Следует отметить, что на протяжении достаточно длительного периода понятие бюджетной системы и подходы к нему изменялись. Если говорить о современном этапе, то данная категория рассматривается с двух основных сторон, что позволяет выделить ее структурные элементы, ключевые признаки, и характеристики.
Наиболее узкий подход, либо иначе он называется традиционный, сугубо юридический рассматривает сущность бюджетной системы как совокупность бюджетов различных уровней. Такое понимание закреплено в статье 6 БК РФ: бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ категорию, которую составляют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов [1].
Элементами бюджетной системы в таком понимании выступают бюджеты соответствующих публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов, юридико-формально разграниченные в соответствии со своей внутренней структурой, которая, в свою очередь, состоит из доходов и расходов, а также конкретных источников, на основе которых осуществляется финансирование.
Кроме того, названные бюджеты обладают самостоятельностью в разрезе того, что конкретное публично–правовое образование может осуществлять собственную бюджетную деятельность, однако в тоже время все структурные элементы бюджетной системы взаимосвязаны, так как опираются на единые правовые основы, за счет которых в целом обеспечивается государственная целостность РФ. В структуру бюджетной системы также входят восходящие и нисходящие межбюджетные отношения.
При этом некоторые исследователи [2] подчеркивают, что государственные внебюджетные фонды являются не совсем обычным элементом, который отражен в структуре бюджетной системы, однако несмотря на это, они очень тесно встроены в бюджетную систем и не могут существовать вне ее.
Если применять к пониманию бюджетной системы широкий подход, то ее можно рассматривать как совокупность элементов, категорий, которые в целом составляют предмет бюджетного права. То есть бюджетная система в этом смысле выражается структурой Бюджетного кодекса РФ, и во второй части под названием «Бюджетная система РФ» названы все элементы, которые входят в нее:
– бюджетное устройство РФ — это собственно структура бюджетов различных уровней, классификация и порядок их построения, основы организационного и правового регулирования и так далее;
– доходы бюджетов — их структура и их регулирование, организация поступления, порядок формирования и распределения и все то, что в принципе связано с бюджетными доходами;
– соответственно расходы бюджетов — все основные положения о них, а также специфика расходных обязательств;
– сбалансированность бюджетов — вопросы, связанные с профицитом и дефицитом, с внутренним и внешним государственными долгом, с функционированием стабилизационного фонда, с межбюджетными трансфертами и так далее.
Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П бюджетная система рассматривается как финансово-экономическая основа реализации публичных функций Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно: они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации [4].
Если говорить о структуре бюджетной системы в узком смысле, то ее отражает статья 10 БК РФ [1]. При этом исходя из анализа указанной статьи под структурой бюджетной системы следует понимать совокупность бюджетов разных уровней. И так, бюджетная система состоит из:
– федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
– бюджетов субъектов РФ, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
– местных бюджетов, которые, в свою очередь, имеют следующую структуру: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Для функционирования бюджетное системы крайне важно соблюдать все основополагающие принципы, которые закрепляет статья 28 БК РФ:
– единство — предполагает, что все основные требования, законодательство и принципы построения, организации бюджетов разных уровней едины;
– разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами РФ;
– самостоятельность бюджетов — государственные органы и местное самоуправление самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджетов и выполняют прочие необходимые требования, операции;
– равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
– полнота отражения структуры каждого бюджета;
– сбалансированность и эффективность освоения бюджета;
– прозрачность, достоверность, адресность и целевое назначение
– совокупное покрытие расходов и единство кассы [5].
Таким образом, бюджетная система в широком смысле — это вся совокупность категорий и элементов, так или иначе связанных с формированием и функционированием бюджетов различных уровней, включая соответствующие принципы и организационные, а также правовые основы построения. В более суженном смысле — это структура бюджетов различных уровней. Данные подходы к понимаю бюджетной системы достаточно важно разграничивать, во избежание путаницы и ошибочных суждений при оперировании указанной категорией и понятием.
Кроме того, бюджетную систему можно понимать и вовсе в несколько отстраненном смысле — как финансово–экономическую основу адекватного функционирования российского государства и как составляющую его финансовой безопасности
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
- Болтинова О. В. Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 7.
- Бочкарева Е. А. Устройство бюджетной системы: понятие и соотношение с бюджетным устройством как финансово–правовой категорией// Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 1. — С.551–552
- Омелехина Н. В. Бюджетная система Российской Федерации в системе институтов финансовой безопасности государства// Журнал российского права. — 2017. — № 1. — С.81–95
- Поветкина Н. А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография. — М., 2016.