В представленной статье обобщенно изложены результаты изучения важнейших проблем и разнообразных проявлений развития института государственной службы и связанных с этим актуальных теоретико-правовых и прикладных аспектов применения нормативных правовых актов в данной сфере общественных отношений.
Ключевые слова: государственная служба, госслужащий, реформирование системы, проблемы института госслужбы.
Понятие государственной службы в Российской Федерации закреплено на законодательном уровне в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В соответствии с Конституцией Российской Федерацией, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» определяются основы устройства государственной службы Российской Федерации, в частности системы управления государственной службой Российской Федерации.
Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий на уровне Российской Федерации, на уровне федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, на уровне должностных лиц.
Все сводится к служению государственным органам или должностным лицам, а не государству при данном подходе. Справедливо полагать, что это влияет на оставление в стороне проблем использования государственными органами и службами приоритета государственной власти, применения законов государства, а также решение социальных задач при исполнении государственной службы.
Изначально было понимание того, что служба имеет не только материальные ориентиры. Служба заключается в идее и духе ценностей обязанности того, кому служат, и того, кто служит, более того в совместных ценностях, идеалах, интересах, делах.
Система государственного управления предназначена для выполнения административной поддержки политическому руководству страны, и изучение проблем управления и интересов всех слоев населения.
Федеративное устройство Российской Федерации обусловило деление государственной службы на виды в соответствии с принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности.
Государственная служба в Российской Федерации подразделяется на: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов.
Государственная гражданская служба делится на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Разные законодательные акты регулируют эти отрасли государственной деятельности. На разные законодательные акты опираются эти службы, но отдельные акты могут напрямую или косвенно затрагивать деятельность соприкасающихся и противоположенных видов служб, ссылаться один на другой.
Для каждого вида государственной службы установлены свои функции, определенные нормативно-правовыми актами.
В настоящее время нормативно пока не определено понятие «функции государственной службы», что является одним из пробелов правового регулирования.
В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимущественно постановочный характер. Одни авторы под функциями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий. Другие рассматривают функции государственной службы как организацию практической реализации правовых норм.
Федеральная программа ставила перед собой задачу по формированию системы государственной службы как единого института, по созданию рычагов контроля и управления государственной службой, внедрение современных методов и рекомендаций по кадровой работе. Отбор, подготовка кадров, их переобучение, получение новых практических навыков по кадровому обеспечению продолжают искать методы совершенствования в кадровой работе. От повышения результативности, профессионализма и эффективности кадров зависит работа всего аппарата, авторитет органов исполнительной власти среди граждан.
Острым вопросом в современной России в рамках попыток проведения административной реформы остается проблема повышения уровня эффективности по осуществлению основных функций и задач, возложенных на институт государственной службы. Среди неразрешенных задач остаются разработка и утверждение целевых программ развития государственной гражданской службы на уровне субъектов Российской Федерации.
Реформирование государственной службы в субъектах Российской Федерации протекает значительно медленнее, чем в городах федерального значения. Бюрократизм буквально поглотил государственную службу в субъектах Российской Федерации. Причиной этому, по мнению автора статьи, является отсутствие уникальных совершенствованных компьютерных автоматизированных систем. Государственные служащие субъектов Российской Федерации пытаются перейти на автоматизированную систему документооборота, но во избежание утери информации при сбое системы, продолжают вести бумажный документооборот. Достаточной слабой стороной государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации является кадровое обеспечение органов власти. По мнению автора для госслужащих в недостаточном количестве, а порой и вовсе не проводятся необходимые консультации, беседы, обучающего характера по этике и деловому поведению при исполнении должностных обязанностей. От эффективности функционирования органов государственной власти зависит результат проводимых в России реформ.
Таким образом, так как существует два уровня государственной гражданской службы, необходимо два уровня их правового регламентирования: федерального и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является основой законотворчества субъектов Российской Федерации в совокупности с нормативно-правовыми актами соответствующего субъекта. Федеральный закон устанавливает распределение полномочий в сфере государственной гражданской службы между федеральным и местным уровнями.
Достаточно проблематичной становится корректировка законодательства субъектов Российской Федерации с учетом издания новых федеральных нормативных правовых актов в процессе формирования нормативной базы государственной службы в связи с достаточным количеством пробелов и коллизий в законодательстве.
В ходе прохождения государственной гражданской службы есть и иные проблемы, когда законодательное регулирование государственной гражданской службы на уровне субъекта находится за пределами его компетенции. В данном случае от местной законодательной инициативы не зависит ровным счетом ничего.
Для достижения основных целей и задач государства функции государственной службы определяют основу в целях воздействия государственных служащих на отношения общественности.
В целях противодействия коррупции и подрыва авторитета государственной власти деятельность госслужащих очень скрупулезно контролируется.
Острым вопросом в современной России в рамках попыток проведения административной реформы остается проблема повышения уровня эффективности по осуществлению основных функций и задач, возложенных на институт государственной службы. Среди неразрешенных задач остаются разработка и утверждение целевых программ развития государственной гражданской службы на уровне субъектов Российской Федерации.
Данные обстоятельства предопределили необходимость подготовки на уровне субъектов Российской Федерации ряда нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы, связанным с формированием резерва управленческих кадров, использованием современных образовательных и кадровых технологий, совершенствованием системы управления государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации и другим. Все это обусловило необходимость системного исследования норм действующего федерального законодательства и законодательных актов субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе, анализа теоретических разработок с целью поиска путей совершенствования системы организации и управления государственной гражданской службой, повышения ее эффективности и результативности деятельности гражданских служащих.
Вместе с тем комплексных исследований правового регулирования кадрового обеспечения государственной службы в субъектах Российской Федерации, в том числе проблем формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе, вопросов управления службой субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы и нового этапа реформы государственной службы в юридической литературе проводилось не достаточно.
Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она играет важную роль в формировании в общественном сознании уважительного отношения к человеческой личности, институтам государства и права, авторитета власти.
Однако в современном обществе центр тяжести в области государственного управления все больше перемещается с предоставления гражданам определенных услуг и материальных благ на обеспечение общих условий их деятельности и существования, т. е. в область планирования, прежде всего долгосрочного и перспективного.
Люди, работающие в рамках публичной службы, должны находиться в особых правовых и морально-этических отношениях с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван.
С учетом изложенного, представляется возможным сделать вывод о том, что рассматриваемые принципы являются основой работы всего государственного аппарата и являются теми идеями, которыми должны руководствоваться государственные служащие при исполнении своих должностных обязанностей. Все изложенное требует глубоких исследований и дальнейшего развития. В современных условиях это особенно необходимо. Кроме того, в концепции, которая должна быть разработана специалистами с учетом изменений, происходящих в нашей экономике в последнее время. Также хотелось бы отметить, что существующие принципы являются неплохим подспорьем, в деле дальнейшего совершенствования самой государственной службы.
Благодаря развитию института государственной службы могут появиться организационно-правовые возможности для формирования в Российской Федерации современной государственной гражданской службы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398;
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru;
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru.