Использование технологии проектной деятельности при изучении общебиологического курса 9 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 05.11.2018

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Пчельникова, Т. Н. Использование технологии проектной деятельности при изучении общебиологического курса 9 класса / Т. Н. Пчельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 283-288. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53536/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, современная школа.

В настоящее время современное образование носит, как правило, репродуктивный характер. Но современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Ориентированное на передачу знания оно не справляется с этой задачей, так как современный объем знаний превышает возможность этого канала. Несмотря на фундаментальность 5–6 летнего изучения биологии, многие основные понятия и представления учащимися не усваиваются. Установка на механическую репродукцию биологических знаний приводит к скорому забыванию этих сведений, поскольку эти знания не стали актуальными. Именно этим объясняется снижение интереса к биологии. Действующие учебники биологии не отвечают на практические вопросы подростка о повседневной, бытовой, наблюдаемой стороне биологических явлений. А научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания невозможно.

Поэтому перед нами встает проблема: как, с помощью каких приемов, средств, методов можно повысить мотивацию учащихся к урокам биологии?

Формирование мотивации учения в школьном возрасте одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.

Для привития обучающимся положительных мотивов обучения есть много разнообразных приемов, средств, методов. Но на наш взгляд наиболее эффективным является метод проектов, так как он в большей степени ориентирован на развитие социально-значимой личности.

Этим объясняется актуальность нашей статьи. Понятие проект предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т. д. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации. Метод — совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью.

В зарубежной и отечественной педагогической литературе описано множество различных толкований метода учебных проектов. По мнению Н. Ю. Пахомовой [3], метод учебного проекта — это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [2].

Работа над проектом включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных действий, творческих по самой своей сути.

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [4].

Проект — планируемая в долгосрочной перспективе неповторяющаяся и уникальная деятельность, создающая ценность для потребителя в соответствии с его требованиями. Характеризуется отношениями «заказчик–исполнитель» [1].

Метод проектов — понятие из области дидактики и частных методик. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания [6].

Будучи творческой и в значительной мере самостоятельной деятельностью учащихся, метод учебных проектов подразумевает:

– поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;

– выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;

– социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном или образовательном проекте и в этом случае он «...рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности». Термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике переосмысливание того, что должно быть» [3].

С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы нами было проведено анкетирование 10 учителей биологии из 8 школ Шатковского района Нижегородской области. Для этого были разработаны вопросы анкеты.

Нас интересовало, знакомы ли учителя с понятием «Проектная деятельность». Исследование показало, что только 100 % учителей знакомо с данным понятием, однако трактуют его по-разному. Так 40 % опрошенных понимают под проектной деятельностью совместную деятельность учителя и учащихся, 20 % опрошенных понимают под проектной деятельностью самостоятельную деятельность учащихся, 30 % опрошенных понимают, как процесс изучения, связанный с получением конечного продукта и 10 % как самостоятельную творческую деятельность (рис. 1).

Рис. 1. Трактовка учителями проектной деятельности

Как видно из приведенных определений, учителя не совсем правильно понимают сущность проектной деятельности и определения формулируют с разной степенью значимости.

Мы хотели узнать, организуете ли учителя проектную деятельность с учащимися 9 класса? Исследование показало, что всего 3 участника анкетирования из 10, организуют проектную деятельность своих учеников, и организуют в таких формах как: индивидуальный долгосрочный проект (рис. 2).

Рис. 2. Организация учителями проектной деятельности

Нас интересовало, в чем учителя видят значение данной работы. Исследование показало, что 2 учителя видят значение, в расширение биологического кругозора, а один учитель в развитие познавательного интереса учеников (табл. 1).

Таблица 1

Анализ ответов на вопрос анкеты «В чем Вы видите значение этой работы?»

Варианты ответа

Ответы

  1. Расширение биологического кругозора

80 %

  1. Развитие познавательного интереса

90 %

  1. Помощь в выборе будующей профессии

30 %

  1. Развитие общеучебных умений

30 %

Мы хотели узнать испытывали ли учителя сложности при организации проектной деятельности со школьниками. Исследование показало, что 100 % участников анкетирования испытывают трудности, связанные с нехваткой времени, 70 % в выборе тематики исследования, 30 % в малой материально-технической базе и 30 % связано с низкой мотивацией учащихся в участии в проектной деятельности.

