Налоговая система помогает государству в достижении важнейших целей, обеспечивающих жизнеспособность государства. Говоря о них более подробно, следует отметить, что современное состояние характеризуется регулированием различных сфер экономической жизни. В данной статье автор выявляет особенности развития налогообложения в России, сравнивая налоговые системы России и зарубежных стран, а также делает вывод о важности функционирования и дальнейшего развития налоговой системы в Российской Федерации.
Для выявления особенностей развития налогообложения в России необходимо рассмотреть налоговые системы других стран. Для этого проведем сравнительный анализ налоговых систем в России и зарубежных странах.
Наиболее значительными налогами с юридических лиц считаются налог на прибыль, подоходный налог и отчисления на социальные нужды, поэтому сравним ставки по этим налогам при помощи таблицы 1.
Таблица 1
Процентные ставки по наиболее значимым налогам сюридических лиц ряда европейских стран иРФ [4]
Налог |
Германия |
Великобритания |
Франция |
Россия |
Налог на прибыль |
25 |
25; 33 |
34–42 |
20 |
Налог на доходы физических лиц |
0–51 |
10;22;45 |
0–54 |
9;13;15;30;35 |
НДС |
7;16 |
17,5 |
19,6; 22; 7; 5,5 |
0;10;18 |
Отчисления на социальные нужды |
13 |
2;9;5,35;5,25 |
6,3 |
34 |
Что касаемо налоговой системы Германии, то здесь можно сразу акцентировать внимания на ее отличиях, связанных с экономической, социальной и географической составляющей. Так как Германия не располагает такими природными ресурсами, как Россия, экономика этой страны направлена на промышленное производство и сферу услуг. Стоит отметить, что в Германии очень высокий уровень жизни. Это является результатом устоявшейся системы налогообложения. В данной стране налогам по справедливости принадлежит статус основного регулятора экономики.
Можно сказать, что Российская Федерация имеет аналогичную налоговую систему, так как все налоговые поступления делятся между федеральным, региональным и местным бюджетами. Однако большая часть налогов на юридических лиц в России распределяется между двумя бюджетными уровнями, а точнее между федеральным и региональным. Таким образом, нельзя говорить об абсолютной идентичности налоговых схем России и Германии [11].
С целью смягчить социальное неравенство среди слоев населения в Германии действуют прогрессивные ставки налогообложения юридических лиц. И, несомненно, это приносит положительные результаты. Фактически, Германии удалось построить сложную, но эффективную налоговую систему. По итогу страна достигла высокого уровня экономического развития, обеспечила социальную защиту граждан. Кроме того, она активно поддерживает всеобщую систему здравоохранения, охрану окружающей среды и предоставляет бесплатное высшее образование [5].
К сожалению, этого не скажешь о России. В нашей стране с каждым годом все ярче прослеживается социальное расслоение общества по доходам. Подоходный налог с населения в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами страны. Ставка этого налога составляет 13 %. Но, стоит отметить, государство дает право на льготы налогоплательщикам в виде стандартных налоговых вычетов для себя и своих детей [4].
И так, Германия имеет сложную и обширную систему налогообложения. Ее важнейшими особенностями в налогообложении юридических лиц являются: налогообложение юридических лиц является минимально необходимым, а также затраты на их сбор; налоговые платежи не должны мешать конкуренции, изменяя шансы предприятий; налоговая система ориентирована на равное распределение доходов и соответствует стоимости государственных услуг, обеспечивающих социальную защиту граждан; отсутствует двойное налогообложение.
Возможно, будет целесообразно взять на вооружение опыт налогообложения в Германии и, с учетом особенностей нашей страны, спроецировать его на нашу налоговую систему.
Далее мы обратимся к особенностям налогообложения юридических лиц в Великобритании. Британские компании платят: налог на прибыль, НДС, пошлины и другие отраслевые налоги.
Основой для уплаты НДС являются торговые операции. Ставка этого налога равна 17,5 процентов. Необлагаемыми НДС являются: медикаменты, продукты питания и детские товары. Суммы этого налога относят к расходам. Все это относится к особенностям налогообложения НДС в Великобритании.
