Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, современная школа.
В настоящее время современное образование носит, как правило, репродуктивный характер. Но современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Ориентированное на передачу знания оно не справляется с этой задачей, так как современный объем знаний превышает возможность этого канала. Несмотря на фундаментальность 5–6 летнего изучения биологии, многие основные понятия и представления учащимися не усваиваются. Установка на механическую репродукцию биологических знаний приводит к скорому забыванию этих сведений, поскольку эти знания не стали актуальными. Именно этим объясняется снижение интереса к биологии. Действующие учебники биологии не отвечают на практические вопросы подростка о повседневной, бытовой, наблюдаемой стороне биологических явлений. А научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания невозможно.
Поэтому перед нами встает проблема: как, с помощью каких приемов, средств, методов можно повысить мотивацию учащихся к урокам биологии?
Формирование мотивации учения в школьном возрасте одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.
Для привития обучающимся положительных мотивов обучения есть много разнообразных приемов, средств, методов. Но на наш взгляд наиболее эффективным является метод проектов, так как он в большей степени ориентирован на развитие социально-значимой личности.
Этим объясняется актуальность нашей статьи. Понятие проект предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т. д. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации. Метод — совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью.
В зарубежной и отечественной педагогической литературе описано множество различных толкований метода учебных проектов. По мнению Н. Ю. Пахомовой [3], метод учебного проекта — это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [2].
Работа над проектом включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных действий, творческих по самой своей сути.
Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [4].
Проект — планируемая в долгосрочной перспективе неповторяющаяся и уникальная деятельность, создающая ценность для потребителя в соответствии с его требованиями. Характеризуется отношениями «заказчик–исполнитель» [1].
Метод проектов — понятие из области дидактики и частных методик. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания [6].
Будучи творческой и в значительной мере самостоятельной деятельностью учащихся, метод учебных проектов подразумевает:
– поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;
– выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;
– социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном или образовательном проекте и в этом случае он «...рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности». Термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике переосмысливание того, что должно быть» [3].
С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы нами было проведено анкетирование 10 учителей биологии из 8 школ Шатковского района Нижегородской области. Для этого были разработаны вопросы анкеты.
Нас интересовало, знакомы ли учителя с понятием «Проектная деятельность». Исследование показало, что только 100 % учителей знакомо с данным понятием, однако трактуют его по-разному. Так 40 % опрошенных понимают под проектной деятельностью совместную деятельность учителя и учащихся, 20 % опрошенных понимают под проектной деятельностью самостоятельную деятельность учащихся, 30 % опрошенных понимают, как процесс изучения, связанный с получением конечного продукта и 10 % как самостоятельную творческую деятельность (рис. 1).
Рис. 1. Трактовка учителями проектной деятельности
Как видно из приведенных определений, учителя не совсем правильно понимают сущность проектной деятельности и определения формулируют с разной степенью значимости.
Мы хотели узнать, организуете ли учителя проектную деятельность с учащимися 9 класса? Исследование показало, что всего 3 участника анкетирования из 10, организуют проектную деятельность своих учеников, и организуют в таких формах как: индивидуальный долгосрочный проект (рис. 2).
Рис. 2. Организация учителями проектной деятельности
Нас интересовало, в чем учителя видят значение данной работы. Исследование показало, что 2 учителя видят значение, в расширение биологического кругозора, а один учитель в развитие познавательного интереса учеников (табл. 1).
Таблица 1
Анализ ответов на вопрос анкеты «В чем Вы видите значение этой работы?»
Варианты ответа |
Ответы |
|
80 % |
|
90 % |
|
30 % |
|
30 % |
Мы хотели узнать испытывали ли учителя сложности при организации проектной деятельности со школьниками. Исследование показало, что 100 % участников анкетирования испытывают трудности, связанные с нехваткой времени, 70 % в выборе тематики исследования, 30 % в малой материально-технической базе и 30 % связано с низкой мотивацией учащихся в участии в проектной деятельности.
Проанализировав результаты анкетирования учителей биологии, мы установили, что в опыте учителей наиболее востребованным является общебиологический курс биологии 9 класса авторского коллектива под руководством Н. И. Сонина (линейный курс) [5].
Однако по ФГОС данный курс предусматривает изучение раздела «Человек». Поэтому в связи с этим тематика проектной деятельности учащихся, представленная в таблице 2, была определена нами по программе для концентрического курса варианта программы Н. И. Сонина (концентрический курс), который предусматривает изучение общих закономерностей биологии.
Таблица 2
Примерная тематика проектов по курсу биологии 9 класса авторского коллектива под руководствомН.И.Сонина под названием «Биология. Общие закономерности. (Концентрический курс)».
