В статье приводятся примеры интеллектуальных задач для дошкольников, способствующих развитию познавательной активности. Определяется познавательная активность и ее влияние на формирование картины мира дошкольника. Дается описание сравнительного анализа по развитию познавательной активности дошкольников методом решения интеллектуальных задач у дошкольников контрольной и экспериментальной групп. Сделан вывод о том, что при целенаправленном развитии познавательной активности у дошкольников можно добиться высокого уровня развития когнитивных процессов.
Ключевые слова: познавательная активность; интеллектуальные задачи; дошкольник.
Актуальность исследования. В современном мире проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности.
Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Под познавательными интересами понимается стремление ребенка познавать окружающий мир и формировать картину мира, узнавать о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, исследовать неизвестное и получать ответы на интересующие вопросы.
При познавательных действиях развивается внутренняя целеустремленность и формируется мотивационно-потребностная сфера для накопления, расширения знаний. Развитие познавательной активности дошкольников осуществляется в процессе активной познавательной деятельности.
Познавательная деятельность — это деятельность сознательная и она направлена на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как воображение, представление, ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, речь (Л. А. Венгер).
Л. С. Выготский считал, что интеллектуальное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития.
М. Л. Семенова отмечает, «…интерес к познанию реального мира — один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии».
Н. Н. Поддъяков подчёркивает, что на современном этапе развития общества надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться научить, т. е. дать определенную сумму знаний.
А. Г. Асмолов акцентирует внимание на важности формирования мотивов интеллектуальной деятельности.
Проблемой развития познавательной активности у дошкольников в разное время занимались и широко исследовали ученые Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Е. М. Беспаленко, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Н. С. Махина, Н. Г. Морозова и др.
Доказано, что познавательные ценности формируются у ребенка под воздействием познавательной активности, которая проявляется в самостоятельном желании «открытия» мира путем его изучения и преобразования.
Изучение научной литературы по проблеме позволило определить объект исследования — познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — педагогические методы решения интеллектуальных задач, способствующие развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования — выявить и определить путем опытно-поисковой работы эффективность педагогических методов решения интеллектуальных задач для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования.
- Рассмотреть особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить педагогические методы решения интеллектуальных задач для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- Раскрыть практические аспекты развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста методом решения интеллектуальных задач.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники старшей группыМБДОУ ЦРР «Детский сад № 162» г. Воронежа. Всего в исследовании участвовало 29 дошкольников. Исследование проходило в апреле — октябре 2018 года.
Методы исследования: набор картинок «Нелепицы», задачи на развитие логического мышления, игровые задания на развитие социального и эмоционального интеллекта.
Обсуждение результатов
Мониторинговый срез показал, что на начало апробации программы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста уровень интеллекта соответствовал возрастным данным. В группе исследуемых не было детей с ограниченными возможностями здоровья, они также не имели неврологических и психиатрических диагнозов. В течение реализации программы, включающей методы решения интеллектуальных задач для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, интеллектуальные способности детей имели более высокий уровень, познавательная активность отличалась высоким уровнем любознательности, заинтересованности. Познавательный интерес характеризовался повышенной устойчивостью, мотивированной избирательной направленностью на познаваемый предмет.
Например, детям предлагалась картинка «Нелепицы». Они должны были рассказать, что на картинке нарисовано неверно и почему. Задавался вопрос «Как правильно нужно было нарисовать?», «Где ошибся художник?», «Как исправить ошибку?» и др. Работая с таким набором картинок, дети учатся познавать мир и формировать свое представление об окружающем. Например, что корова дает молоко, а пчела дает мед, но не наоборот, и что художник ошибся при изображении рисунка. Анализ нелепых ситуаций помогает найти правильное решение ситуативной задачи, определить стиль поведения.
Д. Б. Годовикова отмечает следующие показатели познавательной активности: внимание и интерес к предмету; эмоциональное отношение к предмету; действия, направленные на лучшее распознание качества предмета или окружающего мира, понимание функционального назначения предмета или объекта [2].
В работе с картинками «Нелепицами», все перечисленные показатели имели место, проявлялись детьми, решали проблему интеллектуального познания.
