Улучшение качества образования и здоровьесбережения детей дошкольного возраста посредством использования игрофикации при проведении занятий по английскому языку в двигательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Улучшение качества образования и здоровьесбережения детей дошкольного возраста посредством использования игрофикации при проведении занятий по английскому языку в двигательной деятельности / О. А. Муштатова, Л. И. Шеина, О. Н. Тихонова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53550/ (дата обращения: 18.12.2024).



Самое сильное и ценное качество каждого человека — его здоровье. Здоровье подрастающего поколения важно не только для родителей, но и для нации в целом. Оно определяется не только отсутствием болезней. Это и физическое и психологическое состояние, умение человека спокойно доброжелательно общаться с другими людьми, быть в гармонии не только с природой, но и с самим собой. Все взрослое поколение россиян сегодня озадачено тем, что ищет новые резервы сохранения и преумножения здоровья маленьких граждан, способы и возможности ограждения их от стрессов и конфликтных ситуаций с окружающими людьми. Только в таком состоянии он способен включаться во все виды деятельности.

Образование обладает огромным здоровьесберегающим потенциалом. Для достижения его качества необходимо тщательно выбирать деятельность и использовать ее в разных вариациях и направлениях [4, c.35–48]. Включение в образовательный процесс ДОО иностранного языка — сложное направление. Его освоение, даже на начальном уровне, требует от дошкольника волевых усилий и концентрации внимания. И ни для кого не секрет, что это приводит к перенапряжению и утомлению. А единственный путь, способный исправить данную ситуацию — двигательная активность. Ведь совсем не обязательно заучивать наизусть новые слова и тексты, монотонно повторяя их в неподвижном положении. Намного продуктивнее разучивать текст с новыми иностранными словами и при этом обогащать жизнь детей новыми движениями, потому что давно известно, что дошкольник гораздо быстрее запоминает стихотворения, когда, например, идет домой из детского сада, чем сидя на диване. Также можно внести в обычную двигательную деятельность детей новое содержание, поддерживающее формирование элементарных навыков общения на английском языке.

Мы решили объединить эти две деятельности в единый процесс, т. е. усвоение иностранной речи будет происходить в движении. И теперь ранее обучение английскому языку в нашем дошкольном учреждении идет в тесном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагога дополнительного образования, направлено не только на мотивацию к овладению языком, но и на формирование гармоничной личности (нравственное, умственное, физическое воспитание, развитие психических процессов и познавательных и языковых способностей).

Несомненно, здоровьесберегающие технологии призваны сегодня если не ликвидировать недочеты, то помочь в решении многих задач. При проведении ООД (физическое развитие + английский язык), мы реализуем одновременно задачи физической подготовленности и овладения языком, что обеспечивает снижение нерационального времени и, следовательно, негативного влияния учебной нагрузки на состояние здоровья дошкольников. И, следуя выражению китайского философа «То, что я слышу, я забываю, то, что я вижу — помню, а то, что я делаю — запоминаю». Мы приблизили процесс общения к естественной коммуникации посредством организованной образовательно-игровой двигательной деятельности, где целью стало формирование познавательного интереса старших дошкольников к иностранному языку посредством использования технологии игрофикация.

В нашей ДОО оптимизация двигательной деятельности воспитанников на повышение мотивации к ознакомлению с английским языком и движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым, направлена на достижение положительной динамики в образовательном процессе на основе внедрения технологии игровых заданий (далее игрофикация) и создание единого образовательного пространства между детьми, педагогами и родителями [5, c. 41–47].

Игрофикация — это процесс распространения игры на разные сферы образования, где игра — метод и форма воспитательно-образовательного процесса, направленная на достижение цели. Мы рассматриваем ее как необходимую структурную единицу, предупреждающую утомление и повышающую результативность (при условии, что тематическое планирование представляет единые темы):

‒ способствовать активизации образовательного материала по лексическим темам недельного цикла;

• развивать речедвигательные умения воспитанников (память, внимание, воображение, произношение, аудирование устной речи, мелкая и крупная моторика, ловкость, выносливость, творческую активность, креативность и др.);

• способствовать снятию эмоционального напряжения.

Игрофикация — это своего рода «дверь» в душу ребенка, к проявлению его самых лучших качеств, иногда даже таланта, и что немало важное, признание его сверстниками. Игровые действия по данной технологии способны снять психологическое утомление у дошкольников; происходит мобилизация умственных усилий; намного легче отрабатывается навыки звукопроизношения; появляется атмосфера присутствия радости от выполняемой деятельности.

Во время организованной образовательная деятельности уместна, особенно в начале, артикуляционно-мимическая гимнастика — верный способ повышения интереса к предстоящей деятельности [3, c.25–31]. Также включаем речедвигательную гимнастику (можно, например, с мячом), для вхождения в речевую среду и фонематическую зарядку, с проговариванием скороговорок на английском языке, таких как:

‒ A big black bug bit the big black bear, but the big black bear bit the big black bug back!

‒ A fat black cat sat on a mat and ate a fat black rat;

А также коротких стишков:

Why do you cry, Willy? Why do you cry? Why, Willy? Why, Willy? Why, Willy? Why?

Считаем, что проговаривание слов в подвижной игре имеет далеко не второстепенное значение. Они служат своего рода игровой прелюдией, играющие быстро самоорганизуются, настраиваясь на игру, где выполнение правил — обязательно. Игровой текст быстро и прочно запоминается и с удовольствием проговаривается детьми и в повседневной жизни. Стихотворный текст помогает добиться цели, потому что вызывает не только положительные эмоции, но и желание подвигаться.

