Психолого-педагогическая поддержка матерей, имеющих детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 05.11.2018

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Бородулина, М. А. Психолого-педагогическая поддержка матерей, имеющих детей с ОВЗ / М. А. Бородулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53496/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья рассказывает о программе комплексной психолого-педагогической поддержки матерей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии.

Ключевые слова: ребенок с отклонениями в развитии, педагогическая и психологическая помощь семье.

This article the article tells about the program psychological and pedagogical support for mothers of mothers, having children with developmental disabilities.

Key words: child with developmental disabilities, pedagogical and psychological assistance to the family.

Рождение ребенка с нарушениями развития является безусловным стрессом для его родных. Проблемы, возникающие при воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как правило, вызывают глубокую и продолжительную социальную дезадаптации всей семьи. Исследования, проведенные в данной области, позволили выявить, что родители детей с ОВЗ подвержены сильнейшему эмоциональному напряжению, тревоге, чувству вины, обидам, что влечет хроническое стрессовое состояние. Всё это в комплексе отражается на детско-родительских отношениях: в зоне риска оказываются и родители, и дети. В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» (с изм. от 6 марта 2018): «… Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. <…> Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.»...

Для полноценной реализации родителями своей роли, им необходима квалифицированная поддержка. Согласно так же статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ»: «…Образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Кроме того, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного, школьного образования и обучающихся с ОВЗ указывается на необходимость создания психолого-педагогических условий в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей с ОВЗ [1].

Как показало исследование, проведенное на базе МБОУ СОШ № 2 им. М,Ф.Колонтаева г. Калуги, у большинства матерей (80 %), имеющих детей с ОВЗ, наблюдаются различные психологические нарушения, негативные эмоциональные состояния, развитие депрессии. Этим женщинам соответствуют авторитарный и невротический типы детско-родительских отношений и в большинстве случаев излишняя эмоциональная дистанция от ребенка. Данные особенности указывают на деформацию личностного развития матерей, а также на неблагоприятные условия развития детей.

Однако, нельзя не отметить, что некоторые из испытуемых женщин продемонстрировали оптимальный уровень эмоциональных состояний, отсутствие депрессии и астении. Их внутрисемейные отношения характеризуются заботой о них со стороны отцов и значимостью всех членов семьи. Детско-родительским отношениям свойственен психосоматичный тип. Эти женщины, тем не менее, подвержены стрессу, связанному с состоянием здоровья ребенка и сложностями его воспитания и развития.

Из данного исследования, очевидно, что обе выявленные категории матерей нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи. Исходя из этого, нами была разработана специальная программа, с целью оказания матерям, воспитывающих детей с ОВЗ комплексной психолого-педагогической поддержки в консультативной, методической и практической форме, рассчитанная на 4 года (с 1 по 4 классы).

Программа подразумевает 5 блоков-этапов: диагностический; организационный; информационный; коррекционный; аналитический. Данные блоки были реализованы в индивидуальной (диагностика, беседа) и групповой формах (родительские собрания, лекции, семинары, тренинги, круглые столы, творческие мероприятия, экскурсии).

Диагностика заключается в проведении с матерями специальных тестов, анкетирований, опросов с целью выявления психолого-педагогических проблем и определения направлений коррекционных мероприятий.

Беседа, как форма связи педагога с родителями, необходима для обмена наблюдениями индивидуального характера, психолого-педагогическая поддержка матерей.

Родительские собрания включены в программу для совместной работы учителей и родителей, для обсуждения наиболее важных вопросов обучения и воспитания учащихся, в данном случае — обсуждение основных аспектов программы.

Лекции были включены в программу для ознакомления матерей с теоретическими основами проблем воспитания и обучения детей.

Семинары в рамках программы подразумевают групповые теоретические занятия с матерями по определенной теме при их активном участии: на семинарах предполагается обсуждение сообщений, докладов и выступлений на заданную тему для углубленного ее изучения.

