До революции в России существовала система образовательных учреждений (кадетская система образования и императорские лицеи), позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Первая мировая война явилась этому примером. Тогда речь шла даже не о защите национальных интересов, а лишь о помощи союзному государству, и тем не менее решение правительства встать на защиту братского народа вызвало небывалый подъём патриотизма, в том числе и среди молодёжи. [2, с.53]
В советское время система патриотического воспитания являлась неотъемлемой частью любой образовательной программы как среднего, так и высшего образования. С детства октябрят и пионеров готовили к служению интересам своей страны. Самые достойные вступали в комсомол, становясь частью элиты, готовой жертвовать всем ради блага и процветания Отечества [1, с. 146].
«С чего начинается Родина?» — это очень простой вопрос, на который сегодня ответит далеко не каждый, в Советском Союзе этот вопрос подразумевал множество ответов: «мама», «отчий дом», «песня». Это многообразие также являлось следствием правильно выстроенной системы нравственных ценностей, в которой патриотизм занимал лидирующее место.
В конце XX века СССР распался, что привело и к отмене основных ценностей, которыми жило советское общество. Свобода, а точнее вседозволенность, пришедшая на смену режиму и идеологии, практически разрушила систему воспитания в рамках учреждений образования и культуры. Учащимся и читателям учреждений образования и культуры стали предлагаться только знания, причём школа пострадала сильнее всего. Именно на рубеже веков в результате настоящей информационной войны, развёрнутой нашими западными «партнёрами», в российских школах стали появляться учебники, откровенно фальсифицирующие факты и искажающие историю страны и русскую культуру, выставляя народных героев и великие победы предков в неприглядном свете. Общая вседозволенность, свободное безответственное поведение молодых людей, гонка за чем-то «более модным и современным» в пользу западных традиций воспитания, преобладающий эгоизм — всё это стало противовесом нашей традиционной системе воспитания.
В настоящее время, по мнению многих учёных, в душах людей по-прежнему царит психологический дисбаланс. Зачастую современное юношество, владея английским или французским языком, не знают грамматики и пунктуации русского языка, читая произведения П.Коэльо, не знакомы с произведениями И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. К огромному сожалению, многие наши дети и подростки не любят свою Родину и не ценят её, а стремятся как можно скорее уехать за границу. Поэтому неудивительно, что на данный момент один из самых дискуссионных вопросов — патриотическое воспитание молодёжи. Начала такого воспитания, как и духовно-нравственного, в первую очередь должна закладывать семья, которая является одной из самых важных и значимых составляющих нашего общества. Однако на сегодняшний день мы наблюдаем значительное изменение отношения к семейным ценностям. Бесконечная нехватка родительского внимания, преобладание материальных ценностей над духовными — и дети зачастую предоставлены сами себе. Далеко не все дети имеют возможность и желание посещать кружки патриотической направленности, поэтому решать проблему патриотического воспитания целиком и полностью приходится учреждениям образования и культуры.
Быть патриотом — такая же естественная потребность людей, как потребность в еде или сне. Как же качество личности патриотизм проявляется в любви и уважении к своей Родине. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, содержание которого выражается в преданности и готовности служить своему отечеству. Патриотическое воспитание — это, в первую очередь, формирование духовно-нравственных качеств личности, стремление не только изучать, но и сохранять ценности и традиции своего народа. Осуществляется патриотическое воспитание обязательно в условиях включения молодёжи в активное изучение истории своего отечества, любви и уважения к культуре своей страны. Воспитание настоящего патриота — одна из главных задач современных учреждений образования и культуры. Решая проблему патриотического воспитания, необходимо направить свои усилия на формирование у молодых людей ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и настоящего. Это могут быть походы в музеи, участие в различных конференциях патриотического характера, посещение массового мероприятия в библиотеки, экскурсии, разработка внеклассных мероприятий на военные темы, организация встреч с ветеранами войны и детьми войны.
Здесь очень важна личная заинтересованность педагога и библиотекаря в воспитании молодых патриотов. Воспитать сложнее, чем научить и поэтому в учреждениях образования и культуры зачастую подходят к решению проблемы патриотического воспитания формально. [3, с.144]
Чёткую оценку всероссийской значимости и актуальности возрождения общероссийского патриотизма для народов России дал президент Российской Федерации В. В. Путин. С его точки зрения, патриотизм представляет собой чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями, а также связанные с ним национальная гордость и достоинство. Именно поэтому на учреждениях образования и культуры лежит большая ответственность не только научить, но и воспитать юных граждан Великой России. Последние события, происходящие в мире, изменили геополитическую картину, и консолидация антирусских сил усиливает эту ответственность.
