Актуальность темы статьи обусловлена двумя факторами. Во-первых, ролью прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, которая заключается в том, что прокурорский надзор — это средство обеспечения прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела, обеспечения законности действий органов, принимающих решения в данной стадии.
Нарушения в данной стадии становятся препятствиями в осуществлении задач и целей уголовного судопроизводства. Пресечение нарушений в данной стадии может исключить правонарушения в дальнейшем [6].
Как отмечает А. С. Епанешников, при отсутствии такого надзора у должностных лиц предварительного расследования (следователей, дознавателей) гораздо чаще возникали бы противоправные желания нарушить права лиц, как обратившихся за помощью в связи с совершением в отношении них действия, так и тех, в отношении которых разрешается вопрос об уголовном преследовании [4].
Во-вторых, актуальность определяется проблемами правового регулирования прокурорского надзора в данной стадии.
Исходя из содержания части 1 статьи 144 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации [2] стадии возбуждения уголовного дела включает в себя:
– прием регистрации сообщений о преступлениях,
– проверка информации,
– принятие решений [5].
В отношении всех указанных элементов, в том числе по всем основаниям возбуждения уголовного дела необходим чётко нормативно урегулированный прокурорский надзор.
Анализ норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности статьи 37 показывает, что в отношении органов дознания пределы прокурорского надзора шире, так как прокурор при осуществлении надзорных функций вправе отменять незаконные или необоснованные постановления органов дознания и осуществлять иные полномочия. В отношении следственных органов таких полномочий не предусмотрено в статье 37 УПК РФ. Хотя нормы главы 20 кодекса предусматривают такие полномочия.
Таким образом возникают противоречия между нормами разных статей Уголовно-процессуального кодекса. Для их разрешения необходимо внести соответствующие изменения в статью 37 УПК РФ.
Кроме того, следователь может выразить несогласие с требованием прокурора. Однако статья 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1] закрепляет принцип обязательности исполнения требований прокурора. Для разрешения данного противоречия следует уравнять права следователя и дознавателя, что расширит пределы прокурорского надзора и сделает его более эффективным в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина и законности в стадии возбуждения уголовного дела.
Правовой основой организации прокурорского надзора в изучаемой сфере в настоящее время является только Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» [3].
Однако, поводом к возбуждению уголовного дела могут быть помимо заявления о преступлении также явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Но норм, регулирующих организацию прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела по указанным основаниям, отсутствуют.
Для решения обозначенных проблем и восполнения образовавшегося пробела в регулировании прокурорского надзора следует принять приказ генерального прокурора Российской Федерации об организации прокурорского надзора за исполнением законов и явки с повинной и проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 11.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.
- Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 N 277 (ред. от 05.12.2016)«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»// «Законность», N 12, 2011.
- Епанешников А. С. Защита прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого в российском досудебном производстве: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. 210 с.
- Логинов Н. А. Прокурорский надзор за реализацией права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела (по законодательству России и иных государств-участников СНГ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018.№ 1. С. 160–170.
- Хританенко Д. Е. Сложность осуществления прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 33. С. 120–125.