В соответствии с ФГТ к «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» в нашей работе образовательная область «Здоровье» интегрируется с образовательной областью «Физическая культура» через рациональную организацию двигательного режима, включающего в себя: утреннюю гимнастику, двигательную деятельность на прогулке, непосредственно организованную совместную двигательную деятельность педагога и детей, динамические паузы, физминутки, самостоятельную игровую деятельность детей, праздники и досуги, дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику после сна. Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие
С целью укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни, в нашей группе имеется следующее оборудование: физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (скакалки, мячи, обручи, мешочки, мелкие предметы, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья. Для организованной и самостоятельной двигательной активности — выносной материал, атрибуты для подвижных игр.
Начиная день с утренней гимнастики, я стараюсь, чтобы она была направлена на укрепление организма ребёнка и создание бодрого, жизнерадостного настроения на весь день. С целью развития интереса к физической культуре, помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, мы проводим её в форме оздоровительной пробежки, музыкально-ритмических движений.
Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре. Два из них проводятся в помещении, одно — на прогулке. Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа. Любое занятие должно доставлять радость ребёнку, пробуждать интерес и развивать творческую активность, формировать двигательные умения и навыки, удовлетворять естественную потребность в движении. Для реализации этих задач, я считаю, важен характер общения детей со сверстниками и взрослыми. Дети 4 года жизни нередко нуждаются в своевременной помощи, поддержке и поощрении. Одним из факторов, способствующих уменьшению напряжённости детей, является музыка, которую используем на физкультурных занятиях. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.
Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Я провожу их по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомления детей. Содержание физкультминуток может быть связано или не связано с тематикой занятия, они могут быть в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения, с использованием упражнений для отработки и закрепления различных рефлексов. Из своего опыта знаю, что более интересны и эффективны физкультминутки с использованием музыкального сопровождения, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).
Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их продолжительность — 10-15 минут. При планировании этой формы двигательной активности я обычно учитываю общий распорядок дня. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включаю игры и упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. В другие дни — 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более интенсивной нагрузкой. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей.
В двигательном режиме детей 4 лет значительное место я отвожу самостоятельной двигательной активности. Она занимает разное время — утром до завтрака, между занятиями, во время прогулок, после дневного сна. С целью обогащения двигательной активности я систематически обновляю физкультурно-игровую среду. С учётом интересов детей использую вариативные приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода.
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую мы ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом: лёжа в постели, поверх одеяла, они в течение 3-4 минут выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия. Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений дети встают с постели, выходят в групповую комнату, проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе, затем под музыку — произвольные танцевальные, музыкально-ритмические движения, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна.
Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Работа осуществляется на традиционных встречах с родителями «За круглым столом», на родительских собраниях, где обсуждаются проблемы правильной организации жизни детей дома и в дошкольном учреждении; на индивидуальных встречах-консультациях родителей с педагогами; на совместных музыкальных и спортивных праздниках.
Я считаю, что такой подход к организации физкультурно-оздоровительной работы и приобщению детей к здоровому образу жизни способствует укреплению физического, соматического, психологического здоровья ребёнка и снижению роста заболеваемости.
Полученные количественные и качественные данные, говорят о важности правильно организованной системы работы с детьми по приобщению их к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении и семье.
Литература:
- Берштейн Н.А. Психика формируется в движении. — М., 1974.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозайка-Синтез, 2005 — 112 с.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1988.
- Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1986.
- Мартынов М.П. Здоровье ребенка в наших руках. — М., 1991.
- Михайлов В.В. Физкультура для всей семьи. — М., 1988.
- Осокина Т.И. Физические упражнения для дошкольников. — М., 1971.
- Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. — СПб.: Речь, 2001 — 166 с.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозайка-Синтез, 2002 — 256 с.