Статья посвящена анализу функционирования Свободного порта Владивосток, его сравнению с другими аналогичными территориями. Выявлены проблемы реализации этого проекта и определены возможные пути их решения.
Ключевые слова: Свободный порт Владивосток, резиденты, территории социально-экономического развития, инвестиции, преференции для резидентов.
Современные тенденции развития экономики и общества Российской Федерации в последние годы направлены на повышение роли территорий путем реализации их конкурентных преимуществ, ослаблении внешнего воздействия. Особенно ярко это прослеживается по отношению к Дальнему Востоку, который отдален от центра, малонаселен, стратегически важен для страны. Одним из проектов его экономического развития стал свободный порт Владивосток (далее — СПВ), созданный законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ, в настоящее время охватывающий территории Приморского края, Хабаровского края, Камчатского каря, Сахалинской области, Чукотского автономного округа.
Территория свободного порта Владивосток находится под действием особого правового режима для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Также, как и территории социально — экономического развития (далее — ТОСЭР), она обладает большим спектром преференций для резидентов.
Во-первых, для резидентов страховые взносы на 10 лет составляют 7,6 % (для нерезидентов — более 30 %), налог на прибыль не выше 5 % из которых 0 % — в федеральный бюджет и не более 5 % в региональный (не для резидентов 2 % в федеральный и 18 % в региональный).
Во-вторых, на входящих в границы порта территориях осуществлено введение 5-летних налоговых каникулы по налогу на землю. Также, резиденты обладают такой преференцией как ускоренная процедура возмещения НДС — 10 дней. Для не нерезидентов эта процедура занимает 3 месяца. В зоне действия СПВ время, в которое проводятся контрольные проверки, значительно сокращено и составляет 15 дней, также действуют сокращённые сроки получения разрешительной документации для капитального строительства, которые составляют 40 дней.
В-третьих, на территориях, которые входят в состав свободного порта, установлен упрощённый визовый режим с возможностью получить 8-дневную визу непосредственно на границе, а также режим свободной таможенной зоны.
Кроме того, на территории свободного порта Владивосток предпринимателям обеспечена государственная поддержка для того, чтобы обеспечить привлечение инвестиций для развития транспортной инфраструктуры, создать производства, способные выпускать конкурентоспособную продукцию.
Таким образом, проект свободного порта, предполагает «ограниченную экономическую свободу». Его потенциал направлен на привлечение инвестиций и экономический рост территорий Дальнего Востока.
Несмотря на определенную привлекательность российской проекта, не стоит забывать об аналогичных территориях — конкурентах в АТР. Их сравнение с режимом свободный порт Владивосток представлено в табл. 1.
Таблица 1
Сравнение характеристик «Свободного порта Владивосток» стерриториями –конкурентами [2, 3]
Показатели |
Свободный порт Владивос-ток, Россия |
Свобод-ный порт Инчхон, Республи-ка Корея |
Свобод-ный порт в Шанхае (Цинхай), Китай |
Свобод-ный порт Гонконг, Китай |
Свободный порт Макао, Китай |
Свободный порт Лабуан, Малайзия |
Год образова-ния |
2015 |
2003 |
1990 |
1841 |
1845 |
1990 |
Площадь, кв.м |
28 400 |
964,53 |
29 |
1104 |
27.2 |
4,36 |
Население, тыс. чел. |
1 400 |
2 978. |
14 000 |
7 183 |
541 |
87 |
Наличие игорных зон |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
Наличие Ипподрома |
В проекте |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Грузообо-рот в год, млн. тонн |
5,042 |
56 |
590 |
298 |
неизвестно |
неизвестно |
Налоги, % |
5 |
неизвестно |
15 |
16,5 (для юр. лиц) 15 (для ИП) |
12 |
3 |
Исходя из данных табл. 1 видно, что свободный порт Владивосток по многим характеристикам является лидером. Основными из них, являются площадь и налоговый режим, определяющие перспективы значительных отечественных и иностранных инвестиций, развития производства.
В тоже время, экономические показатели территорий свободного порта Владивосток значительно уступают своим конкурентам. Это такие, как отсутствие инфраструктуры, не большой грузооборот, ежегодный отток населения.
Таким образом, свободный порт Владивосток представляет собой конкурентоспособный проект, имеющий проблемы, требующие решения.
Оценивая режим свободного порта путем применения SWOT-анализа можно увидеть следующее (табл. 2).
