В статье рассматриваются правовые аспекты проводимой реформы бухгалтерского учета в России, а также проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в национальную систему бухгалтерского учета.
Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, реформирование, переход на МСФО, Федеральные стандарты бухгалтерского учета.
Впервые идея о внедрении Международных стандартов финансовой отчетности в отечественное законодательство в области бухгалтерского учета оформилась в начале девяностых годов — 14 января 1992 года было выпущено Распоряжение Председателя Верховного Совета Российской Федерации «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики», изданное в развитие Указа Президента России от 20 августа 1991 года «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».
С того времени разрабатывались разные возможные пути к переходу на МСФО: полный отказ от национальных стандартов и переход на МСФО или сближение национальных стандартов и МСФО.
Итогом почти двадцатилетнего обсуждения явился Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности», который закрепил общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности, которая составляется в соответствии с МСФО (п.1 ст. 3 названного закона) [1].
На сегодняшний день консолидированную отчетность по МСФО обязаны составлять:
1) негосударственные пенсионные фонды;
2) кредитные организации;
3) клиринговые организации;
4) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
5) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
6) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
7) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
8) иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список
9) организации в случае, если другими федеральными законами для них предусмотрено составление консолидированной отчетности, либо учредительными документами таких организаций предусмотрено ее составление.
Позднее Минфин РФ подписал с Фондом МСФО договор, согласно которому последний предоставляет право перевода Международных стандартов финансовой отчётности на русский язык на территории РФ. Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н утверждены 37 стандартов и 26 разъяснений МСФО [1].
Вместе с тем, составление консолидированной отчетности в соответствии с указанным законом не отменяет обязанности составления бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами.
Совершить полный переход предприятий всей страны на МСФО, фактически отменив национальную систему отчетности, оказалось непросто. Поэтому идея о полном переходе на МСФО была заменена задачей постепенного перехода с действующих национальных стандартов на новые федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ), максимально приближенные к МСФО [2].
Разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета (п.1 ст. 27 Закона о бухучете), для этого такому субъекту необходимо направить уведомление о разработке федерального стандарта в Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин РФ), которое размещается на официальных сайтах Минфина РФ и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Однако в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов, то Минфин РФ самостоятельно разрабатывает стандарт (пп.2 п.1 ст. 28 Закона о бухучете).
Приказом Минфина РФ от 18.04.2018г. № 83 утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) на 2018–2020гг, согласно которой фактически в разработке ФСБУ принимают участие следующие субъекты негосударственного регулирования:
– Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (7 стандартов);
– Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (2 стандарта);
– Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (1 стандарт).
Новые стандарты к 2022 году должны заменить многочисленные действующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они будут базироваться на международных стандартах, но учитывать все особенности российской модели ведения бизнеса и законодательства.
На текущую дату в разработке находятся следующие стандарты [4]:
- Запасы;
- Основные средства;
- Нематериальные активы;
- Учет аренды;
- Незавершенные капитальные вложения;
- Дебиторская и кредиторская задолженность (включая долговые затраты).
Также Минфином уже утверждены Федеральные стандарты для государственного сектора:
- Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).
- Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н).
- Основные средства (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н).
- Аренда (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н);
- Обесценение активов (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н).
В то время, пока новые стандарты находятся в разработке, с 2017 Минфин РФ года начал вносить изменения в действующие ПБУ. В частности, в Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» введен пункт 7.1, согласно которому в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета способа учета отдельных операция организация разрабатывает соответствующий способ самостоятельно, используя последовательно следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчетности;
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
Таким образом, уже сегодня в отдельных случаях организации должны руководствоваться МСФО.
В обновленной редакции пункта 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому организации, составляющие консолидированную отчетность, в своей учетной политике вправе учитывать не только федеральные стандарты, но и МСФО. И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять. Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, каким образом они не соответствуют друг другу.
В чем же заключается суть и выгода данного процесса для российских компаний и России в целом?