В преддверии 73-летия со дня Великой Победы над фашистами для пользователей нашей библиотеки-филиала № 3 МБУК «ЦСДБ» г.о.Самара мы провели мероприятие, посвященное военно-историческим песням. Как оказалось, многие ребята даже не слышали некоторые очень известные военные песни. Это говорит о том, что некоторые школьники мало интересуются событиями военных лет. Вспоминая события тех страшных и тяжёлых для нашей Родины лет, мы выяснили, что многие ценят подвиг наших дедов и прадедов, но некоторые посещают праздничный салют просто потому, что это красиво, где можно пообщаться, потому что туда идут родители, а праздник 9 Мая не вызывает у них должных трепетных и благородных чувств. Как признались некоторые подростки, для них это просто ещё один выходной день.
Нельзя, просто невозможно упускать из вида проявление безразличия к тем, кто в голоде и холоде спасли страну от фашизма и дали нам будущее. На мой взгляд, тема войны как раз и является основой патриотического воспитания молодёжи. В ходе нашего мероприятия многие заново прочувствовали и попытались представить, что такие же юноши и девушки, как и они, бесстрашно шли в бой за свободу своей страны и будущее своих детей. На войне все были одной семьёй, у всех было одно горе, и все были объединены одной верой и надеждой на Победу.
Учитывая психологические характеристики подростков, отсутствие у многих чувств сострадания и милосердия, необходимо не просто разговаривать с ними о событиях военных лет, но и подкреплять выступления фрагментами из военных кинофильмов, старыми фотографиями, акцентировать внимание молодёжи на проявлении самоотверженности солдат: не каждый отдаст свою жизнь за Родину, за людей, за мир во всём мире. [5, с. 327]
Современного молодого пользователя не интересует мероприятие, рассчитанное на пассивное восприятие, его привлекают те, в которых он является активным участником. И в этом нам сегодня не обойтись без инновационных средств, которые призваны нам во всем помогать (ПК, проекторы, интерактивные доски, презентации, инсталляции, электронные носители, Интернет). [4, с. 150] Однако необходимо не просто знать, что война была и закончилась. Нужно ещё помнить и хранить в своей памяти и передавать последующим поколениям культурное наследие военных лет: песни, стихи, непридуманные истории очевидцев. Можно проводить массовые мероприятия памяти военных лет, устраивать выставки, круглые столы, участвовать в различных конкурсах. В конце учебного года в стенах образовательных учреждений в качестве поощрения учащимся можно организовать поездки в города-герои или наиболее пострадавшие во время войны. Это станет фактором сплочения коллектива и стимулом в обучении. Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, готовый верой и правдой служить своему отечеству.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что для решения проблемы патриотического воспитания современного поколения необходимо, чтобы патриотизм как качество личности стал жизненно важен для молодёжи. Для этого необходимо органичное сочетание двух факторов: личной заинтересованности библиотекаря и педагога, сотрудничество между учреждениями образования и культуры по вопросам патриотического воспитания молодёжи, осознания ими ответственности за воспитание молодого поколения и эффективного использования времени, отведённого для этого. Это не только позволит вернуть российское общество к восприятию таких ценностей, как патриотизм, семья, вера, отечество, но и руководствоваться этими ценностями в жизни.
Литература:
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в средней школе [Текст]. — Москва: Айрис-пресс, 2012. — С.146.
- Азарова, О. Нет, никогда об этом забывать нельзя! [Текст] / О.Азарова // Библиополе. — 2015. — № 12. — С. 53.
- Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. — Москва: Айрис-пресс, 2012. — С. 144.
- Кусмарцев, М. Б. Инновационная среда патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования: проектирование и организация: монография [Текст] / М. Б. Кусмарцев, Т.В Левченко. — Волгоград: Изд–во ВолГМУ, 2014. — C. 150.
- Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии: научно–практические статьи, методические материалы, художественные произведения [Текст] / ред., [сост. и авт. предисл.] Г. В. Варганова. — Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. — C. 327.