Многие ученые считают, что налоговая система Великобритании достигла своего пика. Раньше налоги были выше и многочисленнее. В настоящее время количество налогов сокращается, а их ставки снижаются. Сегодня совершенствование налоговой системы Королевства определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений. Государство постоянно ищет способы, которые могут сократить государственные расходы и уменьшить потребность в налоговых поступлениях [7].
Британская система характеризуется стабильными ценами и занятостью, поэтому большая часть этой налоговой системы в нашей стране будет работать по-другому. Структура правительства Великобритании характеризуется как сложная законодательная система, правила отчетности которой сильно отличаются от традиций страны с переходной экономикой. Поэтому, если мы примем систему Великобритании в нашей стране, мы столкнемся с некоторыми трудностями.
Следует отметить, что налоговая система эффективно используется правительством Великобритании для реализации своих экономических приоритетов. При этом основными налоговыми поступлениями в бюджет от юридических лиц в финансовом году являются налог на прибыль, доходы от социального страхования, налог на добавленную стоимость. Налоговая система в этой стране — это устоявшийся и слаженный механизм, позволяющий учитывать разный доход с учетом налоговых скидок и льгот. Поэтому опыт налогообложения юридических лиц в Великобритании может послужить отличным примером для построения дифференцированных уровней налогообложения для многих стран, в том числе и для России.
Нельзя обойти стороной такой налог, как налог на прибыль. Именуется он во всех странах по-разному, однако, от наименования смысловая нагрузка данного налога не меняется. Цель налога на прибыль в зарубежье — воздействовать на корпорации, чтобы получить средства для выполнения функций государства и тем самым реализовать, регулирующую функцию налогов. Налоговое законодательство развитых стран предусматривает множество различных льгот в сфере налогообложения прибыли, к ним можно отнести: налоговые кредиты и отсрочки уплаты налогов [12].
Рассмотрим отличие налога на прибыль корпорации в США и в России. Во-первых, налогоплательщики делятся на три группы в зависимости от источника получения дохода: доходы на территории США, из других стран и частично из США и других стран. В российском законодательстве рассматриваются только два вида налогоплательщиков изучаемого налога: российские организации и иностранные. Так в США достаточно разветвленная система льгот, среди которых: ускоренная норма амортизации; льготы на НИОКР; льготы организациям, использующим альтернативные источники энергии, и, отдельно, уменьшающие выбросы ядовитых веществ в окружающую среду.
В Великобритании при установлении налогоплательщика по корпоративному налогу важное значение в законодательстве отдается определению территориальной принадлежности. Компаниями-резидентами считаются те компании, центральное управление которыми осуществляется в Великобритании. Так же есть особенное отличие от России — наличие необлагаемого минимума равного 10 000 фунтов стерлингов. [12].
Британские ставки налога на прибыль варьируются в зависимости от размера полученной прибыли:
– до 300 тысяч фунтов облагается налогом по ставке 25 процентов;
– свыше 1,5 миллиона по ставке 33 процента.
Чтобы сравнить налоговые ставки по налогу на прибыль в России и в зарубежных странах обратимся к таблице 2.
Таблица 2
Максимальные налоговые ставки по налогу на прибыль (корпоративному налогу) вРФ ив зарубежных странах [12]
Государство |
Ставка впроцентах |
Россия |
20 |
США |
39,2 |
Великобритания |
27 |
Франция |
36 |
Германия |
30 |
Ирландия |
30 |
Чехия |
19 |
Греция |
20 |
Швеция |
26,3 |
Испания |
20 |
Португалия |
27,5 |
Италия |
33 |
Швейцария |
8,5 |
Китай |
25 |
Канада |
38 |
Япония |
40 |
Индонезия |
30 |
По данным таблицы можно сделать вывод, что в наиболее развитых странах ставка налога на прибыль достаточно высокая и составляет порядка 30–40 %. Российская ставка налога на прибыль является низкой при сравнении с этими странами.
