Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений. В настоящее время эти дети классифицируются как «дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» (Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — М., 2001. — 480 с.). Значительное число тяжело умственно отсталых детей страдают двигательными нарушениями. У них нарушена общая координация движений, мелкая моторика руки, скоординированность движений руки и глаза, зрительно-моторная координация, зрительный анализ, точность и восприятие, устойчивость и концентрация внимания, наблюдаются самые глубокие недостатки в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Поэтому на индивидуальных занятиях дефектолога с такими детьми основными задачами являются стимуляция и развитие слабо сформированных психических процессов, а также формирование доступных элементов учебной деятельности, таких как мотивация, познавательный интерес, самоконтроль и самоанализ.
Одним из действенных средств коррекции и компенсации недостатков в развитии данной категории детей, мы считаем, является конструирование из палочек.
У детей с умственной отсталостью имеются большие трудности в формировании восприятии формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорции. Отмечается недоразвитие собственного тела, с большим трудом формируется понятие правого и левого. Отмечается недоразвитие предметных действий, трудности в формировании элементарных математических представлений обусловлены недостаточностью пространственных функций. Затруднения в узнавании и воспроизведении геометрических фигур.
Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования, проводятся с детьми с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики, развитие зрительного анализа и зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука». В исследованиях доктора медицинских наук, академика РАО М. М. Безруких отмечается что рука практически всех детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью дошкольного, младшего школьного возраста еще не готова к точным мелким движениям из-за недостаточности развития мелких мышц кисти и не закончившееся к этому возрасту отвердение костей запястья и фаланг пальцев. С физиологической точки зрения конструирование из палочек помогают коррекции этих недостатков. Также конструктивные упражнения способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.
Конструирование как особый вид деятельности возникает лишь на определенной ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребенка.
В конструировании из палочек существует возможность для развития всех сторон интеллекта, а также данный вид деятельности моделирует творческий процесс. Они долго не надоедают ребенку, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций.
В процессе конструирования из палочек ребенок с умеренной и выраженной умственной отсталостью учится ориентироваться в малом пространстве, учится понимать слова, обозначающие взаиморасположение элементов по отношению друг к другу, самостоятельно употреблять слова в речи. Конструирование из палочек способствует развитию общей моторики, мелкой моторики, координации руки и глаза, концентрация внимания, увеличивается объем внимания, вырабатывается терпение и умение доводить начатое дело до конца, зрительное внимание, тактильное восприятие, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
Очень важно, что в процессе конструирования из палочек происходит развитие способности к элементам аналитико-синтетической деятельности, когда ребенок воспринимает предмет в целом, называет, обследует его, далее видит его графическое изображение, повторяет его название по графическому изображению из палочек, улучшается формирование элементарных математических представлений и узнавание и называние, воспроизведение плоскостных геометрических фигур.
На начальном этапе конструирование даже самой элементарной фигуры из палочек оказывается для ребенка очень трудным. Поэтому предлагается начинать работу с наложения палочек по контуру в полную величину. Ребенок учится брать палочку, накладывать ее четко на картинку без определенного изображения конкретного предмета. Затем совместно с дефектологом ребенка переводят к конструированию из палочек по образцам, изображающих конкретные предметы. Усложняя задание, необходимо переводить детей к конструированию по памяти (дефектолог показывает образец, рассматривает его совместно с ребенком, затем убирает).
Таким образом, конструирование из палочек осуществляется поэтапно:
1 этап — конструирование из 2, 4 палочек наложение по контуру,
2 этап — конструирование по образцу,
3 этап — конструирование по памяти.
Далее переходим к более сложному этапу работы по конструированию из палочек. Детям можно предложить следующие виды работ:
– узнавание в сложенных фигурах знакомых предметов (лопатка, флаг, елка, дом и т. д.);
– игровые действия, демонстрируемые педагогом с простейшими построениями из палочек и мелкими игрушками (машина и дорога, забор, ступеньки и т. д.);
– выполнение детьми простейшей постройки по подражанию действиям педагога методом поэлементного диктанта;
– наложение детьми палочек на рисунок фигуры;
– приложение палочек под рисунком;
– складывание фигуры по образцу;
– складывание фигуры по заданию, данному на карточке-схеме и придумывание ей названия;
– по данному педагогом названию фигуры (дом, машина, телевизор и др.) и образцу, показанному и убранному, складывание постройки по представлению (по памяти);
– для некоторых детей рисование (обводка) сложенных фигур и раскрашивание их;
– складывание фигур по названию и описанию предмета — по памяти (двух, трехэтажный дом с забором).
