Возрастные ограничения в интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.11.2018

Статья просмотрена: 1755 раз

Библиографическое описание:

Бучельникова, К. К. Возрастные ограничения в интернете / К. К. Бучельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53516/ (дата обращения: 18.12.2024).



«Ресурсы Интернета поистине необъятны, и не все они подходят детям» [5] — этими словами встречает пользователя раздел официальной страницы сайта Google, посвященный вопросу безопасности интернета для детей. Данный вопрос весьма актуален в современном мире, где в один щелчок мыши можно найти практически любую информацию. В следующей статье будут рассмотрены методы обеспечения безопасности информации для детей и оценена их эффективность.

Существует такое понятие, как контентные риски. В него входят материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, и прочую неэтичную и вредоносную информацию. [6]

В целях обеспечения безопасности детей и защите их от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию, введены нормы по осуществлению возрастной маркировки любой информационной продукции. Возрастная классификация информационной продукции введена с 1 сентября 2012 года, после вступления в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В России введена следующая возрастная классификация информационной продукции:

  1. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (0+)
  2. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+)
  3. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+)
  4. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (16+)
  5. Информация, запрещённая для распространения среди детей (18+). [1, ст. 7–11]

Размещение знака информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения продукции среди детей имеет строгое правило относительно размеров (не менее чем пять процентов площади экрана), хотя цвет и форма знака не определены законодательно. В названиях классификации могут встречаться сокращения РСВР — «Российская Система Возрастных Рейтингов» и англ. RARS — «Russian Age Rating System».

Закон № 436-ФЗ не распространяется на информацию научную, научно-техническую, статистическую, ограничение доступа к которой недопустимо, представляющую культурную ценность для общества, а также на рекламу. Под возрастную маркировку в интернете попадали только сетевые издания. На других сайтах знаки информационной продукции, текстовые предупреждения ставятся добровольно. Таким образом, информация, распространяемая в интернете не через сетевые издания, а, например, в социальных сетях, обязательной возрастной классификации не подлежит. Тем не менее, все больше владельцев сайтов и участников популярных интернет-платформ предпочитают следовать нормам данного закона во избежание спорных вопросов и ответственности за нарушение закона.

В случае сомнений относительно правильности возрастных ограничений на информацию требуется провести соответствующую экспертизу. Инициировать проверку может как частное лицо, так и контролирующие органы в ходе плановой проверки или в ответе на возникший прецедент, повлекший нарушение здоровья или развития ребенка.

На основании заключений, предоставленных экспертной комиссией, Роскомнадзором устанавливается срок, в течение которого требуется устранение нарушений законодательства — 15 дней. Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 р. до 50 000 р. (в зависимости от «статуса» нарушителя) с конфискацией предмета правонарушения. [2, ст.6.17]

Роскомнадзор, фактически являясь единственным цензором сети интернет, обладает все расширяющимися полномочиями. Во время действия так называемого «закона о блогерах», который в августе 2017 года был отменен вследствие своей неэффективности, планировалось, что и блогеры, приравненные к СМИ, обязаны будут аналогичным образом маркировать свою деятельность, то есть любой контент, выложенный ими в интернете. На данный момент такая маркировка не является обязательной, хотя многие авторы все же не пренебрегают ранее установленными нормами.

Безопасность детей в интернете — очень важная задача, для достижения которой создаются новые законопроекты, например, такие как внесенный депутатом Государственной Думы В. В. Милоновым Проект Федерального закона «О правовом регулировании деятельности социальных сетей». Авторы этого проекта предлагают полностью запретить пользование социальными сетями до наступления возраста 14 лет, следовательно, и регистрация в соцсетях будет осуществляться только при предоставлении паспортных данных. [3]

Следует принять во внимание, что возрастные ограничения регулируются не только посредством нормативных установок, но и специальных форм, созданных большинством крупных интернет-площадок. Возвращаясь к сервисам Google, можно привести в пример установленные ими правила и рекомендации, которыми регламентируется использование возможностей площадок, принадлежащих компании. Так, в магазине приложений, игр и пр. Google Play, разработчики должны указывать возрастную категорию для приложений. Если это правило не соблюдается или возрастная маркировка указана неверно, любой пользователь вправе сообщить об этом с помощью специальных инструментов, созданных сервисом. Аналогичная ситуация и с такими площадками, как YouTube, Blogger, Google+, например, специалисты команды YouTube круглосуточно проверяют видео, на которые пожаловались зрители. В зависимости от содержимого медиаконтента, видео либо подлежит блокировке, то есть, удаляется, либо на него накладывается возрастное ограничение, из-за которого пользователи, не достигшие определенного возраста, не смогут посмотреть данное видео со своего аккаунта.

