В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования взаимодействия детей в процессе и вследствие этой деятельности.
Ключевые слова: культура межличностного общения, внеурочная деятельность, формирование культуры, общение младших школьников
В настоящее время перед обществом остро стоит проблема развития социального взаимодействия людей в целом и младших школьников в частности. Современному школьнику необходима стабильная способность понимания себя и окружающих людей, своих отношений с другими членами общества, предсказывания межличностных событий. Только на таком фундаменте можно вырастить и воспитать сознательную, требовательную по отношению к себе и своему делу, творческую личность, способную оперативно действовать в изменчивых условиях жизни, умеющей строить межличностное общение. Но не во всех случаях этот фундамент строится удачно.
Существует острая проблема детских взаимоотношений, притягивающая внимание не только педагогов, но и психологов. Изучение! вопроса межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми имеет большое значение для общества.
Межличностные отношения формируются в дошкольном возрасте и наиболее прогрессируют в младшем школьном возрасте. Навыки первых межличностных отношений являются основой для развития личности ребенка.
Межличностные отношения детей являются важнейшим жизненным звеном. Дети, общаясь друг с другом, получают удовольствие, поэтому тянутся и наиболее охотно участвуют в коллективных занятиях, стремясь к сотрудничеству.
Становление культуры межличностных отношений, начиная со школьной скамьи, является социально значимым для всего общества нашей страны. Уровень сформированности навыка межличностных отношений показывает степень успешности освоения программы школьного образования.
Важнейшим условием для гармоничного развития ребенка является его взаимодействие со сверстниками и прочими людьми во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, предполагающей неформальное общение. В процессе коллективной внеурочной деятельности происходит социальное становление личности: ребенок осваивает жизненные ценностные ориентиры; перенимает важный социальный опыт; учится правильно воспринимать окружающую действительность; формирует интересы, влияющие на всю дальнейшую жизнь; учится социальному межличностному взаимодействию.
Автором была предложена гипотеза, которая основана на идее о том, что процесс формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности будет наиболее результативным, если:
‒ дана сущностная характеристика культуры межличностного общения младших школьников;
‒ обоснована внеурочная деятельность как фактор формирования культуры межличностного общения младших школьников;
‒ разработана и введена модель формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности;
‒ выявлены и обоснованы условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности.
Отталкиваясь от положений ФГОС ООО нового поколения, определено, что среда воспитания и развития учащихся в условиях воспитательного процесса общеобразовательной школы включает в себя урочную, внеурочную и общественно-значимую деятельность. В исследовании была поставлена задача изучения внеурочной деятельности как фактора формирования культуры межличностных отношений младших школьников.
На данной основе было определено содержание и организация внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста: повышение уровня духовно-нравственного развития, ведущая роль учителя, расширение форм деятельности, коллективного взаимодействия, выявление и применение способностей, интересов, возможностей и склонностей школьников, требования к результатам деятельности, ее познавательный характер, коррекция условий, необходимых для индивидуального развития каждого ученика.
Основываясь на положениях ФГОС ООО, нами была проведена опытно — экспериментальная работа, направленная на выявление воспитательного воздействия внеурочной деятельности на формирование культуры межличностных отношений младших школьников, и создана педагогическая модель формирования культуры межличностных отношений младших школьников, эффективность которой была проверена в экспериментальной работе.
- Организация внеурочной деятельности, направленной на формирование культуры межличностных отношений младших школьников.
- Разработка и применение диагностического аппарата, направленного на выявление уровня сформированности межличностных отношений младших школьников.
- Анализ, оценка и коррекция процесса формирования культуры межличностных отношений младших школьников.
Основные принципы, на которых было основано наше экспериментальное исследование: учет индивидуальных особенностей младшего школьного возраста и его специфики, принцип культурологического подхода, принцип связи обучения с жизнью, принцип добровольности, принцип сотрудничества.
