Сфера образования в последние десятилетия стала одним из основных направлений развития ведущих стран мира. Постоянно меняющиеся экономические условия, быстро развивающиеся процессы глобализации способствовали незамедлительному «запуску» ряда образовательных реформ в России, на которые современное общество отреагировало неоднозначно. В данной статье рассматриваются основные проблемы функционирования системы высшего образования РФ и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, Болонский процесс, модернизация, глобализация.
В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования. Причиной тому является необходимость постоянного развития общества, а именно совершенствования интеллектуального ресурса человека, являющегося базовым компонентом социально-экономического благополучия государства. Система высшего образования выступает в качестве основного механизма такого развития, так как она построена на процессах систематизации, творческой переработки и организованного усвоения социокультурного опыта предшествующих поколений. Кроме того, интеллектуальное развитие социума — это основа модернизации и инновационной деятельности в условиях современной мировой экономики: от того, насколько приблизится уровень высшего образования к современным мировым требованиям и тенденциям, зависит благосостояние общества, стабильность экономики государства и статус внешней политики. Таким образом, задача совершенствования системы образования государства является одной из наиболее актуальных и приоритетных в современном обществе.
Начало 21 века — важнейший этап на пути модернизации и глобализации в сфере высшего образования: он ознаменован созданием единого пространства высшего образования на основе добровольного сотрудничества европейских стран — подписанием Болонской декларации 1999 г.
Российская Федерация стала участником Болонского процесса в 2003 г., и этот шаг стал основным на пути к созданию новой системы высшего образования, отвечающей всем нормам и стандартам, принятым в европейских странах. Так, у университетов страны появилась возможность для разработки собственных образовательных программ с учетом требований и стандартов, ориентированных на мировой рынок труда: многоуровневость образовательного процесса, его переориентация на формирование необходимых компетенций, обеспечение академической мобильности студентов и др.
В связи с вступлением в новые отношения на международном уровне, система высшего образования в России подверглась ряду кардинальных реформ (двухуровневая система образования, внедрение системы зачетных баллов и т. п.). Однако, несмотря на кажущуюся перспективность подписания декларации и реформирования образовательной системы, для России произошедшие изменения привели к тому, что к 2018 году фундаментальная наука получила «кричащую» характеристику от группы ученых-академиков: «обезглавленная, умирающая, не способная встретить вызовы современного мира». В данной работе мы постарались выявить основные проблемы современного высшего образования, требующие применения кардинальных мер.
Высшее образование РФ, опираясь на территориальные, геополитические, интеллектуально-демографические, научные и технико-технологические ресурсы страны, обладает мощным потенциалом повышения качества и весомыми перспективами для дальнейшего развития. Однако, несмотря на это важное достоинство, в образовательной сфере государства существует ряд серьёзных проблем, решение которых требует «нового взгляда» на модернизацию российского образования.
- Вопросы финансовой поддержки деятельности университетов.
В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование, рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, Россия (4,1 %) занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных [3].
- Низкий уровень практической ценности научной деятельности российских педагогов.
Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира, Россия (0.806) по данному показателю находится на тридцать втором месте из ста восьмидесяти восьми возможных [3]. Это стало причиной низкого рейтинга российского образования в мире и неподготовленности выпускников российских вузов к практической деятельности.
- Отсутствие программы подготовки на английском языке.
Трансакадемичность — главная цель Болонского процесса, в России данное направление совершенно не развито. Уровень преподавания иностранного языка также остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность российских дипломов.
- Отсутствие гибкости, статичность программ обучения.
Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности и профессии. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело; специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах: причиной этому является низкий уровень заработной платы.
- Отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое.
Высшее образование в России — скорее, признак «статусности», успешности, престижности (не так редко — способ избежания службы в армии), чем ступень образования и квалификации.
- Образование превратилось в «платную услугу».
Бывший Министр образования А. Фурсенко по этому поводу сказал следующее: «Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом». То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания и гражданина, а прибыль. Такой результат и получен: распространились коммерческие ВУЗы, имитирующие подготовку, но генерирующие прибыль. Слова профессора С. А. Толкачёва подтверждают плачевность данной ситуации: «Сегодня студенты платят не за то, чтобы учиться, а за то, чтобы НЕ учиться» [4, с. 704].
