Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Афанасьева, О. В. Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС ДО / О. В. Афанасьева, О. В. Припутнёва, А. С. Абдулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53639/ (дата обращения: 16.11.2024).



Высшие психологические функции это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами.

К ВПФ относится: зрительная, тактильная, слуховая, мышление, сознание, эмоции, память, внимание, воля , поведение, речь и т.д.

Высшие психические функции:

  1. Поражение органического характера
  2. Поражение функционального характера

К первому разделу поражения ВПФ относится: наследственность, генетическая обусловленность, алкоголь, наркомания, токсикомания. А также влияет внутриутробное развитие, наличие токсикоза, травм при беременности, нервные стрессы, пребывание во вредных экологических зонах, простуда и прочее.

Ко второму разделу поражения ВПФ относится: неблагоприятные условия жизни, не правильное воспитание, гиперопека или же наоборот отсутствие внимания.

Возможно, еще патологическое течение родов:

– асфиксия

– наложение акушерских щипцов

– ушиб черепа и мозга

– неправильное положение роженицы при родах

Функциональные блоки мозга

1-ый блок мозга формируется до 3-ёх лет

2-ой блок мозга формируется от 3-7 лет

3-ий блок формируется от 7-15 лет

1-ый блок мозга «Энергетический» — формируется от внутриутробного развития до 2-3 лет. Отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование, за уровень самоорганизации и саморегуляции. Всё что происходит с мамой в период беременности откладывается на 1-ом блоке мозга.

Нарушения 1-ого блока мозга: движение языка во время письма, вычурные позы, снижение полей зрения, снижение работоспособности, дизартрия, дисграфия, эмоц. неуравновешенность, быстрая утомляемость и отвлекаемость, снижение внимания, речевые персервации (повторение одного и того же слога или слова), заторможенность.

2-й блок мозга «Я могу» — формируется от 3-7 лет. Это блок приобретения и навыков. Он включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительные, кожно-эстетические. Зрительная область-затылочная часть. Она отвечает за переработку зрительной информации, организацию сложных процессов зрительного восприятия, хочу отметить, что наиболее бурный рост происходит в 1-ый год жизни. Слуховая область — височная часть. Она связана с работой слухового аппарата: восприятие слуховых обонятельных ощущений, анализ и синтез речевых звуков, механизмы памяти, отвечает за ориентацию время и пространства, создаёт базу для развития интеллекта, также отвечает за внимание, память, мышление, речь. Общечувствительная — теменная часть. Отвечает за осязание, мышечно-суставные чувства, артикуляцию, тонкие предметные движения, отвечает за пространственную ориентацию, за праксис (автоматизированное в процессе повторений и упражнений целенаправленных движений, которые вырабатываются в ходе обучения и практики в жизни).

Нарушения 2-го блока мозга: несформированность пространственных представлений, чтение через абзац, несоблюдение строчек, пропуски слов, нарушений тонкой моторики и письма у детей, пространственное нарушение, зрительное написание букв, недоразвитие слухаречевой памяти и т.д.

3-й блок мозга «Я должен». Это блок программирования. Отвечает за регуляцию и контроль. Формируется от 7-15 лет. Полное созревание к 22 годам. Какую функцию он выполняет? –организация произвольных движений, регуляция сложных форм поведения, регуляция памяти, контроль своей сознательной деятельности.

Нарушения 3-ого блока мозга: не умеет действовать по образцу, не может соблюдать общие нормы поведения, не может резко переключится с одного на другое, неспособность слушать и ждать, отсутствует сознательность и ответственность, пропуск букв ы письме, недописывание слов, недоделывает упражнения, не может решить смысловую задачу, неспособность самостоятельно и планомерно работать по заданию.

Игры для коррекции нарушений функций головного мозга.

1-й блок мозга: спортивные игры, подвижные, дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, глазодвигательные упражнения, ползанья на (животе, спине, локтях, коленях, четвереньках), прыгать на скакалке, игры в мяч, классики, макраме, нанизывание бусинок, плаванье, теннис, катание на велосипеде.

Все эти игры и задания-улучшают учебные показатели и поведение.

2-й блок мозга: угадай звук (шуршание, скрип двери, вода, ветер и т. д.), где звенит? (спереди или сзади? Сверху или снизу?), рисование на теле, определить по запаху, лото, скороговорки, проговаривание и заучивание стихотворений.

3-й блок мозга:

Все те игры, где обязательно есть правила игры, например: крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, найди 7 отличий, народные и фольклорные игры.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР 1960.
  2. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического о бследования. — М.: Теревинф, 1999
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия 2004
  4. Лурия А.Р. Схема нейропсихологического исследования. — М.: МГУ, 1973·
  5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Академический проект, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): внутриутробное развитие, игра, раздел поражения.


Похожие статьи

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Метод сенсорной интеграции в работе воспитателя ДОУ

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДОО

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Похожие статьи

Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Метод сенсорной интеграции в работе воспитателя ДОУ

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДОО

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Задать вопрос