Традиционно бухгалтерский учет и отчетность называют языком общения бизнеса. Очевидно, что глобализация бизнеса обуславливает появление интернационального языка — Международных стандартов финансовой отчетности. На сегодняшний день данная система представления финансовой отчетности понятна всем участникам мирового сообщества, поэтому юридические лица РФ, которые имеют потребность в присутствии на международных рынках вынуждены вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность как в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета, так и в соответствии с МСФО.
Сегодня существует две основные модели составления отчетности по МСФО в странах, в которых такие стандарты не являются национальными — трансформация отчетности, составленной по национальным правилам в отчетность по МСФО, и осуществление параллельного учета.
Бухгалтерская отчетность составления на основе сформированных учетных данных по МСФО будет давать более точное представления о деятельности компании, вместе с тем на практике это означает необходимость ведения двух баз данных финансовой отчетности — по российским стандартам и МСФО. Данный подход является достаточно затратным, поскольку для его реализации требуются квалифицированные в области МСФО кадры, дополнительное программное обеспечение и пр.
Трансформация отчетности — периодический процесс (как правило на конец отчетного периода), при котором информацию, сформированную по российской системе бухгалтерской отчетности, анализируют и путем внесения необходимых корректировок приводят к МСФО.
На практике риск появления искажений в отчетности, составленной путем трансформации значительно выше, чем при ведении параллельного учета.
Таким образом, в настоящее время бизнес сталкивается с дилеммой — вести параллельный учет и представлять пользователям более точную информацию, что неизбежно ведет к росту затрат, либо трансформировать отчетность в ущерб полезности информации. Представляется, что интеграция правил МСФО в РСБУ решит эту проблему.
Вместе с тем, этот процесс не лишен недостатков.
Во-первых, помимо компаний, которые имеют интерес в своем присутствии на зарубежных рынках, что вынуждает их к составлению отчетности по МСФО, в РФ существует значительная часть компаний, которые осуществляют операции на внутреннем рынке и такой потребности не испытывают.
По данным рейтинга РА Эксперт из 600 крупнейших компаний России по объему реализации за 2016 год отчетность по МСФО представляют 180, что составляет всего 30 % из числа крупнейших [3]. Очевидно, что доля компаний, представляющих отчетность по МСФО из числа субъектов малого и среднего бизнеса значительно ниже.
Во-вторых, в России традиционно сложилось, что основным пользователем отчетности являются органы статистики и налоговые органы. Под влиянием агрессивной политики этих структур в области получения информации для выполнения ими фискальной функции, бухгалтерский учет исторически превратился в инструмент для определения базы по налогам.
Например, в соответствии с главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» налоговой базой по большей части имущества является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Самая очевидная проблема в данной связи состоит в том, что в соответствии с МСФО возможна ситуация, когда большая (по сравнению с РСБУ) часть затрат будет аккумулироваться в стоимости основных средств, что будет приводить к увеличения взымаемого налога.
Кроме того, зависимость налоговой базы от правил бухгалтерского учета значительно снижает заинтересованность организации в принятии объективного решения в отношении оценки, квалификации и признания фактов хозяйственной жизни общества, если это приводит к увеличению налогового бремени.
Таким образом, в результате изменения в правилах бухгалтерского учета, при отсутствии корректировок налогового законодательства, возникнет ситуация, которая непосредственно будет влиять на величину налоговой базы.
Не вызывает сомнений, что введение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета, разработанных на основе международных стандартов финансовой отчетности, станет качественно новым этапом развития отечественного бухгалтерского учета, однако одновременно с внедрением принципов Международных стандартов финансовой отчетности в Российское законодательство необходимо также корректировать и нормы законодательства в области налогообложения юридических лиц.
Литература:
- Шишова Л. И., Пинясова И. А. МСФО в России: особенности перехода // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 323–325. — URL https://moluch.ru/archive/51/6582/ (дата обращения: 20.07.2018).
- Бугаев Д. А., Рябченко А. В. Исторические аспекты МСФО в России //Вестник АГУ — 2014. — № 2. — С.91–97.
- Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции // РА Эксперт. URL: https://raexpert.ru/rankingtable/top_companies/2017/main (дата обращения 01.08.2018г.)
- Сводная информация о ходе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета // Министерство финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/development/project_dev/ / (дата обращения 01.08.2018г.)