Налоги являются основной составляющей доходной части бюджета РФ. Вся налоговая система является важным инструментом в руках государства для осуществления управленческих и контролирующих функций страной, обществом, всеми сферами его жизни. Экономическая сфера жизни находится в прямой зависимости от налоговых прений, происходящих в правительстве. Соответственно налоговая система должна быть отточенным механизмом, для совершения управленческих маневров государства.
Ключевые слова: налоговая система, НДС, налогообложение, государство, экономика, рыночные отношения, бюджет.
Налогообложение играет большую роль в аппарате управления любого государства. Через налоговую систему Правительство осуществляет контроль всех сфер жизни общества. Экономика принимает на себя существенный удар со стороны налоговой политики, что в свою очередь оказывает серьезное влияние на общую обстановку в стране. Рыночные отношения сопровождаются такими операциями, как оказание услуг, купля, продажа товаров, что так же не обходится без наложения налога.
В Российской налоговой системе главную роль играют косвенные налоги. НДС является таким налогом. В нашей стране данный налог не так давно обустроился в системе налогообложения. Распад СССР был тяжелым временем для нашей страны, что внесло огромное количество изменений, как в аппарат управления страной, так и налоговую систему. В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. НДС был поначалу не стабилен, максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Экономика России никогда не отличалась стабильностью, ведь в большей степени она зависела от влияния других стран. Российский рубль имеет зависимость от доллара США и евро, что не позволяет России в полной мере владеть экономической ситуацией в стране, так как за падением денежной единицы РФ следует увеличение стоимости товаров и услуг в стране.
Россия обладает огромным экономическим потенциалом, основной составляющей которого являются природные ресурсы, ведь РФ занимает огромную территорию по сравнению с остальными странами мира. И пока наша страна обладает преимуществом перед другими государствами в плане природных ресурсов, государство не будет делать акцент на научные исследования, достижения технического прогресса и вкладывать средства на развитие данных направлений, ведь считается, что для сотрудничества с другими странами России достаточно имеющихся природных ресурсов, которые имеют колоссальный спрос соседних стран и тех, что находятся далеко за океаном. От такой неправильной оценки экономических возможностей, научно-технический потенциал РФ подходит к черте распада, сокращаются ассигнования в науку, научно-исследовательских институтов становится все меньше, что тянет за собой «утечку мозгов». На основе предоставленных сведений, можно смело заявлять, что Россия не пускает вход все свои экономические возможности, государственному аппарату удобно занимать пассивную позицию в развитии собственного экономического потенциала.
Перейдя к главному, можно смело заявить, что для обеспечения выполнения обязательств перед страной и ее развития, РФ необходимо быть финансово обеспеченной страной, для пополнения казны лучшим и простым способом, для государства, является хорошо слаженная система сбора налогов. Налоги формируют большую часть бюджета России. Именно поэтому, в условиях сегодняшней сложившейся экономической ситуации, которая возникла под воздействием санкций и повлекла кризис всех сфер жизни страны, государство почувствовало отток денежных средств и решило увеличить ставку НДС с 18 % до 20 %. Благодаря такому шагу, бюджет неплохо расширит свои границы. Такой политический ход сильно встревожил и возмутил население страны, ведь зарплаты не растут, а цены на достойное жизнеобеспеченье увеличиваются. Соответственно информация об увеличении ставки по НДС воспринялась налогоплательщиками не в радость.
Плательщиков налога на добавленную стоимость интересует вопрос, как будут распределены доходы от увеличения процентной ставки и на сколько это позитивно скажется на уровне жизни общества и экономике страны в целом. Ответ можно найти в выдержке из принятого законопроекта № 489169–7 «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН» О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», где прилагается «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части повышения размера ставки налога на добавленную стоимость с 18 процентов до 20 процентов приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в размере 620 млрд. рублей в год, начиная с 2019 года. Предоставление налогоплательщикам — производителям колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, права не восстанавливать налог на добавленную стоимость в 2018 году приведет к потерям доходов федерального бюджета в размере 27 млрд. рублей. Установление тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22 процентов (вместо общеустановленного тарифа в размере 26 процентов) в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведет к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году в размере 948,22 млрд. рублей, в 2022 году в размере 1 016,27 млрд. рублей, в 2023 году в размере 1 086,52 млрд. рублей, в 2024 году в размере 1171,41 млрд. рублей. При этом установление тарифа 10 процентов с сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, увеличит объем поступлений на финансирование страховой пенсии в 2021 году на 332,84 млрд. рублей, в 2022 году на 356,72 млрд. рублей, в 2023 году на 381,38 млрд. рублей, в 2024 году на 407,53 млрд. рублей.
Таким образом, установление тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22 процентов в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10 процентов на обязательное пенсионное страхование сверх установленной величины облагаемой базы приведет к снижению поступлений от уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в 2021 году в размере 615,38 млрд. рублей, в 2022 году в размере 659,55 млрд. рублей, в 2023 году в размере 705,14 млрд. рублей, в 2024 году в размере 763,88 млрд. рублей. Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. В этой связи реализация законопроекта приведет к увеличению трансферта на обязательное пенсионное страхование с одновременным уменьшением трансферта на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков».
Текст выдержки из законопроекта не несет конкретных и точных перспектив экономической и социальной составляющей страны, то что хотели бы видеть субъекты НДС, оправдывая вложенные средства.
Как бы государство не старалось оправдать повышение ставки НДС, противников такой реформы все же больше и этому есть свои объяснения. В мониторинге РАНХиГС заведующий лабораторией макроэкономического моделирования Института Гайдара Андрей Полбин высказался, из-за повышения налога показатели ВВП, потребления, инвестиций и внешней торговли России могут упасть на 0,4–0,6 % относительно существующего сейчас базового сценария. По разным параметрам эксперты прогнозируют разную динамику. Эксперты считают, что после роста НДС, который произойдет в 2019 году, темп роста ВВП и потребления домохозяйств в 2019 году сократится на 0,2–0,35 %, инвестиций — на 0,4–0,7 %, импорта — на 0,35–0,45 %. Здесь виден явный негативный эффект для экономической политики России. Рост налога оказывает влияние на покупательскую способность, соответственно если она будет падать, то продажи уменьшаться, что в свою очередь негативно скажется на бизнесе любого уровня. Правительство планирует ускорить экономический рост, но делать для этого ничего не планирует. Повышение налоговой ставки, приводит больше к снижению экономического роста, ведь не каждый плательщик (субъект) НДС вытянет, что тем самым будет способствовать экономическому застою.
Налоги и вся налоговая система в целом работает полностью на государство, является первостепенным источником пополнения казны страны, формирует бюджет. НДС играет важную роль в экономике страны и любые маневры, проведенные с налогом, окажут на нее влияние. Экономический эффект от повышения ставки по НДС будет больше отрицательным и повлечет за собой сбои в стимулировании предпринимательской деятельности, в рыночных отношениях возникнет «трещина», общество считает, что данная мера со стороны правительства не оправдает себя. Ведь чаще всего выполняя обязанности перед государством, государство не выполняет обязанности перед народом и сферами жизни общества.
Литература:
- Алимирзоева М. Г., Алиев Б. Х., Маликова К. Р. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА // Фундаментальные исследования. — 2017. — № 7. — С. 92–96
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: от 13.07.2015 № 214- ФЗ, № 232-ФЗ (ред. от 10.10.2016) // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/06/14/772783-k-chemu-privedet-povishenie-nds