Статья посвящена импортозамещению как актуальному фактору развития экономики России. Проведен анализ реализации политики импортозамещения, выявлены достижения и недостатки.
Ключевые слова: импортозамещение, импортозависисмость, экономика страны, государственные программы.
На современном этапе развития экономики России вопрос импортозамещения стал актуальным, в том числе в геоэкономической войне, в которой страна оказалась в роли одной из противоборствующих сторон.
Импортозамещение направлено на рост экономики Российской Федерации за счет перехода от производства простых товаров (сырья, материалов) к наукоемкой и высокотехнологичной продукции и является целенаправленной промышленной политикой. При его реализации основным импульсом развития экономики страны остаются доходы от экспорта товаров. То есть, создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован как на внутренний рынок, так на внешний.
Импортозамещение выступает одним из направлений перехода к новой модели развития экономики страны, позволяет повысить ее экономическую безопасность. Реализация импортозамещения осуществляется посредством:
‒ введения импортных протекционистских барьеров для снижения конкурентоспособности иностранных поставщиков и создания благоприятной среды для развития отечественного производства;
‒ применения мер государственной поддержки с целью уровня конкурентоспособности отечественной продукции (льготное налогообложение, кредитование и т. п.).
Анализ нормативных правовых документов показал, что на современном этапе импортозамещение в России производится путем реализации следующих инструментов:
‒ высоких пошлин;
‒ запрета на ввоз определенных товаров;
‒ квотировании и лицензировании;
‒ экономическом стимулировании производственного процесса.
Политика импортозамещения активно начала осуществляться в России с 2012 года путем принятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [1]. В 2014 году в связи с введением экономических санкций со стороны Запада, вопрос об импортозамещении коснулся и других отраслей экономики. Так, была принята государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [2], направленная на развитие производственной сферы как основы стабильной экономики страны.
Планируемые результаты импортозамещения к 2020 году представлены на рис. 1.
Рис. 1. Планируемые результаты импортозамещения к 2020 году [2]
В рамках импортозамещения при разных министерствах составлены и реализуются антикризисные планы. Предполагается снижение уровня импортозависимости с 88 % до 40 %.
Результаты импортозамещения в период с 2012 по 2017 годы представлены в табл. 1.
Таблица 1
Доля импорта вобъеме товарных ресурсов розничной торговли по Российской Федерации,% [3]
Годы |
Доля импортных потребительских товаров втоварных ресурсах розничной торговли |
Доля импортных продовольственных товаров втоварных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами |
2012 |
44 |
34 |
2013 |
44 |
36 |
2014 |
42 |
34 |
2015 |
38 |
28 |
2016 |
38 |
23 |
2017 |
37 |
25 |
Как видно из табл. 1, в течение всего периода с 2012 по 2017 год показатели импортозамещения по потребительским и продовольственным товарам составляют в среднем 30 %. Это означает, что лишь 30 % составляют товары отечественного производства, оставшиеся 70 % — приобретаются за рубежом.
В табл. 2 представлена информация по производству некоторых видов импортозамещающих пищевых продуктов в России в 2017–2018 годах.
Таблица 2
Производство некоторых видов импортозамещающих пищевых продуктов вРоссийской Федерации в 2017–2018 годах [3]
Виды пищевых продуктов |
2017, тыс. тонн |
2017 в% к 2016 |
Январь-сентябрь 2018 |
Январь-сентябрь 2018 в% кянварю-сентябрю 2017 |
Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания |
56,5 |
100,4 |
47,8 |
120,0 |
Свинина замороженная, в том числе для детского питания |
232 |
147,2 |
191 |
115,5 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы |
4839 |
109,0 |
3582 |
100,7 |
Овощи (кроме картофеля) и грибы замороженные |
62,6 |
93,0 |
45,3 |
103,2 |
Овощи (кроме картофеля) и грибы, консервированные для кратковременного хранения |
34,5 |
151,5 |
26,4 |
107,2 |
Фрукты, ягоды и орехи, свежие или предварительно подвергнутые тепловой обработке, замороженные |
15,6 |
257,6 |
13,6 |
142,2 |
Молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания |
5390 |
98,1 |
4117 |
102,4 |
Масло сливочное |
270 |
107,8 |
199 |
96,3 |
Сыры |
464 |
103,2 |
359 |
103,6 |
Из данных табл. 1 виден небольшой рост производства основных групп пищевых товаров в 2017 и 2018 годах, что свидетельствует о постепенной реализации государственной программы по импортозамещению. Незначительное увеличение показателей связано с невысокими производственными мощностями, изношенностью основных фондов, низкой конкурентоспособностью отечественных предприятий.
Политике импортозамещения также противоречит традиционно сложившаяся ориентированность экономики России на добычу природных ресурсов. Именно налоговые доходы от их экспорта формируют значительную часть федерального бюджета. Изменение структуры доходов федерального бюджета одна из важнейших задач развития экономики страны. Определенные изменения в этом направлении наблюдаются в некоторых отраслях. Так, например, в течение последних четырех лет введены запреты и ограничения на приобретение товаров в сфере государственных закупок.
Государство в целях внутренней и внешней безопасности заинтересовано в развитии собственных производств, которые в ближайшие годы смогут предложить потребителям конкурентоспособные товары, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Снижение импортозависимости, рост производства импортозамещающей продукции возможен при регулировании и стимулировании новых технологий, тем более что создано и реализуется много государственных программ.
Таким образом, импортозамещение является реальным фактором роста экономики Российской Федерации. Конечно, стратегически важным направлением в этом направлении является изменение сферы производства при обязательной государственной поддержке.
Литература:
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Утверждена постановлением Правительства от 14.07.2012 № 717. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/
- Федеральная служба государственной статистки http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/importexchange/#