Проанализировав результаты анкетирования учителей биологии, мы установили, что в опыте учителей наиболее востребованным является общебиологический курс биологии 9 класса авторского коллектива под руководством Н. И. Сонина (линейный курс) [5].

Однако по ФГОС данный курс предусматривает изучение раздела «Человек». Поэтому в связи с этим тематика проектной деятельности учащихся, представленная в таблице 2, была определена нами по программе для концентрического курса варианта программы Н. И. Сонина (концентрический курс), который предусматривает изучение общих закономерностей биологии.

Таблица 2

Примерная тематика проектов по курсу биологии 9 класса авторского коллектива под руководствомН.И.Сонина под названием «Биология. Общие закономерности. (Концентрический курс)».

Тема/ часы

Тема проекта

Проектный продукт

1. Многообразие живого мира.

Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 ч)

Уровни

организации живых организмов.

Приводят примеры искусственных классификаций живых организмов.

Объясняют принципы, лежащие в основе построения естественной классификации живого мира на Земле

2. Химическая организация

клетки (2 ч)

Химический состав клетки.

Создание буклета.

Уникальность строения ДНК.

Модель, рисунок-схема.

Уникальность строения РНК

Модель, рисунок-схема.

3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)

Биосинтез.

Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез. Презентация, схема.

Фотосинтез.

Опорный конспект

Плакат (подробная схема фотосинтеза)

4. Строение и функции клеток

(6 ч)

Прокариотическая клетка.

(подробная схема) Сравнительная таблица.

Эукариотическая клетка.

Презентация.

Особенности

строения растительной клетки.

(подробная схема)

4. Строение и функции клеток (6 ч)

Митоз.

Кратко описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом.

Презентация по митозу (подробная) схема.

Мейоз.

5.Размножение организмов (3 ч)

Бесполое размножение.

Сравнивают бесполое и половое размножение. Таблица.

Половое размножение.

Описывают процесс образования половых клеток.

6. Индивидуальное развитие

организмов (онтогенез) (3 ч)

Эмбриональный период развития.

Характеризуют эмбриональный

период развития и описывают основные закономерности дробления: образование однослойного зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез. Определяют этапы дальнейшей дифференцировки

тканей, органов и систем. Схема. Презентация.

Постэмбриональный период развития.

Характеризуют

постэмбриональный период развития, его возможные формы. Схема. Презентация.

7. Закономерности наследования признаков (9 ч)

Первый закон Менделя.

Презентация. Составляют схемы скрещивания, строят родословные.

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет.

Таблица-плакат или презентация. Составляют схемы скрещивания, строят родословные.

Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

Составляют схемы скрещивания, строят родословные.

Сцепленное наследование генов.

Составляют схемы скрещивания, строят родословные.

Генетика пола.

Составляют схемы скрещивания, строят родословные.

8. Закономерности изменчивости (6 ч)

Генотипическая изменчивость.

Строят вариационные ряды и кривые норм реакции. Презентация.

Фенотипическая изменчивость.

Строят вариационные ряды и кривые норм реакции. Презентация.

9. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3ч)

Селекция растений.

описывают основные направления современной селекции. Презентация. Буклет.

Селекция животных.

описывают основные направления современной селекции. Презентация. Буклет.

Селекция микроорганизмов.

описывают основные направления современной селекции. Презентация. Буклет.

10. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)

Эволюционная теория Жана-Батиста Ламарка.

Презентация, опорный конспект.

Становление систематики.

Запоминают принципы бинарной классификации.

Опорный конспект.

11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем

естественного отбора (5 ч)

Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе.

Характеризуют учение

Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы

создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Презентация.

Учение Чарлза Дарвина.

Запоминают основные положения теории

Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора. Презентация.

12. Современные представления

об эволюции. Микроэволюция и макроэволюции (5 ч)

Пути видообразования

(географические и экологические)

Провести опыт, сделать фотографии и представить все в виде презентации.

Знакомятся с путями видообразования

(географическим и экологическим), дают оценку скорости возникновения новых видов в разнообразных крупных таксонах.

Главные направления эволюции.

Презентация

Схема сравнения, сходства и различия характеризуют главные направления прогрессивной эволюции: ароморфоз,

идиоадаптацию и общую дегенерацию.

Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма.

