В статье рассматривается текущая ситуация по внедрению в Российской Федерации автоматического обмена с иностранными компетентными органами по налоговым делам.
Ключевые слова: автоматический обмен налоговой информацией, CRS, налоги.
Экономической основой существования государства является его бюджет. Как известно, существенную часть доходной части бюджета государства занимают налоговые поступления. Обязанность по уплате налогов закреплена во многих конституциях государств, в этом смысле не является исключением и Российская Федерация.
Однако не все компании исполняют свои обязанности, действуя добросовестно, и злоупотребляют налоговыми преференциями государств, создавая в низконалоговых юрисдикциях свои структуры с единственной целью в снижении налоговой нагрузки. В результате таких действий бюджеты недополучают средства, что приводит к тому, что такие государства ужесточают правила налогообложения, вводят новые процедуры.
Как отмечается в пояснительной записке к закону о ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, дополнительным источником дохода для бюджета страны может стать процесс так называемого трансграничного взыскания налоговой задолженности [8].
Федеральным законом от 04.11.2014г. № 325-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Многосторонняя Конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (далее — Конвенция). Россия распространила ее действие на все налоги, предусмотренные действующие налоговой системой РФ.
Как отмечает Министерство Финансов РФ, Конвенция является правовой основой для всех видов обмена налоговой информацией между ее участниками — по запросу, инициативного и автоматического [3,4].
Надо отметить, что Конвенция была ратифицирована РФ не полностью, а с некоторыми оговорками и заявлениями. В частности, РФ оставила за собой право не оказывать какой-либо помощи в отношении:
– налога на доход, прибыль, прирост стоимости капитала или чистые активы, которые установлены от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти другой стороны;
– обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом;
– иные виды налогов (налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения, налоги на использование или владение движимым имуществом, иным чем автотранспортные средства).
Точного перечня подлежащей обмену информации Конвенция не содержит. Так, в статье 4 указывается, что стороны обмениваются любой информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (ст.4).
Конвенция предусматривает три основных способа обмена информацией — по запросу (ст.5), автоматический обмен информацией (ст.6) и инициативный обмен информацией (ст.7).
В первом случае информация, необходимая одному государству, по его запросу передается второй стороной. В случае автоматического обмена информацией дополнительно к присоединению к Конвенции стороны должны достичь дополнительной договоренности.
В последнем случае одна сторона без предварительного запроса в случаях, перечисленных в статье 7 Конвенции, направляет другой стороне имеющуюся у нее информацию. В частности, в случае если одна из сторон имеет основание полагать, что возможны налоговые потери для другой стороны.
По мнению автора, наибольший интерес представляет автоматический способ обмена информаций между компетентными органами, поскольку присоединение РФ к такому обмену позволит снизить объемы прибылей, не подвергающихся налогообложению ни в одной из стран, ввиду создания недобросовестными участниками налоговых правоотношений различного рода схем агрессивного манипулирования налоговой базой.
Стандарты ОЭСР в отношении автоматического обмена состоят из трех частей:
- Общий стандарт отчетности (Common Reporting Standard, далее — CRS), который содержит правила для финансовых учреждений в части сбора информации о налоговых резидентах и подготовке отчетности, направляемой в национальный налоговый орган;
- Модельное соглашений между компетентными органами (Model Competent Authority Agreement, далее CAA);
- Комментарии о применении отдельных положений CRS.
Отметим, что в отношении РФ компетентными органами в целях Конвенции являются ФНС России и ФССП и их уполномоченные представители (п.2 ч. 3 Федерального закона от 04.11.2014г. № 325-ФЗ).
14 августа 2014 года опубликовано Постановление Правительства РФ № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам», которым одобрено типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам.
Разработка собственной формы соглашения об обмене налоговой информацией связывается с тем, что отдельные государства (территории) не заявляли о намерении присоединиться к многосторонним международным договорам межведомственного характера, но потенциально рассматривают возможность заключения аналогичных соглашений на двусторонней основе. К таким государствам относятся, например, страны Евразийского экономического союза и СНГ, США, так и некоторые крупнейшие международные финансовые центры, например, Гонконг (Китай) [9].
Для обеспечения соблюдения налогового законодательства Российской Федерации и улучшения доступа налоговых органов Российской Федерации к банковской и налоговой информации российских налогоплательщиков за рубежом, предложено развивать двусторонние формы налогового сотрудничества с указанными и другими государствами (территориями).
Для использования возможностей автоматического обмена информацией, предусмотренных статьей 6 Конвенции 12 мая 2016 года Российская Федерация в лице ФНС России подписала Многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях (Model Competent Authority Agreement или MCAA) [10], позволяющее выполнить требования Стандарта ОЭСР об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. В рамках CRS финансовые институты стран-участниц направляют информацию о счетах своих клиентов в национальные налоговые органы, которые в дальнейшем обмениваются данной информацией между собой.
В рамках создания в РФ правового поля для внедрения технологии автоматического обмена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ налоговый кодекс был дополнен разделом VII.1. «Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам».
В соответствии с внесенными поправками, налоговое ведомство получает от организации финансового рынка информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, а также иную информацию и передает ее компетентным органам соответствующих иностранных государств, включенных в перечень государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (ст. 142.3 НК РФ)
В свою очередь ФНС РФ обязана передать налоговым органом из иностранных юрисдикций запрашиваемые отчеты.