Задачи на развитие логического мышления и усиление концентрации слухового внимания также способствовали развитию познавательной активности дошкольников.
Например, игровая потешка: «Как у нас-то козел, что за умный был. Сам по воду ходил, сам кашу варил, деда с бабкой кормил». Задаем вопрос детям: «Сколько человек ели кашу?». Первые задания такого типа не выполнялись детьми с первого раза. Некоторые дети считали, что три человека ели кашу, т. е. и козел тоже. Далее идет уточнение, что люди только дед и бабка.
Или пример «Ехали медведи на велосипеде» (К. И. Чуковский). Вопрос: «Сколько медведей ехало на велосипедах?». Дети пытались сосчитать медведей, вспоминая рисунок из книги. Ответов верных не было. Уточняем, концентрируя внимание детей на речи, а не на репродуктивном воображении. Писатель не уточнял количество медведей, описание сказки абстрактное, не подлежит абстрагированию. Автор просто констатирует факт, что какое-то количество медведей ехали на велосипедах.
Еще один пример задачи с интеллектуальной направленностью. «Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку…». Вопрос детям: «Сколько вещей дама сдавала в багаж?». Заранее предполагая, что задача содержит что-то неординарное, дети легко сосчитали все перечисленное, которое сдано в багаж. Только два ребенка ответили, что собачонка — это не вещь, а значит, количество меньше, чем все перечисленное.
Все последующие задачи с интеллектуальной направленностью решались детьми более успешно. К концу экспериментального исследования ошибки допускались редко.
Таким образом, познавательную интеллектуальную задачу можно задавать детям в следующих формах: сюжетно-ролевая игра; обозначение ситуаций различными символическими средствами; проблемные ситуации, ситуации-загадки и собственно задачи. В процессе решения интеллектуальных задач дети выдвигают гипотезу и с помощью поисковых действий и опытов доказывают правильность своего предположения. Через опыт ошибок, поиск правильных ответов, дети приобретают новые знания о том или ином предмете, объекте, свойстве предмета или его назначения, воздействуют на объект с целью его познания, выявляют скрытые признаки и свойства [3].
Задания на развитие социального и эмоционального интеллекта были предложены в виде рисунков с изображенными действиями и ситуации, включающие развитие эмоционального интеллекта.
Например, рисунок, на котором изображена девочка, сидящая одна на скамейке, а в песочнице недалеко играют дети. Вопрос воспитателя: «Как вы думаете, какое настроение сейчас у девочки?», «Что с ней произошло?», «Почему она не играет с другими детьми?», «Что нужно сделать, чтобы девочка не печалилась?» и др.
Опираемся на научные исследования Г. И. Щукиной, выделившей уровни развития познавательной активности:
‒ репродуктивно-подражательная активность ребенка, особенность которой заключается в накоплении, обогащении опыта детей через опыт другого.
‒ поисково-исполнительская активность, переходящий в самостоятельность.
‒ творческая активность — это высший уровень активности, при котором цель и задача ставится ребенком (целеполагание), а пути ее решения избираются новые, оригинальные, нешаблонные [4, с. 77].
К концу исследования мониторинговый срез уровня развития познавательной активности старших дошкольников дал более высокие результаты. Отмечено, что на протяжении всего периода реализации программы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста методом решения интеллектуальных задач, интерес детей не угасал. В особенности хорошо воспринимались задания с использованием ИКТ.
Заключение. Представленные и описанные выше задания из программы развития познавательной активности дошкольников методом решения интеллектуальных задач на практике неоднократно подтвердили свою значимость и эффективность применения в ДОО, так как носят непосредственно познавательный, поисковый, деятельностный характер. Как экспериментально-поисковая деятельность, так и проблемный характер обучения (проблемные ситуации, проблемные задачи и проблемные вопросы) пробуждают у ребенка интерес, и вызывают мотивацию к дальнейшей деятельности, что, в свою очередь, является важной составляющей в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста.
Литература:
- Белкин Е. Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения [Текст] / Е. Л. Белкин, А. М. Иванов. — М: Просвещение, 2003. — 128 с
- Годовикова Д. Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 384 с
- Семенова М. Л. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Дисс..к.п.н., Челябинск, 2006. — 168 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. [Текст] /Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.