Таким образом, анализ зарубежных налоговых систем позволяет сделать следующие выводы:
– налоговые системы большинства государств формируются под влиянием значимых макроэкономических факторов, в частности, экономических, политических и социальных условий (это связано с межстрановыми различиями в налоговом законодательстве);
– опыт зарубежных стран в сфере налогообложения юридических лиц показывает, что большинство из них как количественную характеристику налогового регулирования средств используют: установление прогрессивной шкалы подоходного налога с предприятий (Германия, Великобритания), применение ускоренной амортизации (Германия, Великобритания, Франция), инвестиционные преимущества (Германия).
Экономически развитые страны в своей налоговой политике давно придерживаются ориентира на косвенное налогообложение, Россия так же становится на этот путь, но прямы налоги пока что остаются на том же неизменном уровне.
Очевидно, что в нашей стране используются некоторые инструменты налогового регулирования. Но в отличие от налоговой системы России, обремененной большим количеством налогов и сборов с юридических лиц, налоговые системы исследуемых стран являются одними из наиболее перспективных и прибыльных стран для открытия собственного бизнеса.
Российская налоговая система требует развития и совершенствования. При проведении этого процесса необходимо помнить, что налоги не влияют на экономику напрямую, а косвенно, проявляются с некоторым опозданием, так как они осуществляются через участие государства в распределении и перераспределении ВВП.
Говоря о тенденциях развития налоговой системы, необходимо в первую очередь обратить внимание на необходимость стабилизации, так как даже в течение одного налогового периода власти могут издавать множество законов, актов, подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу.
Кроме того, любые изменения в налоговой политике должны быть известны всем участникам налоговых отношений заранее, а кроме того, надо ввести практику разработки изменений в налоговой системе с привлечением налогоплательщиков, как это происходит во многих развитых странах. Также необходимо соблюдать ясность и «прозрачность» правил исчисления и уплаты налогов и сборов, исключить необходимость их толкования экспертами.
Такие изменения, соблюдение вышеуказанных тенденций развития позволят увеличить налоговую составляющую доходов бюджета. Это произойдет как минимум за счет иностранных инвесторов и отечественных производителей, которых отпугивает нынешняя ситуация в налоговой системе страны и заставляет направлять свои средства и инвестиции в другие страны с более развитой налоговой системой.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/
- Бабенкова, Е. О. Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран / Е. О. Бабенкова // Постулат. — 2017. — № 5–1 (19). — С. 112.
- Блинова, А. Е. Налоговые системы России и зарубежных стран: результаты сравнительного анализа / А. Е. Блинова // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(3).pdf
- Ларионова, А. А. Сравнительный анализ налоговых систем России и Германии / А. А. Ларионова // Международный бухгалтерский учет. — 2015.- № 17(359).- С.2–16.
- Малышева, О. С. Налоговые системы государств с развитой экономикой / О. С. Малышева // Матрица научного познания. — 2017. — № 1–2. — С. 31–35.
- Ордынская, Е. В. Отдельные аспекты зарубежных налоговых реформ // Актуальные вопросы антикризисной политики: теория, история, современность / Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Отв. ред. И. В. Турицын. — 2016. — С. 164–170.
- Панина, В. И. Самые успешные налоговые системы мира (сравнительный анализ) / В. И. Панина // Актуальные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — № 12. — С. 39–41.
- Полунин, С. К. Налоговая система Российской Федерации / С. К. Полунин // Молодой ученый. — 2017. — № 46. — С. 239–241.
- Ривняк, Т. А. Налоговые системы зарубежных стран в аспекте концепции налоговых популяций / Т. А. Ривняк // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества / Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под редакцией А. А. Ващенко. — 2016. — С. 304–307.
- Стажарова, Д. М. Налоговые системы России и зарубежных стран: опыт сравнительного исследования / Д. М. Стажарова // Устойчивое развитие науки и образования. — 2016. — № 2. — С. 66–71.
- Фетисов П. С. Сравнительный анализ налогообложения прибыли организаций в РФ и в зарубежных странах / П. С. Фетисов // International Scientific Review. — 2015. — № 3(4). С. 27–34.