Тренинги и мастер-классы необходимы при психолого-педагогической поддержке матерей для активного обучения, направленного на формирование их педагогических знаний, умений и адекватных социальных установок.

Круглый стол имеет важное значение для возможности обсуждения в нетрадиционной обстановке с родителями актуальных проблем воспитания и обучения детей с ОВЗ, в данном случае — вопросов по проводимым в рамках программы занятиям и возникающих при этом проблем мероприятие.

В программу были включены так же творческие мероприятия, поскольку предполагается, что совместная творческая деятельность учащихся, родителей и педагогов будет эффективной при коррекции детско-родительских отношений.

С этой же целью в программу были включены культурные мероприятия (экскурсии) — коллективные посещения достопримечательных мест, прогулки с образовательными, научными или увеселительными целями.

По итогам реализации Программы предполагаются следующие результаты по работе с матерями: снижение напряженности и тревоги матери в отношении осуществляемой роли; появление уверенности у матери во взаимоотношениях с ребенком и обществом, высокая мотивация к развитию способностей ребенка с ОВЗ; более объективное отношение к процессу развитию ребенка с учетом его особенностей; повышение педагогической компетентности матери.

В отношении детей с ОВЗ ожидаются следующие результаты: стабилизация психологического состояния ребенка; развитие адекватной самооценки, уверенности в своих силах, стремления к самореализации ребенка с ОВЗ; развитие творческих способностей детей с ОВЗ; снижение степени социальной недостаточности детей с ОВЗ; повышение уровня успеваемости детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. — Легион, 2015. 212 с.
  2. Коррекция детско-родительских отношений: особенности работы с семьями, имеющими детей с особыми возможностями здоровья. Москва, Московский институт права, 2005. — 3 с. — URL: https://www.twirpx.com/file/1306946/
  3. Кузьмина Е. (сост.) Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику//Методические рекомендации. — Москва: МГППУ, 2012. — 57 с. — URL: https://www.twirpx.com/file/1324599/
  4. Научно-просветительская работа с семьей, воспитывающей детей с ОВЗ. — URL: https://www.twirpx.com/file/1152058/
  5. Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. (Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного пространства школы: из опыта организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного пространства МБОУ СОШ № 9, г. Зима). Методическое пособие. — Иркутск: ГАУ ИПКРО, 2014. — 158 с. — URL: https://www.twirpx.com/file/2044069/
  6. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005
  7. Юлдашева О. Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. … канд. социол. наук. — Уфа, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, воспитание детей, комплексная психолого-педагогическая поддержка, мать, мероприятие, обучение детей, отношение, программа были, психолого-педагогическая поддержка матерей, развитие, развитие ребенка, рамка программы, ребенок, РФ.


Ключевые слова

ребенок с отклонениями в развитии, педагогическая и психологическая помощь семье

Похожие статьи

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности

В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным

В данной статье можно ознакомиться с проведенным эмпирическим исследованием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным.

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Социально-психологические характеристики семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье отражены социально-психологические характеристики семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Организация взаимодействия детского сада с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Междисциплинарный подход к сопровождению семей в рамках службы ранней помощи

Статья посвящена проблемам комплексного междисциплинарного взаимодействия специалистов службы ранней помощи и семьи, воспитывающей детей младенческого и раннего возраста с различными нарушениями; освещает характерные особенности комплексной деятельно...

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в службе ранней помощи

В статье рассматриваются основные аспекты оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Похожие статьи

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности

В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным

В данной статье можно ознакомиться с проведенным эмпирическим исследованием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным.

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Социально-психологические характеристики семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье отражены социально-психологические характеристики семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Организация взаимодействия детского сада с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Междисциплинарный подход к сопровождению семей в рамках службы ранней помощи

Статья посвящена проблемам комплексного междисциплинарного взаимодействия специалистов службы ранней помощи и семьи, воспитывающей детей младенческого и раннего возраста с различными нарушениями; освещает характерные особенности комплексной деятельно...

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в службе ранней помощи

В статье рассматриваются основные аспекты оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Задать вопрос