13.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия

эволюции (3 ч)

Приспособления

к условиям существования.

Приводят

примеры различных приспособлений типовых организмов к условиям среды.

14. Возникновение жизни на Земле (2 ч)

Филогенетические связи в живой природе.

Схема, плакат.

15. Развитие жизни на Земле (5 ч)

Происхождение иразвитие жизни на Земле. Геохронологическая шкала.

Геохронологическая шкала.

Происхождение человека.

Описывают стадии эволюции человека: древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и запоминают популяционную структуру вида

Homosapiens (расы). Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас.

Теория расизма.

Приводят аргументированную критику теории расизма.

16. Биосфера, ее структура

и функции (8 ч)

Круговорот веществ в природе.

Характеризуют абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах

демонстрируют их значение.

Биогеоценозы и биоценозы.

Рисунок, плакат, схема, таблица, фотоколлаж, презентация.

Абиотические факторы среды.

Биотические факторы среды.

Презентация. (Характеризуют абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение.)

Взаимоотношения между организмами.

Характеризуют цепи и сети

питания. Составляют цепи питания.

Характеризуют формы взаимоотношений между организмами.

17. Биосфера и человек (3 ч)

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Обсуждают проблемы рационального

природопользования, охраны природы.

Так же нами были разработаны технологические карты уроков по биологии для 9 класса, предусматривающие проведение проектной деятельности по следующим темам: «Биогеоценозы и биоценозы», «Химический состав клетки. Неорганические вещества», «Химический состав клетки. Органические вещества».

Контрольный срез знаний учащихся, перед началом и после проведения экспериментального обучения, показал, что разработанные и проведённые нами один урок и два внеклассных мероприятия позволили улучшить результаты знаний и повысить познавательный интерес учащихся 9 класса в среднем на 43,3 % (рис. 3).

В современной школе применение инновационных технологий позволит решить большое количество проблем, возникающих в процессе обучения, может послужить эффективным инструментом для закрепления и практического применения биологических, географических и краеведческих знаний, формирования умения самостоятельно добывать знания, а также способствовать решению ряда воспитательных задач.

Рис. 3.Результаты экспериментального обучения

Применение новых технологий для повышения эффективности обучения и приближения его к реалиям современной жизни приводит к заметным результатам.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Переход на другой метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к методу проектов, представляется сегодня достаточно современным.

Литература:

  1. Алексеев С. В. Проект о проектах: о создании информационной базы индивидуальных проектов школьников в области проблем окружающей среды / С. В. Алексеев // Биология в школе. — 2012. –№ 1. — С. 38–47.
  2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев.–М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
  5. Сонин Н. И. Программы основного общего образования. Биология. 5–9 классы. Концентрический курс / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. — М.: Дрофа, 2013–96 с.
  6. Смелова В. Г. Метод проектов в современной школе / В. Г. Смелова // Биология в школе. — 2007. — № 6. — С. 54–56.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, презентация, метод проектов, схема скрещивания, современная школа, естественный отбор, искусственный отбор, опорный конспект, современная селекция, Химический состав клетки.


Похожие статьи

Использование метода проектов на уроках информатики

Развитие проектного метода в системе образования

Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Реализация естественно-научного профиля с использованием ресурсов предметного кабинета

Статья транслирует опыт учителя физики по реализации естественно-научного профиля с использованием ресурсов предметного кабинета.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Об использовании проектной технологии на занятиях элективного курса по биологии

В статье рассматриваются вопросы возможности использования проектной технологии в рамках элективного курса по биологии.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Работа с фоамираном в проектной деятельности учащихся 7-х классов на уроках технологии

В данной статье рассмотрена проектная деятельность в рамках образовательной области «Технология».

Похожие статьи

Использование метода проектов на уроках информатики

Развитие проектного метода в системе образования

Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Реализация естественно-научного профиля с использованием ресурсов предметного кабинета

Статья транслирует опыт учителя физики по реализации естественно-научного профиля с использованием ресурсов предметного кабинета.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе

В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Об использовании проектной технологии на занятиях элективного курса по биологии

В статье рассматриваются вопросы возможности использования проектной технологии в рамках элективного курса по биологии.

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Работа с фоамираном в проектной деятельности учащихся 7-х классов на уроках технологии

В данной статье рассмотрена проектная деятельность в рамках образовательной области «Технология».

Задать вопрос