В данной статье описываются различные подходы и методы направленные на преодоление неуспеваемости у младших школьников.
Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости, преодоление школьной неуспеваемости.
Школьной неуспеваемости, как значительной проблеме всегда уделялось особое внимание со стороны таких педагогов и психологов как: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. С. Цетлин, Ю. К. Бабанский, М. А. Гальмонт. Первопричины школьной неуспеваемости можно классифицировать по различным причинам. Так, психолог В. С. Цетлин обозначал школьную неуспеваемость по длительности, а именно рассматривал первопричины недолгого и долгого действия. Некоторые психологи в своих работах выдвигали предпосылки школьной неуспеваемости с нешироким спектром и с масштабным спектром. Психолог Ю. К. Бабанский подчёркивал в своих работах личный характер неуспеваемости. Так же Ю. К. Бабанский отмечал, что тенденция неуспеваемости находиться на достаточно высоком уровне. Многие психологами и педагогами рассматривались пути и прочны школьной неуспеваемости, но также немаловажным фактором в изучении данной проблемы являлись анализы путей преодоления школьной неуспеваемости [5, c. 32].
Таким образом, следует сделать немаловажный акцент не только на определение причин, но и на реализацию путей преодоления школьной неуспеваемости. Немаловажным в работе со школьной неуспеваемостью является подбор диагностического комплекса, который поможет выявить конкретные причины и на основании полученных результатов, можно будет составить программу занятий для учащихся, и рекомендации для учителей и родителей. Таким образом, выявив первопричины неуспеваемости у школьников, вполне возможно создать пути её преодоления [1, c. 12].
Как писала Д. Д. Чепурная в своей статье «Школьная неуспеваемость и пути ее преодоления», именно система мер по преодолению неуспеваемости должна представлять собой специальный расклад, который будет применяться к каждому учащемуся. Так, автор писала, чтобы преодолеть «пробелы», необходимо в первую очередь уделять внимание формированию у учеников навыков изучения математики. Как считает автор, именно пробелы в познаниях у школьников являются постоянными симптомами неуспеваемости, которые в последующем могут стать доминирующим основанием. Д. Д. Чепрнуая пишет, что если вовремя выявить глубину «пробелов» в обучении, то педагогу будет легче разработать систему мер, которые будут нацелены на ликвидацию проблемы школьной неуспеваемости. Среди средств по устранению «пробелов», как пишет автор, на первом месте должно стоять систематическое повторение материала. Вторым не менее главным средством считается система персональных упражнений по решению задач, в процессе исполнения которых неуспевающие школьники могут осознать учебный материал и связать теорию с практикой [6, c.82].
Тогда как другой автор, Ю. О. Рачеева, наоборот считала, что причинами школьной неуспеваемости могут являться случаи негативной учебной деятельности. Автор писала, что преодоление неуспеваемости надо начинать с решения отрицательных мотивов, которые могут проявляться в качестве неприязни к учителю или к предмету. Для преодоления таких отрицательных мотивов, Ю. О. Рачеева предлагала использовать различные педагогические средства, чтобы вызвать у учеников любопытство и любознательность к предмету. Особое место в решении проблем неуспеваемости, автора также отводила и семье. По мнению автора, причинами неуспеваемости школьника со стороны семьи могли служить определённые недочеты в воспитании и образовании внутри семье. В данном вопросе, решение данной проблемы происходит через консультацию психолога с семьей [3, c.93].
Психолог А. В. Сичинава, считала, что неуспевающие ученики часто имеют недостаточную сформированность мотивационной сферы, а также определённые сложности в освоении способов познавательной деятельности. Также автор выделяла основными причинами школьной неуспеваемости наличие повышенной тревожности у школьников по отношению к учению. При наличии вышеперечисленных причин А. В. Сичинава считает, что использование таких факторов, как дисциплинарное воздействие, скорее всего, не принесёт желаемых результатов, а только наоборот лишь ухудшит положение учащегося. По мнению, автора для достижения успеха в учебной деятельности в первую очередь необходим высокий уровень мотивации. Именно мотивацию и влияние мотивации к учению на успеваемость ребёнка А. В. Сичинава рассматривает наравне с когнитивными способностями учащихся. Таким образом, как пишет автор, если сформировать мотивационную сферу у школьников, в дальнейшем она может выступать показателем высокого уровня развития каждого учащегося, а также его социально-психического благополучия [4, c.65].
Авторы А. А. Мирошниченко и А. А. Филиппова пишут — «для того чтобы работа с неуспевающими школьниками стала результативной, необходима диагностика конкретных психологических причин, которые мешают полному усвоению знаний ученикам». Далее авторы отмечают, что если ещё в младших классах у определённых учащихся не выработать навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут только нарастать и увеличиваться. Как отмечают авторы, главными задачами психологов является разработка определенных программ психологической коррекции.
Также А. А. Мирошниченко и А. А. Филиппова считают, что наиболее эффективным способом по предупреждению школьной неуспеваемости, является разделение школьников на три группы: сильные, слабые и средние. Главной задачей учителя является, непосредственная работа с неуспевающими учениками, чтобы подтянуть их до необходимого уровня, а также грамотное увеличение нагрузки для средних и более сильных учащихся. Авторы в своей статье «Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема», делают акцент на деятельность учителя, как основного звена в оказании помощи неуспевающим школьникам [2, c.3].
Авторы считают, что деятельность учителя можно разделить проводится в два этапа:
1-й этап — диагностика и выявление причин неуспеваемости младших школьников.
2-й этап — организация развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости.
В подборе авторских методик для выявления данной проблемы делается акцент на тесты интеллекта, внимания, памяти, мышления, восприятия информации, и другие психические процессы [2, c.4].
Исходя из этого, будет несложно подобрать способы и пути последующей коррекции, такие как: беседа с учителем; анализ письменных работ; анализ журнала успеваемости. Таким образом, чтобы помочь неуспевающим школьникам, необходимо проводить коррекционную работу, направленную на создание психологической атмосферы, споспешествующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.
В заключение следует подчеркнуть, что проблему школьной неуспеваемости следует рассматривать в русле конкретной образовательной ситуации, а ее причины — с точки зрения современной образовательной парадигмы, при этом система средств, которая направлена на педагогическую диагностику неуспеваемости должна включать рассмотрение объективности и субъективности каждой причины с целью выработки эффективной технологии педагогического воздействия.
Литература:
- Бабинский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие. — М.: АСТ, 2016. — 340 с.
- Мирошничекно А. А., Филиппова А. А. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Москва. 2015. С. 1–4.
- Рачеева Ю. О. Тревожность и мотивация к учению как факторы школьной неуспеваемости. // Научные исследования и разработки молодых учёных. Новосибирск. № 10, 2016. С. 92–96.
- Сичинава А. В. Методологические вопросы школьной неуспеваемости. // Академический вестник академии социального управления. Москва. № 2 (20), 2016. С. 65–75.
- Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. — М.: Педагогика, 2017. — 120 с.
- Чепурная Д. Д. Школьная неуспеваемость и пути её преодоления. // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Уфа. № 4–3 (75), 2016. С. 88–90.