Добиваясь цели и яркости движений, подбираем музыку, соответствующую лексической теме, например: «Осенний салют», «Непрошенные гости», «Скажи и покажи»; эстафеты с мячиком «ёжик», султанчиками, ленточками, мешочками, модульные элементы. Выполняя игровые действия, наши воспитанники развивают монологическую и диалогическую речь, при этом обогащая свой словарный запас.

Всем известно, что развитие мозга и уровень развития речи напрямую связаны с движением, степенью сформированности тонких движений пальцев и двигательной активностью. Так, например, около 3–5 минут разминаем пальцы, используя при этом пальчиковую гимнастику «Happyfamily»

Here is my father, so strong and big,

Here is my mother, so nice and pretty,

Here is my brother, so tall and clever,

Here is my sister, so funny and good,

Here is a baby, so small and cute,

Here is my family!

Часто детей на занятиях ждут сказочные персонажи, с которыми они включаются в диалог. С этой целью нами разработана дополнительная общеразвивающая программа «Фитнес в сказке».

В заключительной части занятия устраиваем паузы на расслабление и выясняем усвояемость материала, проводим рефлексию и релаксацию «счастливые минутки», где на смену напряжения приходят положительные эмоции, способствующие качественному усвоению материала.

Технологию игрофикациции мы используем не только в интегрированных занятиях, но и в проектной деятельности, например: «Как цыпленок искал маму», или квест игре «В поисках светофора», «My happy family», «Magic ABC», «Christmas in Britain and Russia» и многие другие.

Досуговая деятельность — особое мероприятие для маленького человечка. Светлые воспоминания детства, да, именно они, во многом помогают человеку во взрослой жизни. Учитывая впечатлительность наших маленьких воспитанников, характерную яркость и остроту восприятия, их природные неординарные способности, стремление к самовыражению — стараемся максимально создать благоприятные условия для их проявления и развития. Чтобы дошкольники могли выразить свои эмоции, пробуждаем к творчеству, создавая проблемную ситуацию или игровую мотивацию для активизации детей, закрепляем знания, направленные на развитие английского словарного запаса и речи [2, c.14–28]. Часто дети горят желанием продемонстрировать, а иногда даже и удивить родителей своими достижениями. К таким мероприятиям мы относим: «Осенний марафон», «23 февраля — отмечает вся страна!», «В гостях у сказки», «День подвижных игр», «Спасите колобка», «Welcome to English world», «Look! I can do it», «Sport is fun!».

Таким образом, добиваясь качественного усвоения материала по английскому языку (с учетом физиологических особенностей воспитанников и тематического планирования) в двигательной деятельности посредством использования игрофикации, мы выяснили (в процессе наблюдения), что у дошкольников возросла удовлетворенность занятиями, повысилось качество образования, как по английскому языку, так и по физической подготовленности воспитанников.

Отметим, что начинать изучать иностранный язык нужно уже с дошкольного возраста и лучше всего это делать посредством подвижной игры, в двигательной деятельности, потому что игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Наш опыт показывает, что воспитанникам очень нравятся такие занятия, они с радостью посещают их и не спешат уходить, так как здесь они получают положительные эмоции, яркие мгновения межличностного общения. А для нас, педагогов, очень важно, что они несут обучающий момент — дети непринужденно усовершенствуют не только навыки движений, но и значительно улучшают свои знания иностранного языка. Даже нерешительные и застенчивые воспитанники в обыденной, повседневной обстановке, выполняя движения и произнося слова или предложения на английском языке не испытывают особого затруднения. Их неуверенность и страх выполнить неправильно задание, в игровой форме отступает на задний план. Все происходит легко и непринужденно, дети уже не испытывают чувство неуверенности и робости.

Считаем, что игрофикация — важный аспект в процессе развития мышления у детей, через которую дошкольник познает окружающий мир, и в нашем случае осваивает сложный предмет — иностранный язык. В игре происходит все как будто случайно, но в этой условной обстановке много и настоящего. Действия играющих реальны, их чувства искренны, а правильно организованная игра способствует подготовке к будущей жизни в обществе, где английский язык продиктован потребностями современного мира: становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества и достойного образа современного россиянина.

А самое главное, что интегрированная образовательная деятельность позволила улучшить состояние здоровья (дети стали реже болеть).

Счастливы дети, довольны родители и педагоги.

Литература:

  1. Анисимова М. С. Двигательная деятельность детей 5–7 лет. Методический комплект программы «Детство» / М. С. Анисимова, Т. В. Хабарова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 256 с.
  2. Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 6–7 лет / М. Д. Астафьева. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 64с.
  3. Епанчинцева Н. Д. Учимся говорить по-английски в детском саду: учебно-методическое пособие / Н. Д. Епанчинцева, О. А. Моисеенко. — Белгород: ИПЦ «Политерра», 2008.- 90с.
  4. Здоровьесбережение в образовательной деятельности с дошкольниками 5–7 лет / авт.-разраб. А. В. Стефанко, С. В. Степченкова [и др.]. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 192 с.
  5. Образовательная область «Физическое развитие» (методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие / Т. С. Грядкина, ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, ребенок, ABC, двигательная активность, двигательная деятельность, качественное усвоение материала, образовательный процесс, подвижная игра, тематическое планирование.


Похожие статьи

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование серии обучающих дощечек

Сохранение и укрепление психоэмоционального и интеллектуального здоровья детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс автодидактического многофункционального пособия «Артпланшет»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Похожие статьи

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование серии обучающих дощечек

Сохранение и укрепление психоэмоционального и интеллектуального здоровья детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс автодидактического многофункционального пособия «Артпланшет»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Задать вопрос