Постановлением Правительства РФ № 1090 от 13.09.2018 г. был утвержден перечень грубых нарушений лицензионных требований компаниями, осуществляющими управление многоквартирными домами. В представленной статье приведена характеристика грубых нарушений лицензионных требований управляющими компаниями, а также разъяснены последствия их совершения.
Ключевые слова: управляющие компании, грубые нарушения лицензионных требований, ЖКХ, управление многоквартирным домом.
С принятием федерального закона № 225-ФЗ от 21.07.2014 г., а также Постановления Правительства РФ № 1110 от 28.10.2014 г., осуществление управляющими компаниями деятельности по управлению многоквартирными домами стало возможно только на основании выдаваемой в установленном порядке лицензии.
Как известно, для оценки эффективности и добросовестности текущей деятельности лицензиата законодательством для каждого отдельного вида лицензируемой деятельности устанавливается перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Именно данный перечень позволяет оценить, насколько текущая деятельность организации соответствует установленным законом лицензионным требованиям.
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности».
Однако на протяжении более 3 лет с момента введения процедуры лицензирования управляющих компаний Правительством РФ перечень грубых нарушений лицензионных требований установлен не был.
Подобный «переходный период» обусловлен необходимостью предоставления управляющим компаниям времени для отлаживания механизмов своей работы и достижения такого качества предоставляемых услуг, какое необходимо для сохранения статуса лицензиата.
В сентябре 2018 г. данный «переходный период» был окончен с принятием Правительством РФ постановления № 1090 от 13.09.2018 г., которым были внесены изменения в Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1110 от 28.12.2014 г. (далее — Положение о лицензировании), в частности, указанное положение было дополнено п. 4(1), устанавливающим перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Так, Правительством РФ к грубым нарушениям управляющими компаниями лицензионных требований отнесены:
‒ нарушение установленного пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании, п. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) лицензионного требования по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию общедомового имущества надлежащего качества, выразившееся в:
причинении вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;
непроведении лицензиатом гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в многоквартирных домах (далее также — МКД);
незаключении в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов;
‒ нарушение лицензионного требования по надлежащему исполнению обязанностей по договору управления МКД, выразившееся в:
незаключении лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
наличии у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;
отказе от передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким МКД документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, электронных кодов доступа к оборудованию и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации МКД и управления им, принявшим на себя обязательства по управлению МКД организациям, а в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в таком доме. К данному нарушению также отнесено уклонение от осуществления перечисленных действий, а также нарушение сроков их совершения;
нарушении лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания. Данное деяние будет считаться грубым нарушением лицензионных требований только с 01.03.2019 г.
- нарушение лицензионного требования по своевременному прекращению осуществления управления МКД, выразившееся в непрекращении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 200 ЖК РФ в случае исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК РФ управляющая компания обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД до дня назначения или возникновения в установленном законом порядке новой организации, осуществляющей действия по управлению многоквартирного дома, либо до дня начала осуществления непосредственного управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как и в случае с остальными видами деятельности, совершение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований влечет за собой не только последствия в виде привлечения компании к административной ответственности. Подобное деяние может привести к лишению компании права на управление некоторыми или всеми находящимися в ее ведении домами, а также к полному аннулированию выданной такой организации лицензии.
Однако отправным пунктом так или иначе является привлечение управляющей организации к административной ответственности.
В силу ч. 3 ст. 192 ЖК РФ полномочиями по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций по управлению МКД наделены органы государственного жилищного надзора (далее — органы ГЖН).
В соответствии с ч. 5 ст. 20, ст. 196 ЖК РФ при выявлении грубых нарушений лицензионных требований орган ГЖН вправе, в том числе:
‒ составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и передать материалы административного правонарушения в суд для привлечения управляющей организации к административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ «осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
‒ выдать предписание о прекращении нарушений лицензионных требований. В случае его неисполнения управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ
Согласно ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ «невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей».
Таким образом, фактически, органы ГЖН имеют два способа воздействия на управляющие компании, допускающие грубое нарушение лицензионных требований.
