Создание двигательного физкультурно-оздоровительного комплекса в группе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Создание двигательного физкультурно-оздоровительного комплекса в группе (из опыта работы) / В. М. Пантыкина, З. В. Шихова, В. Н. Акинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53644/ (дата обращения: 16.11.2024).



В соответствии с ФГТ к «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» в нашей работе образовательная область «Здоровье» интегрируется с образовательной областью «Физическая культура» через рациональную организацию двигательного режима, включающего в себя: утреннюю гимнастику, двигательную деятельность на прогулке, непосредственно организованную совместную двигательную деятельность педагога и детей, динамические паузы, физминутки, самостоятельную игровую деятельность детей, праздники и досуги, дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику после сна. Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.

Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие

С целью укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни, в нашей группе имеется следующее оборудование: физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (скакалки, мячи, обручи, мешочки, мелкие предметы, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья. Для организованной и самостоятельной двигательной активности — выносной материал, атрибуты для подвижных игр.

Начиная день с утренней гимнастики, я стараюсь, чтобы она была направлена на укрепление организма ребёнка и создание бодрого, жизнерадостного настроения на весь день. С целью развития интереса к физической культуре, помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, мы проводим её в форме оздоровительной пробежки, музыкально-ритмических движений.

Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре. Два из них проводятся в помещении, одно — на прогулке. Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа. Любое занятие должно доставлять радость ребёнку, пробуждать интерес и развивать творческую активность, формировать двигательные умения и навыки, удовлетворять естественную потребность в движении. Для реализации этих задач, я считаю, важен характер общения детей со сверстниками и взрослыми. Дети 4 года жизни нередко нуждаются в своевременной помощи, поддержке и поощрении. Одним из факторов, способствующих уменьшению напряжённости детей, является музыка, которую используем на физкультурных занятиях. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Я провожу их по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомления детей. Содержание физкультминуток может быть связано или не связано с тематикой занятия, они могут быть в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения, с использованием упражнений для отработки и закрепления различных рефлексов. Из своего опыта знаю, что более интересны и эффективны физкультминутки с использованием музыкального сопровождения, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).

Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их продолжительность — 10-15 минут. При планировании этой формы двигательной активности я обычно учитываю общий распорядок дня. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включаю игры и упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. В другие дни — 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более интенсивной нагрузкой. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей.

В двигательном режиме детей 4 лет значительное место я отвожу самостоятельной двигательной активности. Она занимает разное время — утром до завтрака, между занятиями, во время прогулок, после дневного сна. С целью обогащения двигательной активности я систематически обновляю физкультурно-игровую среду. С учётом интересов детей использую вариативные приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода.

Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую мы ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом: лёжа в постели, поверх одеяла, они в течение 3-4 минут выполняют 4-5 упражнений общеразвивающего воздействия. Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений дети встают с постели, выходят в групповую комнату, проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе, затем под музыку — произвольные танцевальные, музыкально-ритмические движения, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна.

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Работа осуществляется на традиционных встречах с родителями «За круглым столом», на родительских собраниях, где обсуждаются проблемы правильной организации жизни детей дома и в дошкольном учреждении; на индивидуальных встречах-консультациях родителей с педагогами; на совместных музыкальных и спортивных праздниках.

Я считаю, что такой подход к организации физкультурно-оздоровительной работы и приобщению детей к здоровому образу жизни способствует укреплению физического, соматического, психологического здоровья ребёнка и снижению роста заболеваемости.

Полученные количественные и качественные данные, говорят о важности правильно организованной системы работы с детьми по приобщению их к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении и семье.

Литература:

  1. Берштейн Н.А. Психика формируется в движении. — М., 1974.
  2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозайка-Синтез, 2005 — 112 с.
  3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1988.
  4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1986.
  5. Мартынов М.П. Здоровье ребенка в наших руках. — М., 1991.
  6. Михайлов В.В. Физкультура для всей семьи. — М., 1988.
  7. Осокина Т.И. Физические упражнения для дошкольников. — М., 1971.
  8. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. — СПб.: Речь, 2001 — 166 с.
  9. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозайка-Синтез, 2002 — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, двигательная активность, утренняя гимнастика, ребенок, упражнение, физическая культура, двигательный режим, дневный сон, дошкольное учреждение, музыкальное сопровождение.


Похожие статьи

Повышение уровня физической подготовленности младших школьников через деятельность дополнительных учреждений спортивно-оздоровительной направленности (из опыта работы)

Использование нестандартного оборудования по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Использование нестандартного оборудования по профилактике опорно-двигательного аппарата в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Мотивация сотрудников дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через занятия зимними видами спорта в условиях детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности

Похожие статьи

Повышение уровня физической подготовленности младших школьников через деятельность дополнительных учреждений спортивно-оздоровительной направленности (из опыта работы)

Использование нестандартного оборудования по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Использование нестандартного оборудования по профилактике опорно-двигательного аппарата в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Мотивация сотрудников дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через занятия зимними видами спорта в условиях детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности

Задать вопрос