Тема/ часы |
Тема проекта |
Проектный продукт |
1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (2 ч) |
Уровни организации живых организмов. |
Приводят примеры искусственных классификаций живых организмов. Объясняют принципы, лежащие в основе построения естественной классификации живого мира на Земле |
2. Химическая организация клетки (2 ч) |
Химический состав клетки. |
Создание буклета. |
Уникальность строения ДНК. |
Модель, рисунок-схема. |
|
Уникальность строения РНК |
Модель, рисунок-схема. |
|
3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч) |
Биосинтез. |
Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез. Презентация, схема. |
Фотосинтез. |
Опорный конспект Плакат (подробная схема фотосинтеза) |
|
4. Строение и функции клеток (6 ч) |
Прокариотическая клетка. |
(подробная схема) Сравнительная таблица. |
Эукариотическая клетка. |
Презентация. |
|
Особенности строения растительной клетки. |
(подробная схема) |
|
4. Строение и функции клеток (6 ч) |
Митоз. |
Кратко описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Презентация по митозу (подробная) схема. |
Мейоз. |
||
5.Размножение организмов (3 ч) |
Бесполое размножение. |
Сравнивают бесполое и половое размножение. Таблица. |
Половое размножение. |
Описывают процесс образования половых клеток. |
|
6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч) |
Эмбриональный период развития. |
Характеризуют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления: образование однослойного зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез. Определяют этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем. Схема. Презентация. |
Постэмбриональный период развития. |
Характеризуют постэмбриональный период развития, его возможные формы. Схема. Презентация. |
|
7. Закономерности наследования признаков (9 ч) |
Первый закон Менделя. |
Презентация. Составляют схемы скрещивания, строят родословные. |
Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. |
Таблица-плакат или презентация. Составляют схемы скрещивания, строят родословные. |
|
Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. |
Составляют схемы скрещивания, строят родословные. |
|
Сцепленное наследование генов. |
Составляют схемы скрещивания, строят родословные. |
|
Генетика пола. |
Составляют схемы скрещивания, строят родословные. |
|
8. Закономерности изменчивости (6 ч) |
Генотипическая изменчивость. |
Строят вариационные ряды и кривые норм реакции. Презентация. |
Фенотипическая изменчивость. |
Строят вариационные ряды и кривые норм реакции. Презентация. |
|
9. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3ч) |
Селекция растений. |
описывают основные направления современной селекции. Презентация. Буклет. |
Селекция животных. |
описывают основные направления современной селекции. Презентация. Буклет. |
|
Селекция микроорганизмов. |
описывают основные направления современной селекции. Презентация. Буклет. |
|
10. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч) |
Эволюционная теория Жана-Батиста Ламарка. |
Презентация, опорный конспект. |
Становление систематики. |
Запоминают принципы бинарной классификации. Опорный конспект. |
|
11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 ч) |
Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе. |
Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Презентация. |
Учение Чарлза Дарвина. |
Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора. Презентация. |
|
12. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюции (5 ч) |
Пути видообразования (географические и экологические) |
Провести опыт, сделать фотографии и представить все в виде презентации. Знакомятся с путями видообразования (географическим и экологическим), дают оценку скорости возникновения новых видов в разнообразных крупных таксонах. |
Главные направления эволюции. |
Презентация Схема сравнения, сходства и различия характеризуют главные направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию. Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма. |
|
13.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия эволюции (3 ч) |
Приспособления к условиям существования. |
Приводят примеры различных приспособлений типовых организмов к условиям среды. |
14. Возникновение жизни на Земле (2 ч) |
Филогенетические связи в живой природе. |
Схема, плакат. |
15. Развитие жизни на Земле (5 ч) |
Происхождение иразвитие жизни на Земле. Геохронологическая шкала. |
Геохронологическая шкала. |
Происхождение человека. |
Описывают стадии эволюции человека: древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и запоминают популяционную структуру вида Homosapiens (расы). Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас. |
|
Теория расизма. |
Приводят аргументированную критику теории расизма. |
|
16. Биосфера, ее структура и функции (8 ч) |
Круговорот веществ в природе. |
Характеризуют абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. |
Биогеоценозы и биоценозы. |
Рисунок, плакат, схема, таблица, фотоколлаж, презентация. |
|
Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. |
Презентация. (Характеризуют абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение.) |
|
Взаимоотношения между организмами. |
Характеризуют цепи и сети питания. Составляют цепи питания. Характеризуют формы взаимоотношений между организмами. |
|
17. Биосфера и человек (3 ч) |
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. |
Обсуждают проблемы рационального природопользования, охраны природы. |
Так же нами были разработаны технологические карты уроков по биологии для 9 класса, предусматривающие проведение проектной деятельности по следующим темам: «Биогеоценозы и биоценозы», «Химический состав клетки. Неорганические вещества», «Химический состав клетки. Органические вещества».
Контрольный срез знаний учащихся, перед началом и после проведения экспериментального обучения, показал, что разработанные и проведённые нами один урок и два внеклассных мероприятия позволили улучшить результаты знаний и повысить познавательный интерес учащихся 9 класса в среднем на 43,3 % (рис. 3).
В современной школе применение инновационных технологий позволит решить большое количество проблем, возникающих в процессе обучения, может послужить эффективным инструментом для закрепления и практического применения биологических, географических и краеведческих знаний, формирования умения самостоятельно добывать знания, а также способствовать решению ряда воспитательных задач.
Рис. 3.Результаты экспериментального обучения
Применение новых технологий для повышения эффективности обучения и приближения его к реалиям современной жизни приводит к заметным результатам.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
Переход на другой метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к методу проектов, представляется сегодня достаточно современным.
Литература:
- Алексеев С. В. Проект о проектах: о создании информационной базы индивидуальных проектов школьников в области проблем окружающей среды / С. В. Алексеев // Биология в школе. — 2012. –№ 1. — С. 38–47.
- Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев.–М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
- Сонин Н. И. Программы основного общего образования. Биология. 5–9 классы. Концентрический курс / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. — М.: Дрофа, 2013–96 с.
- Смелова В. Г. Метод проектов в современной школе / В. Г. Смелова // Биология в школе. — 2007. — № 6. — С. 54–56.