Основные идеи и несовершенства направления развития государственной службы в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.11.2018

Статья просмотрена: 969 раз

Библиографическое описание:

Волкова, О. М. Основные идеи и несовершенства направления развития государственной службы в Российской Федерации / О. М. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53673/ (дата обращения: 17.10.2024).



В представленной статье обобщенно изложены результаты изучения важнейших проблем и разнообразных проявлений развития института государственной службы и связанных с этим актуальных теоретико-правовых и прикладных аспектов применения нормативных правовых актов в данной сфере общественных отношений.

Ключевые слова: государственная служба, госслужащий, реформирование системы, проблемы института госслужбы.

Понятие государственной службы в Российской Федерации закреплено на законодательном уровне в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В соответствии с Конституцией Российской Федерацией, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» определяются основы устройства государственной службы Российской Федерации, в частности системы управления государственной службой Российской Федерации.

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий на уровне Российской Федерации, на уровне федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, на уровне должностных лиц.

Все сводится к служению государственным органам или должностным лицам, а не государству при данном подходе. Справедливо полагать, что это влияет на оставление в стороне проблем использования государственными органами и службами приоритета государственной власти, применения законов государства, а также решение социальных задач при исполнении государственной службы.

Изначально было понимание того, что служба имеет не только материальные ориентиры. Служба заключается в идее и духе ценностей обязанности того, кому служат, и того, кто служит, более того в совместных ценностях, идеалах, интересах, делах.

Система государственного управления предназначена для выполнения административной поддержки политическому руководству страны, и изучение проблем управления и интересов всех слоев населения.

Федеративное устройство Российской Федерации обусловило деление государственной службы на виды в соответствии с принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности.

Государственная служба в Российской Федерации подразделяется на: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба делится на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Разные законодательные акты регулируют эти отрасли государственной деятельности. На разные законодательные акты опираются эти службы, но отдельные акты могут напрямую или косвенно затрагивать деятельность соприкасающихся и противоположенных видов служб, ссылаться один на другой.

Для каждого вида государственной службы установлены свои функции, определенные нормативно-правовыми актами.

В настоящее время нормативно пока не определено понятие «функции государственной службы», что является одним из пробелов правового регулирования.

В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимущественно постановочный характер. Одни авторы под функциями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий. Другие рассматривают функции государственной службы как организацию практической реализации правовых норм.

Федеральная программа ставила перед собой задачу по формированию системы государственной службы как единого института, по созданию рычагов контроля и управления государственной службой, внедрение современных методов и рекомендаций по кадровой работе. Отбор, подготовка кадров, их переобучение, получение новых практических навыков по кадровому обеспечению продолжают искать методы совершенствования в кадровой работе. От повышения результативности, профессионализма и эффективности кадров зависит работа всего аппарата, авторитет органов исполнительной власти среди граждан.

Острым вопросом в современной России в рамках попыток проведения административной реформы остается проблема повышения уровня эффективности по осуществлению основных функций и задач, возложенных на институт государственной службы. Среди неразрешенных задач остаются разработка и утверждение целевых программ развития государственной гражданской службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Реформирование государственной службы в субъектах Российской Федерации протекает значительно медленнее, чем в городах федерального значения. Бюрократизм буквально поглотил государственную службу в субъектах Российской Федерации. Причиной этому, по мнению автора статьи, является отсутствие уникальных совершенствованных компьютерных автоматизированных систем. Государственные служащие субъектов Российской Федерации пытаются перейти на автоматизированную систему документооборота, но во избежание утери информации при сбое системы, продолжают вести бумажный документооборот. Достаточной слабой стороной государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации является кадровое обеспечение органов власти. По мнению автора для госслужащих в недостаточном количестве, а порой и вовсе не проводятся необходимые консультации, беседы, обучающего характера по этике и деловому поведению при исполнении должностных обязанностей. От эффективности функционирования органов государственной власти зависит результат проводимых в России реформ.

Таким образом, так как существует два уровня государственной гражданской службы, необходимо два уровня их правового регламентирования: федерального и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является основой законотворчества субъектов Российской Федерации в совокупности с нормативно-правовыми актами соответствующего субъекта. Федеральный закон устанавливает распределение полномочий в сфере государственной гражданской службы между федеральным и местным уровнями.

Достаточно проблематичной становится корректировка законодательства субъектов Российской Федерации с учетом издания новых федеральных нормативных правовых актов в процессе формирования нормативной базы государственной службы в связи с достаточным количеством пробелов и коллизий в законодательстве.

В ходе прохождения государственной гражданской службы есть и иные проблемы, когда законодательное регулирование государственной гражданской службы на уровне субъекта находится за пределами его компетенции. В данном случае от местной законодательной инициативы не зависит ровным счетом ничего.

Для достижения основных целей и задач государства функции государственной службы определяют основу в целях воздействия государственных служащих на отношения общественности.

В целях противодействия коррупции и подрыва авторитета государственной власти деятельность госслужащих очень скрупулезно контролируется.

