Данная статья рассказывает о программе комплексной психолого-педагогической поддержки матерей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии.
Ключевые слова: ребенок с отклонениями в развитии, педагогическая и психологическая помощь семье.
This article the article tells about the program psychological and pedagogical support for mothers of mothers, having children with developmental disabilities.
Key words: child with developmental disabilities, pedagogical and psychological assistance to the family.
Рождение ребенка с нарушениями развития является безусловным стрессом для его родных. Проблемы, возникающие при воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как правило, вызывают глубокую и продолжительную социальную дезадаптации всей семьи. Исследования, проведенные в данной области, позволили выявить, что родители детей с ОВЗ подвержены сильнейшему эмоциональному напряжению, тревоге, чувству вины, обидам, что влечет хроническое стрессовое состояние. Всё это в комплексе отражается на детско-родительских отношениях: в зоне риска оказываются и родители, и дети. В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» (с изм. от 6 марта 2018): «… Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. <…> Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.»...
Для полноценной реализации родителями своей роли, им необходима квалифицированная поддержка. Согласно так же статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ»: «…Образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Кроме того, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного, школьного образования и обучающихся с ОВЗ указывается на необходимость создания психолого-педагогических условий в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей с ОВЗ [1].
Как показало исследование, проведенное на базе МБОУ СОШ № 2 им. М,Ф.Колонтаева г. Калуги, у большинства матерей (80 %), имеющих детей с ОВЗ, наблюдаются различные психологические нарушения, негативные эмоциональные состояния, развитие депрессии. Этим женщинам соответствуют авторитарный и невротический типы детско-родительских отношений и в большинстве случаев излишняя эмоциональная дистанция от ребенка. Данные особенности указывают на деформацию личностного развития матерей, а также на неблагоприятные условия развития детей.
Однако, нельзя не отметить, что некоторые из испытуемых женщин продемонстрировали оптимальный уровень эмоциональных состояний, отсутствие депрессии и астении. Их внутрисемейные отношения характеризуются заботой о них со стороны отцов и значимостью всех членов семьи. Детско-родительским отношениям свойственен психосоматичный тип. Эти женщины, тем не менее, подвержены стрессу, связанному с состоянием здоровья ребенка и сложностями его воспитания и развития.
Из данного исследования, очевидно, что обе выявленные категории матерей нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи. Исходя из этого, нами была разработана специальная программа, с целью оказания матерям, воспитывающих детей с ОВЗ комплексной психолого-педагогической поддержки в консультативной, методической и практической форме, рассчитанная на 4 года (с 1 по 4 классы).
Программа подразумевает 5 блоков-этапов: диагностический; организационный; информационный; коррекционный; аналитический. Данные блоки были реализованы в индивидуальной (диагностика, беседа) и групповой формах (родительские собрания, лекции, семинары, тренинги, круглые столы, творческие мероприятия, экскурсии).
Диагностика заключается в проведении с матерями специальных тестов, анкетирований, опросов с целью выявления психолого-педагогических проблем и определения направлений коррекционных мероприятий.
Беседа, как форма связи педагога с родителями, необходима для обмена наблюдениями индивидуального характера, психолого-педагогическая поддержка матерей.
Родительские собрания включены в программу для совместной работы учителей и родителей, для обсуждения наиболее важных вопросов обучения и воспитания учащихся, в данном случае — обсуждение основных аспектов программы.
Лекции были включены в программу для ознакомления матерей с теоретическими основами проблем воспитания и обучения детей.
Семинары в рамках программы подразумевают групповые теоретические занятия с матерями по определенной теме при их активном участии: на семинарах предполагается обсуждение сообщений, докладов и выступлений на заданную тему для углубленного ее изучения.
Тренинги и мастер-классы необходимы при психолого-педагогической поддержке матерей для активного обучения, направленного на формирование их педагогических знаний, умений и адекватных социальных установок.
Круглый стол имеет важное значение для возможности обсуждения в нетрадиционной обстановке с родителями актуальных проблем воспитания и обучения детей с ОВЗ, в данном случае — вопросов по проводимым в рамках программы занятиям и возникающих при этом проблем мероприятие.
В программу были включены так же творческие мероприятия, поскольку предполагается, что совместная творческая деятельность учащихся, родителей и педагогов будет эффективной при коррекции детско-родительских отношений.
С этой же целью в программу были включены культурные мероприятия (экскурсии) — коллективные посещения достопримечательных мест, прогулки с образовательными, научными или увеселительными целями.
По итогам реализации Программы предполагаются следующие результаты по работе с матерями: снижение напряженности и тревоги матери в отношении осуществляемой роли; появление уверенности у матери во взаимоотношениях с ребенком и обществом, высокая мотивация к развитию способностей ребенка с ОВЗ; более объективное отношение к процессу развитию ребенка с учетом его особенностей; повышение педагогической компетентности матери.
В отношении детей с ОВЗ ожидаются следующие результаты: стабилизация психологического состояния ребенка; развитие адекватной самооценки, уверенности в своих силах, стремления к самореализации ребенка с ОВЗ; развитие творческих способностей детей с ОВЗ; снижение степени социальной недостаточности детей с ОВЗ; повышение уровня успеваемости детей с ОВЗ.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. — Легион, 2015. 212 с.
- Коррекция детско-родительских отношений: особенности работы с семьями, имеющими детей с особыми возможностями здоровья. Москва, Московский институт права, 2005. — 3 с. — URL: https://www.twirpx.com/file/1306946/
- Кузьмина Е. (сост.) Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику//Методические рекомендации. — Москва: МГППУ, 2012. — 57 с. — URL: https://www.twirpx.com/file/1324599/
- Научно-просветительская работа с семьей, воспитывающей детей с ОВЗ. — URL: https://www.twirpx.com/file/1152058/
- Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. (Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного пространства школы: из опыта организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного пространства МБОУ СОШ № 9, г. Зима). Методическое пособие. — Иркутск: ГАУ ИПКРО, 2014. — 158 с. — URL: https://www.twirpx.com/file/2044069/
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005
- Юлдашева О. Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. … канд. социол. наук. — Уфа, 2010.