы, в итоге творчество превращается в некую игру, результатом которой является креативный продукт их деятельности. Уникальные способы изображения должны быть включены в образовательную деятельность детей, так как они стимулируют развитие творчества. Нетрадиционные методы изображения позволяют разнообразить творческий процесс ребенка, кроме того, они представлены в игровой форме, следовательно, ребенку проще осваивать новые способы рисования.

В данной статье были выделены лавные основы нетрадиционных техник рисования, изучены интересные способы изображения и возможность их использования.

Таким образом, считаю важным внедрение нетрадиционных способов рисования в творческий процесс ребенка, независимо от его возраста, так как новые методики содействуют формированию умственных способностей, развивают фантазию, мышление, позитивно воздействует на формирование личности ребенка в целом.

Ребенка гораздо проще завлечь в творческий процесс при помощи нестандартных художественных материалов и чем разнообразней, интересней они будут, тем увлекательней с ними работать. Использование нетрадиционных материалов способствуют возникновению новых идей изображения, что в свою очередь позволяют ребенку экспериментировать, творить что-то новое.

Литература:

  1. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие. 2015–361с.
  2. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Москва, Издательский центр академия 2013–146с.
  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 321 с.
  4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2017. — 96с.
  5. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 2016г. -№ 1(5)- 124с.
Основные термины (генерируются автоматически): метод получения рисунка, необходимый материал, нетрадиционная техника рисования, ребенок, штемпельная подушка, бумага, гуашь, смятая бумага, кисть, тонкий поролон.


Задать вопрос