Острым вопросом в современной России в рамках попыток проведения административной реформы остается проблема повышения уровня эффективности по осуществлению основных функций и задач, возложенных на институт государственной службы. Среди неразрешенных задач остаются разработка и утверждение целевых программ развития государственной гражданской службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Данные обстоятельства предопределили необходимость подготовки на уровне субъектов Российской Федерации ряда нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы, связанным с формированием резерва управленческих кадров, использованием современных образовательных и кадровых технологий, совершенствованием системы управления государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации и другим. Все это обусловило необходимость системного исследования норм действующего федерального законодательства и законодательных актов субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе, анализа теоретических разработок с целью поиска путей совершенствования системы организации и управления государственной гражданской службой, повышения ее эффективности и результативности деятельности гражданских служащих.

Вместе с тем комплексных исследований правового регулирования кадрового обеспечения государственной службы в субъектах Российской Федерации, в том числе проблем формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе, вопросов управления службой субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы и нового этапа реформы государственной службы в юридической литературе проводилось не достаточно.

Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она играет важную роль в формировании в общественном сознании уважительного отношения к человеческой личности, институтам государства и права, авторитета власти.

Однако в современном обществе центр тяжести в области государственного управления все больше перемещается с предоставления гражданам определенных услуг и материальных благ на обеспечение общих условий их деятельности и существования, т. е. в область планирования, прежде всего долгосрочного и перспективного.

Люди, работающие в рамках публичной службы, должны находиться в особых правовых и морально-этических отношениях с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван.

С учетом изложенного, представляется возможным сделать вывод о том, что рассматриваемые принципы являются основой работы всего государственного аппарата и являются теми идеями, которыми должны руководствоваться государственные служащие при исполнении своих должностных обязанностей. Все изложенное требует глубоких исследований и дальнейшего развития. В современных условиях это особенно необходимо. Кроме того, в концепции, которая должна быть разработана специалистами с учетом изменений, происходящих в нашей экономике в последнее время. Также хотелось бы отметить, что существующие принципы являются неплохим подспорьем, в деле дальнейшего совершенствования самой государственной службы.

Благодаря развитию института государственной службы могут появиться организационно-правовые возможности для формирования в Российской Федерации современной государственной гражданской службы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398;
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru;
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная служба, государственная гражданская служба, государственная власть, уровень субъектов, административная реформа, акт, субъект, государственная деятельность, государственное управление.


Ключевые слова

госслужащий, государственная служба, реформирование системы, проблемы института госслужбы

Похожие статьи

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в России

В статье характеризуется современный институт государственной службы в Российской Федерации, выявляются его основные коллизии и пробелы. Проведен анализ наиболее актуальных проблем законодательства, связанных с развитием государственной службы.

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в Российской Федерации

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с государственной службой. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса некоторых проблем правового регулирования государственной службы Российской Фе...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Из истории становления института государственной службы

В статье раскрываются исторические аспекты формирования института государственной службы. Проведен анализ тенденций его развития с древности до наших дней. Представлены основы развития института государственной службы и принципов его формирования.

Современные проблемы института государственной службы в России

Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем, с которыми сталкивает институт гражданской службы в России на современном этапе. К настоящему времени процесс разрешения проблем оптимальной организации всей российской публичной службы не ...

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти

В статье автор проводит анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти Российской Федерации, исследует различные взгляды представителей научного сообщества на понятие кадровой политики, а также формирует собственное определение...

Основные направления и некоторые проблемы правовой политики России

В статье рассмотрены вопросы, связанные с понятием правовой политики России, ее основными направлениями и некоторыми проблемами. В статье проводится анализ сущности и содержания правовой политики России, а также выявляются основные вызовы, с которыми...

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Система и виды государственной службы

В статье проведен анализ существующей системы государственной службы. Рассмотрены ее виды и их функциональные особенности. Представлены направления подготовки кадров государственных служащих в современной Российской Федерации.

Похожие статьи

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в России

В статье характеризуется современный институт государственной службы в Российской Федерации, выявляются его основные коллизии и пробелы. Проведен анализ наиболее актуальных проблем законодательства, связанных с развитием государственной службы.

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в Российской Федерации

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с государственной службой. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса некоторых проблем правового регулирования государственной службы Российской Фе...

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Из истории становления института государственной службы

В статье раскрываются исторические аспекты формирования института государственной службы. Проведен анализ тенденций его развития с древности до наших дней. Представлены основы развития института государственной службы и принципов его формирования.

Современные проблемы института государственной службы в России

Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем, с которыми сталкивает институт гражданской службы в России на современном этапе. К настоящему времени процесс разрешения проблем оптимальной организации всей российской публичной службы не ...

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти

В статье автор проводит анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти Российской Федерации, исследует различные взгляды представителей научного сообщества на понятие кадровой политики, а также формирует собственное определение...

Основные направления и некоторые проблемы правовой политики России

В статье рассмотрены вопросы, связанные с понятием правовой политики России, ее основными направлениями и некоторыми проблемами. В статье проводится анализ сущности и содержания правовой политики России, а также выявляются основные вызовы, с которыми...

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Система и виды государственной службы

В статье проведен анализ существующей системы государственной службы. Рассмотрены ее виды и их функциональные особенности. Представлены направления подготовки кадров государственных служащих в современной Российской Федерации.

Задать вопрос