Если говорить о предмете бюджетного права обобщенно, то он представляет собой совокупность общественных отношений, которые возникают по поводу и в процессе формирования, а затем использования денежного фонда государства [4].
При этом нельзя игнорировать тот факт, что участники бюджетных правоотношений крайне разнообразны и ряд их обладает особой спецификой, поэтому часть бюджетных отношений, если рассматривать их в таком широком смысле, была выделена и стала по существу предметом не бюджетного, а других правовых отраслей и подотраслей — например, налогового права, если речь идет о сборе обязательных платежей в бюджет государства и так далее. То есть, иными словами, произошло в некотором смысле сужение бюджетных отношений до конкретной отрасли, которая охватывает лишь часть того, что связано с бюджетом, его формированием, бюджетным процессом в целом.
Бюджету отведено центральное место в финансовой системе российского государства. Он — та основа, посредством которой государство осуществляет правовое регулирование в области финансовых потоков и в целом способно надлежащим образом выполнять все свои внешние и внутренние функции, задачи и достигать поставленные цели.
Саму категорию бюджета можно рассматривать в трех основных аспектах:
– материальный: бюджет является централизованным денежным фондом государства — то есть РФ, либо субъектов РФ, муниципальных образований;
– экономический: бюджет — это основной финансовый план государства (муниципальных образований), в котором происходит отражение доходов и расходов на очередной финансовый год и плановый период;
– правовой: бюджет является законом, то есть актом высшей юридической силы либо муниципальным правовым актом.
Если смотреть понятие бюджета в Бюджетном кодексе РФ, то бюджет выступает в качестве формы образования и расходования денежных средств, которые в свою очередь предназначены для того, чтобы в финансовом плане обеспечить задачи и функции государства, а также местного самоуправления.
Как отмечает О. Н. Горбунова, закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно, позволяет взглянуть на общую картину касательно основного централизованного фонда денежных средств государства, и источников формирования такого фонда, что в целом свидетельствует об уровне развития государства [2].
Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового, регулирует общественные отношения, которые как раз-таки складываются в процессе образования, распределения и использования денежных средств, из которых состоит бюджет государства/субъектов и муниципальных образований.
При этом в статье 1 БК РФ [1] перечисляются следующие группы правоотношений, которые регулирует БК РФ, а, следовательно, и в целом нормы бюджетного права:
– отношения, которые возникают между субъектами, когда формируются доходы и осуществляются расходы бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются различного рода государственные и муниципальные заимствования, а также в целом регулируется государственный и муниципальный долг;
– отношения, которые возникают между субъектами в процессе, когда составляются и рассматриваются соответствующие проекты бюджетов системы, а также затем, когда они утверждаются, исполняются, осуществляется бюджетный учет, составляется, рассматривается и утверждается бюджетная отчетность.
Однако проанализировав часть 2 статьи 1 БК РФ [1], также вполне можно выделить и третью группу отношений, входящих в предмет бюджетного права — это отношения, связанные с установлением правового статуса участников бюджетного процесса, а также правовых основ и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
При этом само бюджетное право можно понимать по–разному. Так, например, бюджетное право представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетную систему и бюджетное устройство в РФ, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.
При этом также нельзя забывать и о том, что бюджетное право является подотраслью финансового права, регулирующую в различных сферах общественные отношения, возникающие:
– между субъектами в процессе формирования доходных источников и осуществления расходных полномочий бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
– между субъектами в рамках регламентированных законом стадий бюджетного процесса и при регламентации правового статуса участников бюджетного процесса;
– при осуществлении государственных и муниципальных заимствований, регулировании государственного и муниципального долга;
– в сфере привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
При этом отношения, входящие в предмет бюджетного права, могут одновременно входить и в предмет регулирования других правовых отраслей и институтов. Так, отношения в сфере формирования бюджета предполагают сложную структуру и организацию деятельности, взаимодействия между множеством субъектов, причем как внутреннее строение — организационные и правовые моменты, процедуры взимания и последующего распределения денежных средств, так и внешние — конкретные взаимодействия с населением — сбор налогов и иных обязательных средств и т. д. Поэтому в данном случае, например эти же отношения частично становятся предметом налогового урегулирования. Либо другой пример — отношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушение бюджетного законодательства одновременно становятся предметом урегулирования как административного, так и уголовного права, а также даже частично гражданского, ввиду того, что здесь может затрагиваться институт материальной ответственности и причинения деликта.
Таким образом, отношения, входящие в предмет бюджетного права подразделяются на три группы: отношения, связанные с порядком образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Эти отношения доминируют в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.
Вторую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие к атрибутивным. Данные отношения детально регулируются иными подотраслями или институтами.
Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство [2].
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
- Болтинова О. В. К вопросу о предмете бюджетного права Российской Федерации// Российское право: Образование. Практика. Наука. — 2014. — № 1. — С.38–45
- Винницкий Д. В. Влияние международной договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП на применение норм российского бюджетного права// Ленинградский юридический журнал. — 2013. — № 1. — С.48–52
- Химичева Н. И. Предмет бюджетного права// Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2017. — № 8. — С.222–225