Работа по конструированию широко может использоваться при формировании элементарных математических представлений, которая осуществляется поэтапно:
1 этап — строительство геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник. Полученный навык можно использовать для построения различных предметов, изображенных на картинках, с использованием этих фигур по образцам рядом и по памяти. На основе этих геометрических фигур дети строят разные предметы: куб, кувшин, очки, лестница, рыбка, пирамида, флаг, звезда, эскимо, параллелепипед, грибок, лодка с парусом, ворота, настольная лампа, окно, портфель, морковь, машина, лопата, танк, ракета, телевизор, кровать, часы, самолет.
2 этап — строительство предметных картинок по образцам с предварительным разбором названий этих картинок. Также для тех детей, кому конструирование дается тяжело, необходимо использовать одиночные картинки с изображением конструкции из палочек и рядом объемного конкретного изображение предмета, которая помогает узнать и увидеть его. При конструировании из палочек у детей повышается мотивация, развивается зрительный глазомер, формируется навык самоконтроля и самооценки. Дети учатся понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно, хорошо запоминать плоскостные геометрические фигуры.
3 этап — количественный счет до 10. Конструирование из палочек помогает освоить количественный счет от 1 до 10 и связи цифры с количеством. Для этого мы разработали авторские разные орнаменты и ступеньки, где используется счет палочек от 1 до 10 и закрепляется счет на палочках от 1 до 10.
Также необходимо закреплять у детей связь цифры с количеством предметов, используя конструкцию из палочек, количество которых соответствует данной цифре.
Параллельно с работой по формированию элементарных математических представлений мы решаем задачу по развитию активного словаря при конструировании из палочек, где используем слова-предметы (палочки, квадрат, треугольник, прямоугольник, узор, ромб, орнамент, лестница, пирамида, контур, забор и заборчик, дорожки, стена, фигура, образец), слова-действия (открывать и закрывать коробочку, собирать, разбирать, брать, рассыпать, выкладывать, составлять, сравнивать), слова-признаки (одинаковый, разный, маленький, большой, короткий, длинный, высокий, низкий, аккуратный, не аккуратный, простой, сложный, точный, ровный), что помогает развивать и активизировать речь наших детей.
Литература:
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. / Под ред. И. М. Бгажноковой. М.Владос. 2007.
- Выготский Л. С. Предисловие к книге Е. К. Грачевой «Воспитание и обучение глубокоотсталого ребенка» // Основы дефектологии. — СПб., 2003.
- Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1985
- Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учрежлениях для умственно отсталых детей. Кн. для учителя — М.:Просвещение, 1991 -94 с.
- Гальперин П. Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий.//Исследования мышления в советской психологии. М.,1966.
- Головина Т. Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков.//Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. НИИ дефектологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1980.
- Дементьева Н. Ф., Цикото Г. В., Исаева Т. Н., Багаева Г. Н., Еремина А. А. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью.//Дефектология, 1994, № 6
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. 2 издание. — М.: Просвещение, 2005.
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучая обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. — М.: В.Секачёв, ТЦ»Сфера», 2007.
- Забрамная С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. — М.:ЦБНТИ МИМСОБЕС РСФСР, 1979.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебн. для студентов дефнктол. фак. педвузов и ун-ов. — 2-ое изд., перераб,-М.: Просвещение: Владос, 1995
- Исаева Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью: Дисс.канд.пед.наук. — М., 2001
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. — М., 1993
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олиглфренопедагогика. — М., 1988
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред. Л. П. Носковой. -М., 1989
- Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. //Пособие для педагогов дефектологов. Владос М., 2003
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., Академия. 2003
- Новоторцева Н. В. Пособие для дефектолога для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 1998 (Приложение картинок на 6 листах для конструирования)
- Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуза и интеллекта/Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1984
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. /НИИ дефектологии АПН СССР. — М., 1984
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью./ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. — М., 1993
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л. В. Венгера. -М., 1986
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога, — М.: Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 2001.
- Сорокина Тетрадь для дефектолога
- Умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддъякова. -М., 1972
- Цикото Г. В. Графическое приложение к учебно-методическому пособию Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности
- Цикото Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов. // Дефектология. — 1979, № 1.
- Цикото Г. В. Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд. — В кн: Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. / Инст. Дефектологии АПН СССР. — М., 1984.
- Цикото Г. В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. М.: Полиграф сервис, 2011. — 193с.
- Цикото Г. В. Проблемы умственного развития детей с глубокими формами олиглфрении в начальном их обучении. /В кн. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Изд.НИИ дефектологии АПН СССР, М., 1974
- Юдилевич Я. Г., Осокина Л. И. Методические рекомендации по формированию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления как поедпосылок понятийного мышления у глубоко умственно отсталых учащихся на уроках «предметно-практической деятельности». Пед. общество РСФСР, Орел, 1980