Так, согласно сайту ОЭСР [7] по состоянию на август 2018 года Российская Федерация предоставляет информацию в 60 иностранных государств, а Российской Федерации информацию предоставляют 83 государства (в том числе, такие юрисдикции как Кипр, Британские Виргинские Острова).
Вместе с тем абз. 3 ст. 142.3 НК РФ предусматривает, что перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В рамках исполнения указанного требования ФНС РФ был издан приказ от 30 мая 2018 г. N ММВ-7–17/360@, согласно которому РФ обменивается информацией с 62 государствами и 11 территориями, то есть с 73 юрисдикциями.
Вероятно, периодически приказ ФНС по мере подписания соглашений между странами будет дополняться.
Также в НК РФ введена ответственность финансовых организаций за нарушение представления информации ФНС. Согласно ст. 129.7 НК РФ ненаправленные в установленный срок организацией финансового рынка финансовой информации влечет взыскание штрафа в размере 500 000 рублей, за не включение организацией финансового рынка финансовой информации о клиенте организации финансового рынка, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей за каждый факт такого нарушения.
Далее, в первом полугодии 2018 года Правительство РФ принимает сразу два нормативно-правовых акта, регламентирующих процесс автоматического обмена информацией:
– Постановление Правительства Российской Федерации, от 16.06.2018 № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)»;
– Постановление Правительства РФ от 09.04.2018 N 428 «О порядке передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации».
Первая отчетность о счетах клиентов, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, поступила в ФНС России от банков 31 июля 2018 года в отношении счетов, открытых до 2018 года. В дальнейшем общим сроком представления отчетности в ФНС России будет 31 мая года, следующего за отчетным [6].
Ожидалось, что с сентября 2018 года начнется автоматический обмен между юрисдикциями. На момент написания статьи какая бы то ни была официальная информация ФНС о результатах передачи отсутствует, представляется, что оценить ее результативность и масштабность удастся лишь в 2019 году, поскольку уполномоченному органу требуется некоторое время на анализ.
Вместе с тем, на сайте Федерального налогового управления Швейцарии размещена аналитическая информация о первом для нее автоматическом обмене [11]. Согласно имеющейся информации Швейцария передала странам-партнерам информацию о более чем двух миллионах счетов, полученную от 7 000 швейцарских финансовых институтов, в обмен Швейцария получила информацию о миллионе счетов своих резидентов в других странах. На сайте ведомства подчеркивается, что обмен с Кипром и Румынией не произведен по причине того, что они еще не отвечают международным требованиям в отношении конфиденциальности и безопасности данных, а передача данных в Австралию и Францию задерживается, поскольку эти государства еще не смогли доставить данные по техническим причинам.
Первый обмен налоговой информацией между Россией и Швейцарией запланирован на осень 2019 года. Однако, как отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, отказ Швейцарии от предоставления данных Кипру свидетельствует о том, что этот обмен с Россией может и не состояться поскольку Швейцария может оценить РФ так же, как Кипр и Румынию, хотя официально, например, у ОЭСР претензий к РФ нет [12].
Таким образом, можно заключить, что на данном этапе Российской Федерацией в целом создана необходимая нормативно-правовая база для реализации автоматического обмена информацией в налоговых целях, однако фактическая реализация зависит не только от России, но и от ее зарубежных партнеров.
Литература:
- «Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам» (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) // СПС Консультант плюс (дата обращения 21.09.2018г.);
- Федеральный закон от 04.11.2014г. № 325-ФЗ «О ратификации конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» // СПС Консультант плюс (дата обращения 21.09.2018г.);
- Письмо Минфина РФ от 07.04.2016г. № 03–08–05/19761 // СПС Консультант плюс (дата обращения 21.09.2018г.),
- Письмо Минфина РФ 02.03.2016г. № 03–08–05/11875// СПС Консультант плюс (дата обращения 21.09.2018г.);
- Копина А. А. К вопросу об автоматическом обмене налоговой информацией: общие условия, реализация в России, способы стимулирования налогоплательщиков к добровольному раскрытию информации // Налоги. 2018. N 12. С. 1, 3–7.;
- Информация ФНС России <Об автоматическом обмене финансовой информаций и страновыми отчетами>// СПС Консультант плюс (дата обращения 21.09.2018г.);
- ACTIVATED EXCHANGE RELATIONSHIPS FOR CRS INFORMATION // OECD. URL: http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ (дата обращения 20.09.2018г.);
- О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/p/12798 (дата обращения 20.09.2018г.);
- Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2014 г. № 805» // Министерство финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/npa_projects/Poyasnit_zapiska_proekt_805.docx (дата обращения 20.09.2018г.);
- Предоставление финансовой информации по стандарту ОЭСР // Федеральная налоговая служба. URL: https://www.admin.ch/gov/en/start/documentation/media-releases.msg-id-72420.html (дата обращения 20.09.2018г.).
- First exchange of information on around 2 million financial accounts // The Federal Council. URL: https://www.admin.ch/gov/en/start/documentation/media-releases.msg-id-72420.html (дата обращения 17.10.18г.)
- Швейцария сообщила о неготовности Кипра к обмену налоговой информацией // The Bell. URL: https://thebell.io/shvejtsariya-soobshhila-o-negotovnosti-kipra-k-obmenu-nalogovoj-informatsiej/ (дата обращения 17.10.18г.)