Проблемы правового регулирования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 06.11.2018

Статья просмотрена: 1139 раз

Библиографическое описание:

Жуков, З. Х. Проблемы правового регулирования прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела / З. Х. Жуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53529/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность темы статьи обусловлена двумя факторами. Во-первых, ролью прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, которая заключается в том, что прокурорский надзор — это средство обеспечения прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела, обеспечения законности действий органов, принимающих решения в данной стадии.

Нарушения в данной стадии становятся препятствиями в осуществлении задач и целей уголовного судопроизводства. Пресечение нарушений в данной стадии может исключить правонарушения в дальнейшем [6].

Как отмечает А. С. Епанешников, при отсутствии такого надзора у должностных лиц предварительного расследования (следователей, дознавателей) гораздо чаще возникали бы противоправные желания нарушить права лиц, как обратившихся за помощью в связи с совершением в отношении них действия, так и тех, в отношении которых разрешается вопрос об уголовном преследовании [4].

Во-вторых, актуальность определяется проблемами правового регулирования прокурорского надзора в данной стадии.

Исходя из содержания части 1 статьи 144 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации [2] стадии возбуждения уголовного дела включает в себя:

– прием регистрации сообщений о преступлениях,

– проверка информации,

– принятие решений [5].

В отношении всех указанных элементов, в том числе по всем основаниям возбуждения уголовного дела необходим чётко нормативно урегулированный прокурорский надзор.

Анализ норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности статьи 37 показывает, что в отношении органов дознания пределы прокурорского надзора шире, так как прокурор при осуществлении надзорных функций вправе отменять незаконные или необоснованные постановления органов дознания и осуществлять иные полномочия. В отношении следственных органов таких полномочий не предусмотрено в статье 37 УПК РФ. Хотя нормы главы 20 кодекса предусматривают такие полномочия.

Таким образом возникают противоречия между нормами разных статей Уголовно-процессуального кодекса. Для их разрешения необходимо внести соответствующие изменения в статью 37 УПК РФ.

Кроме того, следователь может выразить несогласие с требованием прокурора. Однако статья 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1] закрепляет принцип обязательности исполнения требований прокурора. Для разрешения данного противоречия следует уравнять права следователя и дознавателя, что расширит пределы прокурорского надзора и сделает его более эффективным в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина и законности в стадии возбуждения уголовного дела.

Правовой основой организации прокурорского надзора в изучаемой сфере в настоящее время является только Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» [3].

Однако, поводом к возбуждению уголовного дела могут быть помимо заявления о преступлении также явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Но норм, регулирующих организацию прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела по указанным основаниям, отсутствуют.

Для решения обозначенных проблем и восполнения образовавшегося пробела в регулировании прокурорского надзора следует принять приказ генерального прокурора Российской Федерации об организации прокурорского надзора за исполнением законов и явки с повинной и проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 11.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 N 277 (ред. от 05.12.2016)«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»// «Законность», N 12, 2011.
  4. Епанешников А. С. Защита прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого в российском досудебном производстве: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. 210 с.
  5. Логинов Н. А. Прокурорский надзор за реализацией права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела (по законодательству России и иных государств-участников СНГ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018.№ 1. С. 160–170.
  6. Хританенко Д. Е. Сложность осуществления прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 33. С. 120–125.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, стадий возбуждения уголовного дела, генеральный прокурор, готовящееся преступление, РФ, свобода человека, Уголовно-процессуальный кодекс.


Похожие статьи

О пробелах правового регулирования прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела

Проблемы прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса Российской Федерации

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Особенности правового статуса прокурора в качестве субъекта уголовного преследования

Проблемы определения правового статуса прокурора

Некоторые проблемы реализации полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса

Проблемы и перспективы развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Направления совершенствования правового регулирования этики прокурорских работников

Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ

Похожие статьи

О пробелах правового регулирования прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела

Проблемы прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса Российской Федерации

Актуальные проблемы участия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Особенности правового статуса прокурора в качестве субъекта уголовного преследования

Проблемы определения правового статуса прокурора

Некоторые проблемы реализации полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса

Проблемы и перспективы развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Направления совершенствования правового регулирования этики прокурорских работников

Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ

Задать вопрос