В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.
Ключевые слова: социализация, социальные навыки, умения, школьник, ученик, школа-интернат, критерии, диагностика.
Социализация личности представляет собой непростой непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Развитие социальных навыков рассматривается как одна из составляющих содержания процесса социализации личности. «Социальные навыки — это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими» [1, 133].
Следует выделить следующие группы социальных навыков:
‒ коммуникативные — навыки эффективного общения. К ним относятся: использовать средства вербальной и невербальной коммуникации, легкость установления контакта, поддержание разговора, аргументировать собственное мнение и т. д.;
‒ перцептивные — понимать эмоциональное состояние другого человека, встать на позиции другого, проявлять и принимать сочувствие, поддержку и т. д.;
‒ познавательные — «видеть проблемы в совместной деятельности и решать их, применять полученные знания в нестандартных ситуациях»;
‒ организаторские — планировать коллективную деятельность, определять пути и средства достижения цели, оценивать ресурсы, способность разрешать конфликты и т. д.;
‒ рефлексивные — «умения самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации, самоуправления, соотносить свое поведение с поведением других, анализировать себя» [2, 25].
Анализ рассмотренных социальных навыков позволил обозначить компоненты социализации подростка: деятельностно-поведенческий, когнитивный, рефлексивно-оценочный компонент.
Деятельностно-поведенческий компонент показывает сформированность у обучающихся навыков полноценного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе при выполнении социально значимой деятельности.
Когнитивный компонент — восприятие школьником социальной информации на уровне ощущений, знаний, умений, навыков.
Рефлексивно-оценочный компонент проявляется в способности, на основе ценностей и имеющихся знаний о себе и других, правилах поведения, объяснить и оценить свое поведение, оценить поступок другого человека.
На основании представленных компонентов социализации, можно выделить уровни и критерии сформированности социальных навыков обучающихся, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни икритерии сформированности социальных навыков обучающихся
Уровни |
Критерии |
Высокий уровень |
Деятельностно-поведенческий |
– активно участвует в общественных делах; — стремление приносить практическую пользу окружающим, обществу; — активно отстаивает свою точку зрения; — способен контролировать эмоции и чувства; — умеет не создавать конфликтные ситуации и находить выход при разногласиях. |
|
Когнитивный компонент |
|
– осознает процесс познания как личностно-значимый; — знает правила и нормы социального поведения, правила общения со сверстниками и взрослыми; — знает способы решения конфликтных ситуаций. |
|
Рефлексивно-оценочный компонент |
|
– умеет адекватно оценить свои действия и действия других; — способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации; —ярко выражено стремление к самовыражению, самоопределению; — готов нести ответственность за выполняемую деятельность. |
|
Средний уровень |
Деятельностно-поведенческий — понимает и принимает важность общественной деятельности, участвует в ней с удовольствием; |
– умеет отстаивать свою точку зрения; — средний уровень коммуникабельности; — не всегда способен контролировать эмоции и чувства. |
|
Когнитивный компонент |
|
– знает правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; — имеет представление о своих правах и обязанностях; — знает способы решения конфликтных ситуаций. |
|
Рефлексивно-оценочный компонент |
|
– не всегда способен адекватно оценить свои действия и действия другого; — стремится к самовыражению, самоопределению; — не всегда способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации; — берет ответственность за свою деятельность. |
|
Низкий уровень |
Деятельностно-поведенческий |
– не способен контролировать эмоции и чувства; — обладает низким уровнем коммуникации; — не умеет отстаивать свою точку зрения; — низкий уровень осознания значения участия в общественной деятельности. |
|
Когнитивный компонент |
|
– нежелание придерживаться норм и правил поведения в обществе; — познавательные способности выражены слабо; — происходит частичное или полное отрицание жизненно важных ценностей. |
|
Рефлексивно-оценочный компонент |
|
– не способен адекватно оценить свои действия и действия другого; — не способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации; — не готов проявлять ответственность за свои поступки и результат деятельности. |
Литература:
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Academia, 2005. — 175 с.
- Запятая, О. Ф. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Запятая. — Красноярск, 2011. — 181 с.