Содержание работы:
‒ разработка педагогической диагностики;
‒ изучение индивидуальных особенностей младших школьников;
‒ разработка и организация мероприятий внеклассной деятельности, направленной на формирование культуры межличностных отношений младших школьников;
‒ влияние педагога на учащихся посредством требований, убеждения, поощрения, нравоучения, личного авторитета, приказов, совета, личного примера, просьбы;
‒ создание определенных ситуаций, заставляющие учащихся пересматривать свое личное отношение к происходящему, проявлять характер, выражать позицию, формировать положительные межличностные отношения, совершать поступки;
‒ выявления причин, по которым младший школьник потерпел неудачу, добился успехов, а также рассмотрение путей преодоления возникших трудностей;
‒ общение при личном контакте.
Предполагаемый результат работы:положительная динамика, рост культуры межличностных отношений младших школьников.
Также в исследовании было сформулировано несколько педагогических условий формирования культуры межличностного общения младших школьников:
- Организация детского коллектива и его сплочение, что способствует развитию личности младшего школьника, совершенствованию характера взаимоотношений между участниками коллектива, повышению уровня развития коллектива.
- Организация участия младших школьников в общественно значимой деятельности, направленной на удовлетворение потребности детей в общении не только со сверстниками, но и взрослыми, формирование навыков сотрудничества.
- Использование индивидуально ориентированных средств и форм формирования культуры межличностных отношений младших школьников.
- Взаимодействие с семьями учащихся и сотрудничество с ними, целью которого является приобретение ими опыта и знаний формирования культуры межличностных отношений у младших школьников в условиях семьи.
- Достижение воспитательных результатов в личностном и метапредметном развитии младшего школьника, которые будут являться подтверждением сформированности культуры межличностных отношений.
Таким образом, проделанная работа по формированию культуры межличностных отношений, а также повторно проведенная диагностика, позволившая определить динамику развития межличностных отношений между младшими школьниками, доказали эффективность внеурочных занятий. Подтвердилась гипотеза, основанная на идее о том, что процесс формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности будет наиболее результативным, если:
‒ дана сущностная характеристика культуры межличностного общения младших школьников;
‒ обоснована внеурочная деятельность как фактор формирования культуры межличностного общения младших школьников;
‒ разработана и введена модель формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности;
‒ выявлены и обоснованы условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности.
Экспериментально проверены педагогические условия формирования культуры межличностного отношения младших школьников во внеурочной деятельности:
1) сплочение детского коллектива, что способствует развитию личности младшего школьника, повышению уровня коллективизма, совершенствованию характера взаимоотношений участников коллектива;
2) организация участия младших школьников в общественно-значимой деятельности, удовлетворяющей потребности в общении со взрослыми и сверстниками и способствующей формированию навыков сотрудничества;
3) использование индивидуально ориентированных форм и средств формирования культуры межличностных отношений младших школьников;
4) взаимодействие с семьями учащихся с целью приобретения ими опыта и знаний формирования культуры межличностных отношений младших школьников в условиях семьи;
5) достижение воспитательных результатов в личностном и метапредметном развитии младшего школьника, что будет являться подтверждением сформированности культуры межличностных отношений.
Их внедрение в образовательный процесс школы во внеурочное время, согласно проведенному экспериментальному исследованию, будет способствовать эффективному развитию личностно значимого смысла умения создавать и поддерживать позитивные межличностные отношения, способствующие избеганию конфликтов, поддержанию баланса в совместной деятельности и личном общении.
Однако проведенное исследование не раскрывает полностью изучаемую проблему. Дополнения требуют такие темы, как подготовка педагогов к формированию культуры межличностного общения младших школьников, сотрудничество педагогических коллективов с учреждениями дополнительного образования, касающегося изучаемой проблемы и т. п.
Литература:
- Выготский, Л. С. История развития высших психических функций // Психология / Л. С. Выготский. — М., 2002.
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М., 2014.
- Замолоцких, Е. Г. Теория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников: Дис. … д-ра пед. наук / Е. Г. Замолоцких. — М., 2005.
- Козлова, Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед наук / Е. В. Козлова. — Оренбург, 2000.