В статье рассмотрено повышение эффективности функциональной подсистемы системы осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации, предложено автоматизировать использование метода определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, метод определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
The article considers the increase in the efficiency of the functional subsystem of the system of state and municipal procurement in the Russian Federation, proposed to automate the use of the method of determining the initial (maximum) contract price
Keywords: state and municipal purchases, method of determining the initial (maximum) contract price
Система государственных закупок с помощью системного подхода представляется в виде динамичной, постоянно развивающейся и находящейся под влиянием многих факторов системы, состоящей из ряда подсистем [4, c.22]. Схема структуры системы государственных закупок представлена на рис.1.
Рис. 1. Структура системы государственных закупок
- Подсистема научного обоснования контрактной системы — научные подходы, принципы и методы.
- Подсистема экономики контрактной системы: основные законы рыночных отношений, экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности контрактной системы, основные показатели эффективности контрактной системы
- Целевая подсистема контрактной системы.
- Функциональная подсистема контрактной системы: нормирование, планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование.
- Обеспечивающая подсистема контрактной системы: методическое обеспечение, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, правовое обеспечение, организационно-техническое обеспечение, кадровое контрактной системы
- Подсистема внешней среды контрактной системы: макросреда, микросреда, инфраструктура рынка контрактной системы.
- Управляющая подсистема контрактной системы: федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, местные органы власти [3, c.18].
Для повышения эффективности функциональной подсистемы предлагается при планировании закупок отказаться для установления максимальной (начальной) цены контракта исключительно прайс-листами компаний. В контрактах в качестве используемого метода определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) предлагается применять метод сопоставимых рыночных цен, наличие информации о рыночной стоимости идентичных товаров (работ, услуг). Алгоритм применения указанного метода установлен статьей 15.9 НК РФ [1]. Он используется для определения соответствия цены, примененной в сделке между взаимозависимыми лицами, рыночной цене:
– при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги);
– (и) при наличии достаточной информации о такой сделке.
При этом в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.
Критерии, по которым определяется сопоставимость сделок, установлены статьей [1].
Метод сопоставимых рыночных цен заключается в определении соответствия цены товаров (работ, услуг) в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен.
Необходимо внести корректировки в формы к закупочным контрактам, в которых описывается обоснование цены. Для более корректного его использования следует применять анализ цены не по 3 коммерческим предложениям, а по минимум 5 прайс-листам.
Заголовок документа должен иметь вид Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на _____. Далее идет таблица, состоящая из двух столбцов и трех строк (таблица 1) [2].
Таблица 1
Таблица приложения кгосударственным имуниципальным закупка обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Основные характеристики объекта закупки |
Наименование и описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям, приведены в Техническом Задании (Приложение 1 к Конкурсной документации) и приложениях к нему (в случае наличия приложений). |
Используемый метод определения НМЦК собоснованием: |
Начальная (максимальная) цена контракта определялась методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), согласно Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (НМЦК), утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013г. № 567 (далее Методические рекомендации). Выводы о цене контракта делались на основе информации о цене за единицу услуги, полученных по запросу от потенциальных исполнителей. Начальная (максимальная) цена контракта включает в себя все расходы исполнителя, налоги, сборы и другие обязательные платежи. |
Расчет НМЦК |
В целях получения ценовой информации в отношении услуг, отвечающих требованиям к аудиторским услугам, закупка которых планируется, и условиям их оказания, Заказчиком были проведены следующие процедуры: — направлены запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти исполнителям, обладающим опытом оказания услуг, информация о которых имеется в свободном доступе; — в ответ на направленные запросы ценовой информации Заказчиком были получены и использованы для расчета НМЦК пять ценовых предложений на оказание услуг, предлагаемых различными исполнителями*, на основании которых был произведен расчет (Таблица № 1) |
Далее идет таблица 1, ее заполнении необходимо автоматизировать с помощью расчетов в программе MS Excel, как это показано на рис.1.
Рис. 2. Автоматизированный в программе MS Excel расчет начальной (максимальной) цены контракта НМЦК
В приведенном примере необходимые для заполненные значения имеют нумерацию ячеек программы MS Excel от A4 до P4. Покажем, как заполняются и рассчитываются каждая из ячеек в данном диапазоне от A4 до P 4. Ячейки
от A4 до I4 заполняются в ручную:
A4 — порядковый номер, в нашем случае 1;
B4 — единица измерения;
С 4- — количество;
D 4 — Единица измерения, в нашем случае кг;
E 4 — Исполнитель № 1;
F 4 — Исполнитель № 2;
G 4 — Исполнитель № 3;
H 4- — Исполнитель № 4;
I 5 — Исполнитель № 5;
J;
Ячейки от K11 до Q11 заполняются — вычисляются автоматически:
J 11 — Средняя арифметическая цена за единицу <ц>, в нашем случае вычисляется как функция =СРЗНАЧ(E4:I4);
L11 — Среднее квадратичное отклонение, в нашем случае вычисляется как функция = =СТАНДОТКЛОН.Г (E4:I4));
N 11- –Коэффициент вариации цен V (%) (не должен превышать 33 %), в нашем случае вычисляется как функция = =K4/J4*100;
M 4 — Расчет Н(М)ЦК по формуле v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги); n — количество значений, используемых в расчете;i — номер источника ценовой информации;, в нашем случае вычисляется как функция = =((D4/5)*(СУММ(E4:I4)))
N 4 цена за единицу товара (руб.) в нашем случае вычисляется как функция ==M4/D4
O4 Цена за единицу изм. с округлением (вниз) до сотых долей после запятой (руб.)
P4 — Н(М)ЦК, ЦКЕП контракта с учетом округления цены за единицу (руб.)в нашем случае вычисляется как функция =O4*D4;
Предложенная методика расчета номинальной (максимальной) цены контракта позволить оптимизировать организацию закупок позволит повысить эффективность функциональной̆ подсистемы системы осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации на региональном уровне.
Литература:
- Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 2Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153376/
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Режима доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
- Спиридонов С. А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов / С. А. Спиридонова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 4. — С. 17–19.
- Щедрикова Н. Ю. Эффективность правового регулирования частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд / Н. Ю. Щедрикова // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2011. — № 4. —С. 17–24.