Таким образом, нашему вниманию представляется следующая «картина» высшего образования РФ:
‒ в подавляющем большинстве ВУЗов страны процветает взяточничество, а знания студентов оцениваются, исходя из финансовой составляющей данного вопроса;
‒ основная масса преподавателей не имеет соответствующей подготовки и квалификации, позволяющей вести преподавательскую деятельность — другими словами, педагоги ВУЗов не обладают знаниями, необходимыми для того, чтобы выпустить высококвалифицированных специалистов по окончанию обучению (данный факт подтверждают результаты проверок Рособнадзора) (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru);
‒ уровень знаний студентов (по результатам проверок Рособнадзора) твердо установился на указателе «ниже среднего»; так, лучшие Московские университеты (студенты старших курсов) показали следующие результаты исследования: из 345 участников теоретическую часть сдали только 102, практическую часть смогли всего 19 студентов (!) (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru);
‒ большое количество студентов не работает по выбранной специальности, диплом о высшем образовании нужен им, потому что «так принято»;
‒ высшие учебные заведения страны не имеют «веса» в мировом рейтинге: так, самый главный ВУЗ страны — МГУ им. Ломоносова занимает в мировом рейтинге вузов «THE 2017» лишь 194 позицию лучших университетов мира, а второй российский вуз по версии «Times Higher Education», Московский физико-технический институт (МФТИ), был включен в промежуток с 251-го по 300-е место рейтинга (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru) и т. п.
Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? В данной работе мы выделили следующие:
- Внедрение независимой (!) двухступенчатой системы контроля знаний студентов: 1 ступень — после второго курса, 2 — перед получением диплома.
- Интернационализация высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов (возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок).
- Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Ведущими методами обучения должны стать онлайн-курсы, дискуссии, дидактические игры, тренинги и др.
- Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования.
- Корректировка форм реализации и содержания вузовских образовательных программ с целью их соответствия современному уровню гуманитарного, естественнонаучного знания и его технологического сопровождения. Эта тенденция имеет системную связь с обновлением кадрового состава инновационного вуза.
Необходимо модифицировать привычную модель лекционно-семинарского обучения, что способствует росту свободы студентов в выборе путей освоения учебного материала в соответствии с образовательными программами; преподаватель будет переориентирован с передачи информации по содержанию учебной дисциплины на активное взаимодействие со студентами, создание условий для их мотивации к самостоятельному поиску и овладению необходимой информацией.
- Обновление материально-технической базы высших учебных заведений.
Современная ситуация, характеризующаяся наличием острой конкуренции на международной арене, стремительной модернизацией технологий, экономической нестабильностью, приводит к необходимости организации подготовки стрессоустойчивых и готовых к работе в постоянно меняющихся условиях профессионалов, способных к креативному мышлению и решению сложных задач.
При этом особую роль играет и сохранение эффективных традиций классической модели образования, так как их применение, несомненно, окажет положительное влияние на становление мощной, конкурентоспособной системы российского образования.
Такой вектор усилий позволит России вернуться в число мировых держав, претендующих на роль лидера в глобальном образовательном пространстве в ближайшие десятилетия.
Литература:
- Крайник В. Л. Высшее образование в России: тенденции и перспективы развития // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого, 2015. — № 1а (14), т. 5. — С. 81–85.
- Новикова В. М. Проблемы и перспективы российского высшего образования // Вестник МГИМО Университета, 2012. — № 6. — С. 282–286.
- Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2018 (дата обращения: 25.10.2018).
- Серебрякова Е. А. Российская система образования: достоинства и недостатки // Молодой ученый, 2015. — № 13. — С. 703–707.
- Тимошенко В. Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования? [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.garant.ru/article/701532/ (дата обращения: 25.10.2018).
- Черезова А. С. Болонский процесс: перспективы российского образовательного сектора в едином пространстве высшего образования // Политика и общество. — 2015. — № 2(122). — С. 175–184.
- Шевченко Д. А. Состояние высшего профессионального образования России и перспективы его развития // Маркетинг в России и за рубежом. –2013. — № 3(95). — С. 109–121.