Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционные обучающие конкурсы, развитие мега качеств дошкольников.
В работах О. И. Кукушкиной предложено использовать компьютерные игры для обучения детей с различными нарушениями речи (например, игры Л. Р. Лизуновой [1]). Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «технологии, реализуемые в основном через информационно‐телекоммуникационные сети при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии воспитанников и педагогических работников.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [3].
Основная идея организации и внедрения дистанционных обучающих конкурсов в образовательный процесс ДОУ, а в частности включение воспитанников группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи МДОУ ИРМО «Уриковского детского сада комбинированного вида» в образовательный процесс с применением цифровых методов, заключается в расширение социального и образовательного пространства для всех участников образовательного пространства.
Мы направлены на создание благоприятных условий для приобретения социального опыта участия дошкольников в дистанционном конкурсном движении и формирования у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке детей в участии в конкурсах. Самыми главными аргументами использования ДОК в образовательном процессе является развитие у детей основных мега качеств [2, с. 27], которые помогут ребенку стать успешным, креативным и счастливым:
Уверенность в себе — «Я способен это сделать»;
Ответственность — «Я буду поступать правильно»;
Инициативность — «Я сам буду искать ответы»;
Настойчивость — «Я закончу то, что начал»;
Мотивация — «Я хочу это сделать».
Старание — «Я готов усердно работать»;
Работа в команде — «Я научусь работать вместе с другими»;
Здравый смысл — «Я буду думать своей головой»;
Целеустремленность — «Я сосредоточусь на своих целях».
Дистанционные обучающие конкурсы — это:
– дополнительный метод по реализации образовательных и развивающих задач ОП ДО, которые осуществляет педагог во взаимодействии с родителями воспитанников;
– мотивация и условие взаимодействия педагога, ребенка и родителей;
– средство образования, повышения информационной, педагогической культуры педагогов и родителей;
– яркий пример, как сделать образовательный процесс ДОУ открытым, видимым для родителей;
– один из методов проведения оценки качества образования в ДОУ семьями воспитанников.
Сегодня использование дистанционных образовательных конкурсов (ДОК) в образовательном процессе — требование времени. Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в дошкольном образовании.
Это более демократичная форма обучения, поскольку любой ребенок при сравнительно небольших материальных затратах может принять участие в огромном количестве конкурсов, которые предоставляет ОДО ЧОУ «ЦДО «Снейл» и дополнить свое образование новыми областями знаний. Заметно растет количество воспитанников, которые желают изучать новые предметы, которые в рамках образовательной программы не изучаются (например, больше узнать о роботах). Очевидна необходимость такой формы дистанционного обучения для детей-инвалидов и других категорий обучающихся, не имеющих возможности участвовать в очных конкурсах. Дистанционные обучающие конкурсы могли бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства.
Насколько реалистичной и эффективной будет идея внедрения дистанционных обучающих конкурсов, зависит от четырех факторов:
– эффективное взаимодействие Центра «Снейл» с координатором и педагогом, несмотря на то, что они разделены расстоянием;
– эффективное использование при этом педагогических технологий;
– эффективное взаимодействие с педагогами и родителями участников, так как они помогают детям подготовиться к конкурсам (просмотр мультфильмов, изготовление поделок, чтение произведений;
– эффективная обратная связь.
Иначе говоря, эффективность дистанционных обучающих конкурсов зависит от их организации и качества подготовительной работы, а также мастерства педагогов и родителей, участвующих в этом процессе.
Проведение дистанционных обучающих конкурсов позволило выявить их педагогический потенциал: создание инновационной образовательной среды, способствующей развитию у воспитанников компетенций, которые позволят им достигнуть высокого уровня успешности; конкурсные темы в определённой степени затрагивают наиболее интересные сферы из жизни дошкольников («Кто в доме хозяин», «Карусель мультфильмов», «Мама, с 8 Марта!», «Мои любимые сказки», «Легопроектирование»; разработанные критерии оценки конкурсных испытаний определяют стратегию образования, фокусируя внимание детей и педагогов на достижение определённых результатов; условия конкурсов мотивируют детей на победу; конкурсы стимулируют педагогов на более качественное выполнение своей работы, на поддержку одаренных детей, на организацию систематической работы в области не только дополнительного, но и общего образования.
Опыт внедрения дистанционных обучающих конкурсов в образовательный процесс МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад комбинированного вида» позволяет выделить его преимущества:
– индивидуализация образовательного процесса (темп восприятия информации, выполнения заданий);
– участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность выполнения заданий конкурса;
– возможность участия в ДОК большого количества человек;
– повышение качества образования за счет применения современных средств, электронных библиотек, профессиональных и научных баз данных;
– развитие у детей компетенций, связанных с использованием ИКТ;
– организация обратной связи с родителями воспитанников, оперативная корректировка подготовки;
– создание единой образовательной среды.
Важнейшей проблемой организации дистанционных обучающих конкурсов является подготовка педагогов — координаторов. В настоящее время ни один педагогический вуз или институт повышения квалификации не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. В связи с этим в образовательных организациях при внедрении ДОК возникает необходимость организовать систематическую работу по повышению профессионального мастерства педагогов в области использования современных технологий обучения, в том числе дистанционных обучающих конкурсов.
Перспективы развития и внедрения идеи дистанционных обучающих конкурсов в образовательный процесс довольно актуальны и осуществимы. На сегодняшний день систему дистанционных обучающих конкурсов мы рассматриваем не как независимую альтернативную систему образования, а как дополнение к традиционной системе, позволяющей оптимизировать образовательный процесс с учетом современных требований, запросов всех участников образовательных отношений. Немаловажен тот факт, что образование с использованием дистанционных обучающих конкурсов — это образование, которое нацелено на цифровое образование подрастающего поколения, на решение целого ряда социальных вопросов, на увеличение доступности качественного образования для всех категорий детей. В этом плане ДОК особенно актуальны при организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Ресурсы системы дистанционных обучающих конкурсов используются педагогами не только для проведения конкурсов, но и для подготовки к занятиям, а также для организации самостоятельной работы детей.
Литература:
- Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учеб.‐ метод. пособие. Пермь, 2005.
2. Рич, Д. Характер. Как воспитать в детях самое главное / Д. Рич; пер. с англ. С. Э. Борич. — Минск: Попурри, 2012. — 320 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273‐ФЗ.