Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 1570 раз

Библиографическое описание:

Орлова, А. А. Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. А. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 264-265. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53579/ (дата обращения: 15.11.2024).



Учителей и родителей всегда беспокоил вопрос обеспечения полноценного развития как в психическом, так и физическом плане детей, начиная с дошкольного возраста.

Развитие сенсорно-моторных способностей — первый этап развития ребенка. Говоря более подробно, развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи и мышления детей. Именно поэтому нам хотелось бы осветить данную тему подробнее.

Научно доказано, что те дети, у которых уровень развития мелкой моторики находится на высоком уровне, умеют логически мыслить, у них нет проблем с ориентацией в пространстве, быстрее овладевают новой информацией, умеют грамотно и красиво строить свою речь.

Поэтому очень важно начинать работу по развитию мелкой моторики еще в дошкольном возрасте.

Очень важно заниматься развитием мелкой моторики с детьми, у которых есть различные нарушения речи (общее недоразвитие речи), потому что зачастую у таких детей развитие мелкой моторики находится на очень низком уровне, что в дальнейшем может привести к трудностям при обучении в школе. Поэтому в работу логопеда мы включаем такие воспитательно-коррекционные мероприятия, как:

  1. Комплексы по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры)
  2. Графические игры в упражнениях
  3. Игры с мелкими предметами, конструкторами, счетными палочками, пазлами, шнуровка

Более подробно необходимо рассмотреть игры с песком, так как это очень эффективный способ сенсорно-моторного и общего развития ребенка с общим недоразвитием речи, где можно использовать все вышеизложенные мероприятия.

Игры с песком можно применять в коррекционно-развивающей работе логопеда по всем видам деятельности. С целью повышения интереса детей к совместной деятельности, мы подготовили специальные игры.

Если у ребенка есть трудности в ориентировке в пространстве или же неверное употребление окончаний слов, можно предложить игру «Волшебный клад». Суть данной игры заключается в том, что с помощью словесных инструкций логопеда ребенок пальчиками ищет спрятанный «клад», четко и красиво проговаривая то, что он выполняет. С помощью данной игры у нас есть возможность аккуратно и ненавязчиво исправлять недостатки.

Играя в песочнице, у ребенка развивается также диалогическая речи, закрепляется навык правильно строить предложения, согласовывать существительные с числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, а также классифицировать предметы.

Используя сюжеты сказок при работе с песком, важно создавать проблемные ситуации, чтобы пробуждать у ребенка интерес к заданиям, а также желание помочь героям сказки, тем самым выполнить предложенное задание до конца.

Играя с песком, улучшаются общие речевые данные, сила и модуляция голоса, эмоциональная отзывчивость. Важным и одним из главных условий проведения игр с песком является максимальное поощрение фантазии и творческого подхода, исключив негативную оценку действий и результатов.

Вся работа, которая проводилась с использованием игр с песком, дала очень хорошие результаты и доказала свою эффективность при ее использовании для детей с общим недоразвитием речи. Также нам бы хотелось поделится некоторыми играми, которые используем мы при проведении игр с песком на логопедических занятиях.

Игра «Создай картину сам»

Цель. Развивать творческие способности и фантазию детей, умение воспроизвести задуманное. Развивать моторику пальцев рук. Развивать умение говорить грамотно и красиво.

Оборудование: песочница с мокрым песком, счетные палочки.

Описание игры. Логопед предлагает ребятам вспомнить как художник создает свои картины. Что использует художник при их написании. Далее логопед предлагает представить, что ребята тоже художники, а вместо кистей у них есть только пальчики. Педагог добивается от детей правильного проговаривания действий ребенка. Далее получившуюся картину дети украшают бросовым материалом.

Игра «Звери на дорожке»

Цель. Научить детей использовать модели, т. е. соотносить рисунок с конкретным знаком или знаками. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Отрабатывать навык употребления единственного и множественного числа имен существительных. Повторять названия дикий животных и их детенышей.

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, цветные картонные кружки — модели, обозначающие диких животных: оранжевый — лиса, белый — заяц, серый — волк, коричневый — медведь и т. д.

Описание игры. Логопед, показывая картинку детям, рассказывает, где это животное живет, что обычно делает, как называется детеныш этого животного. Так повторяется с каждым животным.

Педагог показывает игрушку верблюжонка, рассказывает, что он живет в степи. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Верблюжонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль верблюжонка, который встречает различных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. По окончании путешествия все друзья поют песенку друзей (по желанию детей).

Игра «Заколдованный клад»

Цель. Учить детей ориентироваться в пространстве по словесной инструкции. Учить верно проговаривать окончания слов.

Оборудование: песочница с мокрым песком, “заколдованный клад”, набор игрушек из “киндер-сюрприза”.

Описание игры. Логопед рассказывает детям, что в песочнице фея наколдовала различные игрушки. Детям по очереди нужно их найти двумя пальчиками строго по указаниям феи. Побеждает тот, кто первым найдет весь клад.

Литература:

  1. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.
  2. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб., 2006.
  3. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии дошкольников, ООО «Сфера», 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, игра, мокрый песок, общее недоразвитие речи, описание игры, дошкольный возраст, животное, песок, песочница.


Похожие статьи

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи

Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи

Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Задать вопрос