Таблица 2
Оценка режима свободный порт Владивосток в 2018 году
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Рост грузооборота Рост доходов портов Рост занятости населения Рост налоговых доходов бюджета |
Не соответствие транспортной системы территории возрастающим оборотам торговли Не большое население, отток населения из региона Не соответствие характеристик портов требованиям возрастающего грузооборота |
Возможности |
Угрозы |
Потенциал для развития импортозамещения Развитие промышленности Развитие туризма Оживление экономической деятельности |
Увеличение экспорта необработанного сырья Угроза сельскому хозяйству |
Как видно из табл. 2, у свободного порта Владивосток есть сильные стороны и возможности для последующего развития. Однако, состояние портов и территорий, охватывающих проект, в настоящее не соответствует показателям, которые запланированы для достижения.
По данным администрации города Владивостока [4] в настоящее время в реестр резидентов включено 990 компаний, стоимость проектов которых составляет более 566,3 млрд. руб. Это свидетельствует об интересе бизнеса к проекту свободный порт Владивосток. Возникает вопрос, что привлекает и отталкивает их?
Как было рассмотрено ранее в статье, федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» предусмотрен особый правовой режим предпринимательской деятельности, позволяющий компаниям значительно сэкономить на налогах и направить освободившиеся средства на развитие своей деятельности.
Также разработаны административные преференции (табл. 3).
Таблица 3
Административные преференции для резидентов свободного порта Владивосток [5]
Преференции |
Общее положение |
Положение для резидентов |
Срок действия преференций |
Предоставление земельных участков (федеральная, муниципальная собственность) без торгов |
договор аренды земельного участка, заключается по итогам аукциона |
договор аренды заключается без участия торгов |
по сроку действия соглашения |
Визовый режим для иностранных граждан |
иностранные граждане могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ |
иностранные граждане, прибывающих в РФ через пункты пропуска, расположенные на территории СПВ, устанавливается упрощенный визовый порядок въезда в РФ |
в течение 8 дней |
Разрешение на иностранную рабочую силу без квот |
необходимо наличие разрешения на привлечение и использование иностранных работников; для определения размера квоты работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией |
не требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников; квоты определяются решением наблюдательного совета |
по сроку действия соглашения |
Административные преференции для резидентов свободного порта Владивосток привлекательны. Они позволяют им вести предпринимательскую деятельность с меньшими финансовыми и бюрократическими расходами труда и времени.
Несмотря на льготы и преференции, компании с осторожностью входят в состав резидентов СПВ. В качестве основной причины можно назвать привычку осуществления деятельности по старым, понятным правилам.
В настоящее время достаточное количество вопросов требуют доработки. Например, недостаточная привлекательность СПВ для предприятий малого бизнеса, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.
Анализ нормативных правовых документов, публикаций позволил выявить проблемы режима свободного порта Владивосток и пути их решения (таб. 4).
Таблица 4
Основные проблемы режима свободного порта Владивосток
Проблема |
Решения |
|
Предложения |
Существующие меры |
|
Привлечение малого бизнеса |
Разработка режима малых предприятий в качестве резидентов СПВ |
- |
Участие иностранных инвесторов |
Изменение законодательства в отношении особых режимов, преференций и льгот для иностранных инвесторов |
- |
Процедура вступления в резиденты |
Изменение законодательства в части требований к резидентам; упрощение процедуры их регистрации |
Работа над упрощением процедуры регистрации в резиденты СПВ |
Вступление в резиденты уже работающих компаний |
- |
Изменение законодательства, поиск иных вариантов учета деятельности рабочих компаний |
Осуществление процедуры безвизового режима для иностранцев |
Создание новых, современных пунктов пропуска на основе государственно-частного партнерства |
Переоборудование существующих мест пропуска |
Как видно из табл. 4, многие проблемы находят отклик у законодателей и находятся в стадии доработки.
Проект «Свободный порт Владивосток» предполагает привлечение инвестиций, увеличение трансграничной торговли и, соответственно, развитие транспортной и прочей инфраструктуры, экспортоориентированных производств. Создание СПВ не представляется какой-то принципиально новой формой или средством решения социально-экономических проблем региона. Однако его реализация делает территории проекта инвестиционно-привлекательными за счёт широкого спектра преференций для резидентов, таких как налоговые каникулы, свободная таможенная зона, упрощенный визовый режим. Реализация свободного порта Владивосток позволит увеличить валовый региональный продукт Приморского края и других регионов.
Литература:
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О Свободном порте Владивосток» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток» // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 364–367.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Перспективы развития туризма в Приморском крае // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 361–364.
- Реестр резидентов свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://erdc.ru/upload/reestr-spv.
- Ассоциация поддержки резидентов свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://freeport-vl.ru/о-свободном-порте/преференции/