В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная коррекционная методика, направленная на двигательное развитие аутичных детей.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ребёнок, моторное развитие, дошкольный возраст, игра.
К сожалению, практически у всех детей с расстройством аутистического спектра (РАС) нарушается развитие моторной сферы. У некоторых есть особенности при выполнении произвольных движений, видна недостаточность координации движений, неловкость при ходьбе.
Расстройство моторного формирования вызвано значительным уровнем тревоги аутичного ребёнка, недостаточным постижением происходящих событий, страхами. Ребёнок не совершенствуется, а впадает в защитные стереотипные формы поведения (однообразные, повторяющиеся ритмичные движения — бег по кругу, раскачивание, взмахи, манипуляции с мелкими предметами), следовательно, моторная сфера искажена и формируется весьма медлительно (Э. В. Плаксунова).
В нашем исследовании мы проводили диагностику моторной сферы детей с РАС с помощью методики Э. В. Пласкуновой (2008) [5]. Методика дает возможность оценить двигательные умения детей с аутизмом в соответствии с уровнями построения движений, описанными Н. А. Бернштейном. Оценка происходит по следующим областям диагностики:
1) сформированность умений, позволяющих ориентироваться и двигаться во внешнем пространственном поле;
2) наличие умений выполнять точные прицельные действия с предметами;
3) сформированность действий, требующих ориентировки в пространстве собственного тела. [6]
В экспериментальную группу вошли 12 дошкольников: 8 детей четырехлетнего возраста и 4 ребёнка пятилетнего возраста. Все дети имели диагноз «расстройство аутистического спектра». Дети пользовались и понимали речь, выполняли простую инструкцию.
Также мы сформировали контрольную группу, в которую вошли 12 детей: 5 детей четырехлетнего возраста и 7 детей пятилетнего возраста не имеющих проблем здоровья.
Диагностика моторной сферы показала основательные проблемы у детей с РАС по сравнению с нормотипичными детьми контрольной группы в ориентировке и организации движений во внешнем пространстве, в движениях, требующих ориентации в пространстве собственного тела, а также в выполнении прицельных действий с предметами. По данным результатам мы можем говорить о потребности специальной работы по формированию двигательной сферы детей с РАС.
Разработанная нами программа коррекционной работы, направленная на развитие двигательной сферы дошкольников с РАС, была создана из трёх блоков.
Занимались с детьми полгода, два раза в неделю по 30–40 минут.
1 блок — умение выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела, состоит из игр:
Улыбка; Тень; Повтори за мной; Ладушки, ладушки; Шофёр.
2 блок — формирование умений ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле, состоит из игр:
Попади на тот берег; Кенгуру; Прыг-скок; Весёлые ребята; Зайка по лесу бежит.
3 блок — развитие умений выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами, состоит из игр:
Попади в цель; Футбол; Круговорот; Послушный мячик; Поймай мяч.
По первому блоку оценки — «ориентировка и движения во внешнем пространственном поле» — в группе детей с РАС самый высокий результат был представлен в балльном выражении 41 балла (50 максимально), самый низкий — 28. По результатам первичной диагностики 34 балла был самый высокий, самый низкий — 17. То есть результаты всех детей при выполнении упражнений существенно улучшились.
По блоку «перемещение во внешнем пространственном поле» максимальный результат у детей с РАС выражался в 25 баллах (максимально можно было набрать 32), минимальный — 17 баллов. По результатам первичной диагностики 17 балла был самый высокий, самый низкий — 8. Таким образом, способности детей экспериментальной группы к координированному перемещению во внешнем пространственном поле после проведенных занятий заметно возросли.
Третий блок диагностики позволял оценить «прицельные действия в пространственном поле с предметами». Самый высокий результат — 10 баллов, самый низкий — 7. По результатам первичной диагностики максимальным был результат 10 баллов, самым низким — 4 балла. Поэтому мы можем заключить, что видим положительную динамику у детей экспериментальной группы и в возможностях выполнения прицельных действий с предметами.
Таким образом, по результатам эксперимента мы можем увидеть, что разработанная нами программа хорошо повлияла на детей с расстройством аутистического спектра.
Литература:
- Аутизм / Под.ред. проф. Э. Г. Улумбекова. — М.: Гэотар-мед, 2002.
- Богдашина О. Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма / О. Б. Богдашина. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. — 248 с.
- Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком / С. Ньюмен. — М., Теревинф, 2009. — 240 с.
- Плаксунова Э. В. «Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». М.,2011.
- Плаксунова Э. В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Детский аутизм: исследования и практика. С. 302–312.
- Шипицына Л. М. Детский аутизм / Л. М. Шипицына. — М.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.