Нельзя не отметить, что даже такая система не безупречна, и порой алгоритмами того же YouTube, видео блокируется или же наоборот, не блокируется некорректно и не оправдано. В таком случае, автор всегда может подать апелляцию и его контент будет отправлен на повторную проверку.

Социальные сети в большинстве своем также претерпели изменения относительно предоставления пользователям контента разной возрастной категории. Так, например, одна из наиболее популярных в России социальных сетей «Вконтакте» в 2015 году ввела возрастные ограничения в пабликах и группах. В качестве категорий были выделены следующие понятия: до 16 лет, 16 лет и старше, 18 лет и старше.

Из вышесказанного следует, что зрители сами могут контролировать установку возрастных ограничений, но единичными пользователями дело не ограничивается. Большая работа по выявлению в интернете сайтов с вредоносной информацией возложена на общественные организации. Одним и наиболее известным из представителей подобных организаций является Некоммерческое партнерство «Лига безопасного Интернета», установившая перед собой цель — тотальное искоренение опасного контента посредством самоорганизации профессионального сообщества, участников интернет-рынка и рядовых пользователей. Сюда входит противодействие распространению опасного интернет-контента, помощь несовершеннолетним, которые каким-либо образом оказались жертвами распространения опасного контента, оказание содействия госструктурам в борьбе с созданием и распространением опасного контента и даже участие в разработке законодательных инициатив относительно борьбы с контентными рисками.

Официальный сайт НП «Лига безопасного интернета» представляет собой обширный ресурс с большим количеством опубликованных новостных материалов, конкретных действий «Лиги», направленных на борьбу с опасным контентом в интернете, также на сайте представлены рекомендации по безопасному пользованию информации в интернете не только для родителей или преподавателей, но и для подростков различных возрастных групп.

Этому моменту следует уделить особое внимание. Как уже упоминалось выше, ни одни программные алгоритмы не способны гарантированно защитить ребенка от контентных рисков. На данный момент продолжается работа над административными или даже уголовными наказаниями за несоблюдение правил, касающихся неподобающей несовершеннолетним информации, но большинство законопроектов находятся на стадии разработки, да и на практике проследить активность недобросовестных пользователей в сети — непростая задача. Поэтому обеспечение безопасности ребенка в интернете — это, прежде всего, задача родителей. Помочь в этом могут, например, специальные детские браузеры, такие, как Magic Desktop. Благодаря этой системе родители сами могут подбирать и одобрять полезные сайты, также браузер оснащен безопасным email-клиентом, автоматически скрывающим нежелательную почту, тем самым гарантируя, что ребенок не получит письмо от неизвестных. Также можно использовать специальные интернет-ресурсы, такие, как; www.gogul.tv, www.telenyanya.ru, www.bibigon.ru, www.tirnet.ru и др.

Государственные органы вместе с операторами связи и общественными организациями проводят различные мероприятия, помогающие родителям сориентироваться в вопросе безопасного использования интернета. Существует множество сервисов для защиты несовершеннолетних от нежелательного контента в сети. Таким сервисом является и «Дети России онлайн» (http://detionline.com), где эксперты данного проекта помогают детям и взрослым благодаря консультациям в вопросе безопасности в интернете. [3]

Как считает глава Роскомнадзора Александр Жаров, необходимо повышать медиаграмотность, для того чтобы обезопасить детей. «Это дело взрослых — разрешать или запрещать своему ребенку заходить на определенные сайты, смотреть те или иные фильмы». [4]

На данный момент можно с уверенностью сказать, что контроль в среде киберпространства — довольно значимое направление, как для всего мира, так и для нашего государства, и обеспечение безопасности молодого поколения от вредоносной информации — очень важная задача. Для достижения этой цели проводятся все доступные меры и до сих пор продолжается разработка механизмов, способствующих регулированию опасного контента, как в сфере технологий, так и в законодательстве.

Литература:

  1. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ по состоянию на 29 июля 2018 г. // Собрание законодательства Российской федерации. — 2011. — № 1. — Ст. 48
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: по сост. На 27 июня 2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 1
  3. О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект Федерального закона № 145507–7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.04.2017)
  4. Шадрина Т. В. 18 плюс / Т. В. Шадрина // Российская газета Федеральный выпуск № 6451(179). — 2014. — 11 августа.
  5. Центр безопасности Google —URL: http://www.google.ru/safetycenter/families/explore/age-appropriate/ (дата обращения: 01.07.2018).
  6. КиберПедия Информационный ресурс — URL: https://cyberpedia.su/7x8ccf.html (дата обращения: 07.07.2018).
  7. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ответы на вопросы в сфере соблюдения законодательства об информационных технологиях — URL: https://rkn.gov.ru/treatments/p459/p463/ (дата обращения: 10.07.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная продукция, опасный контент, ребенок, вредоносная информация, интернет, информация, безопасный интернет, возрастная категория, возрастная классификация, возрастная маркировка.


Задать вопрос