Как было указано выше, первым из способов является привлечение недобросовестных управляющих компаний к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ «в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании при повторном совершении лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований, из реестра лицензий субъекта РФ в соответствии с частью 5.2 статьи 198 ЖК РФ подлежат исключению сведения:
‒ о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены применительно к грубым нарушениям, установленным подпунктами «а», «б», «г», «д» и «з» пункта 4(1) Положения о лицензировании;
‒ обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению применительно грубым нарушениям, установленным подпунктами «в», «е», «ж» пункта 4(1) Положения о лицензировании.
Согласно ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.
С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
Таким образом, факт двукратного привлечения управляющей организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ является основанием для лишения ее права управления находящимися в ее ведении домами, количество которых зависит от специфики выявленного нарушения.
Что же касается второго способа воздействия на недобросовестную управляющую компанию, то следует отметить, что такая организация может лишиться права управления многоквартирным домом также и в случае, если в результате выявления грубого нарушения лицензионных требований органом ГЖН было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Так, в соответствии с ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ сведения обо всех находящихся под управлением управляющей организации многоквартирных домах исключаются из реестра лицензий субъекта РФ в случае, если в течение 12 месяцев со дня выдачи органом ГЖН предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных п. 1–5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, лицензиату или должностному лицу (лицам) лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания.
Таким образом, вне зависимости от того, какие санкции были предприняты органом ГЖН к недобросовестной управляющей компании, неоднократное грубое нарушение лицензионных требований влечет за собой исключение сведений о многоквартирном доме, либо обо всех многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта РФ и лишение управляющей компании права на управление таким домом (домами).
Однако данный факт не лишает управляющую компанию возможности дальнейшего осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами как посредством управления не исключенными из реестра лицензий субъекта РФ домами, так и посредством заключения договоров управления в отношении иных многоквартирных домов.
Вместе с тем, законом предусмотрен механизм лишения лицензий компаний, которые систематически допускают грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении своей деятельности.
Согласно п. 4 ч. 13 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ «О лицензировании») аннулирование лицензии влечет за собой прекращение ее действия, и, соответственно, с учетом положений ст. 3 ФЗ «О лицензировании» лишение управляющей компании права на дальнейшее осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, расширение зоны своей деятельности, получение права на управление иными, ранее не находившимися в управлении такой организации, многоквартирными домами.
Согласно ч. 18 ст. 20 ФЗ «О лицензировании» «действие лицензии прекращается со дня <…> вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии».
В силу ч. 1 ст. 199 ЖК РФ лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании соответствующего заявления органа ГЖН.
Указанное заявление подается органом ГЖН на основании решения лицензионной комиссии.
В свою очередь, лицензионная комиссия рассматривает вопрос об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случаях:
‒ исключения из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 % (и более) от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд;
‒ отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Таким образом, если в результате действий управляющей организации из реестра лицензий субъекта РФ были исключены сведения о существенном количестве домов, то лицензия такой управляющей компании может быть аннулирована в судебном порядке.
Данный механизм является сложным, однако действенным инструментом отбора организаций, обладающих достаточной степенью профессионализма и добросовестности для осуществления управления многоквартирными домами.
Что же касается проблем, то в отсутствие разъяснений относительно применения вновь принятых законоположений, а также в отсутствие сформировавшейся судебной практики, возникает ряд вопросов относительно порядка определения факта совершения управляющими компаниями грубых нарушений лицензионных требований, одним из которых является определение среднемесячной величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.
Так, содержание пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании, а также иных положений законодательства не содержит механизма определения размера среднемесячной величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.
По мнению автора статьи, данная величина может быть определена по аналогии с ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ, согласно которой «среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения <…> определяется РСО, <…> путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление МКД, по договору ресурсоснабжения <…> за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения <…> на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения <…> исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения <…> определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление МКД, за период действия договора ресурсоснабжения <…> на количество месяцев их действия».
Однако разрешение этого и многих других вопросов будет достигнуто только по прошествии времени и формировании правоприменительной практики органов ГЖН по контролю за деятельностью управляющих компаний в части наличия в их действиях признаков грубых нарушений лицензионных требований.
Литература:
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, 06.05.2011, № 97 (с послед. изм. и доп.);
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета, 12.01.2005. № 1. (с послед. изм. и доп.);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», 31.12.2001, № 256;
- Постановление Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами» // Российская газета, 24.09.2018, № 212;
- Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» // Собрание законодательства РФ, 03.11.2014, № 44, ст. 6074.