В данной статье изучаются правовые проблемы защиты прав российских граждан за рубежом. Проведя анализ данного вопроса, в работе был сделан вывод, что одним из основных механизмов ее решения, является организация плотного сотрудничества международных правительственных и неправительственных организаций, работающих в сфере защиты прав граждан.
Ключевые слова: защита прав граждан, проблемы защиты прав российских граждан, проживание за рубежом, международное право, обязанность по защите прав граждан.
В настоящее время более 3 миллионов российских граждан старше 18 лет зарегистрированы за рубежом, в том числе около двух миллионов 600 тысяч постоянно проживающих там. Это составляет 1/20 всех российских граждан, проживающих за рубежом. Нахождение российских граждан за рубежом связано с рядом юридических, политических, социальных и гуманитарных вопросов.
Статья 27 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого свободно покидать Российскую Федерацию и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российские граждане выезжают за границу на постоянное жительство, временно — по приглашению родственников или друзей, на работу, учебу, лечение, отдых, на туристические поездки, а также в командировки. Граждане, выехавшие в иностранную страну, находятся под его юрисдикцией. Конечно, это не означает, что их отношения с российским государством прекращаются. [3]
Граждане Российской Федерации, которые находятся за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. Лица, выехавшие за границу, продолжают оставаться гражданами России и находятся под защитой и патронажем Российской Федерации.
Описывая гражданский правовой статус российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, авторы отмечают, что он определяется как российским законодательством, так и многочисленными законодательными актами принимающей страны.
Из гражданства, как нормативно-правовой связи, которая не теряется даже если гражданин находится за пределами государства, следует обязанность Российской Федерации по защите прав российских граждан за рубежом, которая закреплена в ст. 61 Конституции Российской Федерации.
Граждане РФ, которые находятся вне территории России особенно те, кто оказался там волей сложных, неоднозначных событий, имеют право на помощь, понимание и страны, с которой их связывает исторические, этнические, культурные и духовные корни. В связи с вышесказанным, вопрос правового решения проблем российских граждан за рубежом остаются одними крайне актуальным и значимым.
В последние годы происходит ухудшение политической, экономической и социальной ситуации в государствах дальнего и ближнего зарубежья. Кроме того, в связи с аннексией Крыма, военных действий в Сирии и западными санкциями взаимоотношения Российской Федерации с другими государствами развиваются неоднозначно. Данные политические факторы не могли не сказаться на положении граждан, находящихся вне территории Российской Федерации.
Законодательство России, определяющее направления деятельности в части поддержки российских граждан за рубежом, довольно объемно. Это обусловлено, в частности, тем, что российская диаспора в мире насчитывает около тридцати миллионов человек: только в США российских граждан более 3-х млн., в Германии — около 2-х млн. Следовательно, неизбежно перед страной встает проблема разработки мер защиты такой категории лиц как российских граждан за рубежом.
Для этого создаются дипломатические и консульские учреждения в иностранных государствах для защиты прав и свобод отечественных гражданином. Кроме того, они выполняют некоторые услуги, помогающие взаимодействовать с государственными органами РФ. По сути данные органы очень широки в своей компетенции, через них можно решать массу вопросов, связанных с государственными органами.
Кроме того, данные органы помогают адаптироваться отечественным гражданам, произвести какие-либо действия, осуществляют помощь в защите прав и свобод.
Таким образом, консульство и дипломатические учреждения по сути могут выполнить практически весь объем прав, которые выполняют другие органы в РФ, так как они могут выполнять лишь посреднические операции между отечественным государственным органом и гражданином. Консульские и дипломатические учреждения руководствуется в своя деятельность в первую очередь законодательством Российской Федерации, поэтому важно отметить, что иностранное законодательство на них распространяется только в обывательских вопросах.
Если же говорить о защите своих прав, то они имеют дипломатическую неприкосновенность, таким образом, они не привлекаются к ответственности в иностранном государстве. Таким образом, консулы и дипломаты могут беспрепятственно выполнять любые действия для защиты своих прав в пределах своей компетенции.
Важно, что них можно разрешить практически любую проблему, связанную с различными правоотношениями. Если в отношении гражданина осуществляются незаконные действия, то ему в первую очередь стоит идти в консульство или дипломатическое учреждение.
На территории иностранного государства может случатся множество различных проблем, включая и самых критических. В этом случае Российская Федерация должна оказать любую поддержку своим гражданам, включая не только дипломатическую и консульскую, но и правоохранительную, судебную, медицинскую и др.
Помимо дипломатических и консульских учреждений создаются специальные национальные органы в сфере защиты прав граждан в том числе и находящихся за рубежом. Парижские принципы (Решение Комиссия ООН 8 марта 1978 года) не устанавливают жестких требований к модели, структуре и названию национальные органы в сфере защиты прав граждан. Обычно это зависит от принятой в регионе практики учреждения таких органов, терминологии, особенностей национальной культуры и правовых традиций. Но несмотря на модель организации, такие учреждения должны соответствовать критериям, установленным Парижскими принципами.
Во всемирной программе национальных органов в сфере защиты прав граждан Верховного комиссара по правам человека выделяется четыре основных модели.
- Комиссии по правам человека либо институциональные органы с компетенцией в области прав человека (составляют примерно 45 % НУПЧ).
- Омбудсмены либо индивидуальные органы с общей компетенцией, касающейся надзора за эффективным осуществлением государственной власти (составляют примерно 11 % НУПЧ).
- «Смешанные» учреждения, объединяющие в себе несколько компетенций как относящихся непосредственно к правам человека, так и касающихся надзора за эффективным осуществлением государственной власти или борьбы с коррупцией) (составляют примерно 26 % НУПЧ).
- Консультативные комиссии по правам человека и исследовательские институты являются наименее распространенными моделями.
Значимую роль в системе защиты прав российских граждан за границей место занимают межгосударственные договора о правовом сотрудничестве по различным видам гражданских, семейных и уголовных дел. С РФ такие договора подписали Греция, Болгария, Италия, Венгрия и некоторые другие государства. Также Правительство РФ подписало и ратифицировало Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Двухсторонние межгосударственные соглашения, имеющие цель защитить имущественные и личные права граждан одного государства-участника соглашения на территории другого, подписаны Азербайджаном, Латвией, Кыргызстаном, Эстонией, Литвой.
При анализе научных источников было выявлено, что политологи выделяют пять основных сфер ущемления правового положения российских граждан за рубежом:
1) ограничение российских граждан в правах;
2) уменьшение использования русского языка;
3) нарушение экономических прав граждан РФ;
4) национализм;
5) в целом экономическая, политическая и юридическая незащищенность;
Предполагается, что необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на поддержку и защиту наших граждан.
Для решения выявленных проблем, необходимо усилить значение деятельности посольств и консульств РФ в оказании правовой помощи гражданам России, находящимся за рубежом, относительно которых проявляется дискриминация.
По сути, консульские отношения государств не зависят от их дипломатических отношений. Для открытия консульства на территории какого-либо государства необходимо установить консульские отношения и получить согласие страны, но на практике такие соглашения достигаются на основе взаимности.
Первостепенной задачей является обеспечение незамедлительной реакции сотрудников посольств и консульств РФ при возникновении проблем и конфликтов и оперативное предоставление правовой и материальной помощи гражданам РФ.
Нужно подчеркнуть, что для реализации данной меры необходимо выделение дополнительного финансового и материального обеспечения посольств и консульств РФ. [2]
Также при возникновении или угрозе наступления возможности нарушения прав и законных интересов российских граждан за рубежом необходимо активное привлечение интернациональных организаций по защите прав человека и других международных правовых институтов (Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств, Комиссаром Совета Европы по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Совета ООН по правам человека и т. д. [2]
Международная практика последних лет показывает, что максимальная эффективность помощи российским гражданам в защите их прав за рубежом достигается путем привлечения большого количества международных организаций к решению проблемы. [2]
Также важным шагом в реализации мер защиты прав граждан за рубежом является разработка правовых механизмов применения санкций в отношении лиц нарушающих права граждан РФ. Таким правовым инструментом может быть установление уголовной ответственности для лиц, которые нарушают права российских граждан за рубежом. Для этого необходима разработка и утверждение в российском законодательстве соответствующих уголовно-процессуальных норм (об ответственности за нарушение прав российских граждан за рубежом, о выдаче нарушителей, о включении данных норм в международно-правовые договоры России и т. д.). [2]
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
- Защита прав соотечественников за рубежом по законодательству Российской Федерации // Юридический Белорусский университет. URL: https://law.bsu.by/pub/26/Pletenev_16.pdf (дата обращения: 29.10.2018).
- Сапегина Л. В. Трудовые права российских граждан за рубежом // NovaInfo. URL: https://novainfo.ru/article/3157 (дата обращения: 8.10.2018).
- Колосов Ю. М. Международное право: учебник / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — М.: Высшее образование, Юрайт-Иэдат. — 1012 с., 2009
- Поддержка и защита соотечественников за рубежом как приоритет внешней политики России. Репатриация — одно из важнейших направлений // Сетевой центр русского зарубежья. URL: http://www.russkie.org/index.php?id=22739&module=printnews (дата обращения: 8.10.2018).