Влияние синонимов и антонимов на развитие связной речи старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анищенко, Л. К. Влияние синонимов и антонимов на развитие связной речи старших дошкольников / Л. К. Анищенко, Т. В. Митенкова, Е. В. Чипиль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53696/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — овладеть нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возрастного периода, и сформировать коммуникативные способности. Каждый ребёнок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Важнейшими свойствами монологической речи являются её осознанность и произвольность. Последнее положение предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами (словом, словосочетанием, синтаксической конструкцией, наиболее точно и полно передающими замысел говорящего). Проблема развития лексических возможностей у детей, особенно с речевыми нарушениями, не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет, т. к. дети испытывают большие трудности для выражения своих мыслей и доведения их до понимания слушающего, часто не находя подходящих слов для высказывания. Они употребляют в основном общеизвестные, наиболее распространенные слова и выражения. Это подтверждается результатами регулярно проводимой диагностики. Совершенствовать устную речь — это значит обогащать и активизировать словарь, формировать умение точно пользоваться словарным запасом, правильно употреблять слова по смыслу. Чтобы добиться этого от детей, нужно больше внимания уделять словарной работе, т. к. она важна тем, что обогащает семантическую, смысловую сторону словаря, способствует формированию умения отбирать слова (по существу, развивает речь). Однако работа над словарём должна быть прежде всего языковой. Иными словами, включать в себя систему методов и приёмов, направленных на качественное совершенствование лексики. И в качестве основного звена в этом плане выступает работа над синонимами и антонимами. Именно она воспитывает внимание к слову, приучает к его точному употреблению, позволяет избегать повторения одних и тех же слов, т. е. делает речь выразительнее, точнее, яснее. Вот почему разработка методов и приёмов использования синонимов и антонимов в старших группах детских садов представляется нам весьма важным. К сожалению, дети мало используют этот пласт лексики в речи. А ведь чем большим количеством синонимов располагает человек, тем богаче его словарь и разнообразнее речь. Следовательно, чтобы качественно совершенствовать словарь детей, необходимо:

– раскрывать многозначность слов;

– уточнять понимание смысла, значения слов;

– расширять запас синонимов и антонимов;

– формировать умения сочетать слова по смыслу, употреблять их в активной речи.

Разработанная нами система работы по практическому овладению дошкольниками синонимическими и антонимическими средствами языка и формированию значения слова явилась синтезом работ Л.М. Козыревой, О.Н. Тверской, О. И. Ушаковой, Е.Н. Струниной. Она позволяет восполнить пробелы лексических средств языка детей путём овладения навыками подбора синонимов, антонимов, способами их употребления, качественно совершенствовать их словарь. Предлагаемая система работы предназначена для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на один учебный год.

Задачами данной работы являются:

– научить дошкольников различать в речи близкие по смыслу слова; — соотносить слова-синонимы;

– отбирать и группировать слова по лексико-семантическим признакам (общности или противоположности значений);

– подбирать к данным словам синонимы, антонимы;

– самостоятельно употреблять подходящие по смыслу слова — синонимы, слова-антонимы;

– самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним, антоним (составление рассказов).

При отборе лексического минимума для работы над синонимами и антонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:

– частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;

– словарным запасом дошкольников;

– наличием в речи синонимов, антонимов;

– пониманием отобранных слов;

– необходимостью отобранных слов для организации речевой практики.

При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова. Работа над синонимическим и антонимическим словарём эффективна, если упражнения проводятся систематически и планомерно; определяется тот круг слов-синонимов и антонимов, который может быть использован в качестве практического материала для упражнений.

Предлагаемая технология по практическому овладению дошкольниками синонимическими и антонимическими средствами языка включает следующие задания, которые с одной стороны, раскрывают, уточняют смысловую сторону отдельных слов, а с другой — развивают способность отбирать языковые средства. Показателем, что слово понято и действительно вошло в активный словарь ребёнка, является умение правильно употреблять его по смыслу.

Овладение синонимами на уровне слов:

«Кто больше придумает слов»

Грусть (тоска, печаль, уныние);

большой (огромный, громадный, гигантский);

сказать (говорить, сообщать, произносить).

— Выбери из трёх слов два похожих слова.

Бежал, шёл, мчался;

сырой, влажный, сухой;

друг, ребята, товарищ.

Овладение антонимами на уровне слов.

«Скажи наоборот»

Правда — ложь; темно– светло; идёт — стоит; холодный — горячий.

«Найди два слова — «неприятеля».

Выбери из трёх слов два слова- «неприятеля» (объясни, почему).

Друг, печаль, враг.

Хороший, светлый, плохой.

Овладение синонимами на уровне словосочетаний.

«Скажи по-другому»

Медведь радовался (веселился, ликовал, торжествовал);

мальчик грустный (печальный, унылый, горестный);

снег идёт (падает, сыплется, летит).

Овладение антонимами на уровне словосочетаний.

«Скажи — наоборот»

Девочка грустная — девочка весёлая;

говорить ложь — говорить правду;

дети работали — дети отдыхали.

Овладение синонимами на уровне предложения.

«Я начну, а ты продолжи»

Невзлюбила старуха свою падчерицу. Невзлюбила

«Замени слово в предложении»

Мачеха злилась на падчерицу (сердилась).

Овладение антонимами на уровне предложения.

«Доскажи слово в предложении»

Алёнушка плачет, а ведьма… смеётся над ней.

Закончился день, и наступила… ночь.

Нахождение синонимов, антонимов в речи (в рассказах).

Зимой.

Пришла зима. Выпало много снега. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой!

Качели.

Папа решил смастерить детям качели. Миша принёс ему верёвку. Но папа сказал: «Нет, эта верёвка не годится, она слабая, хлипкая, она оборвётся. А вот эта ни за что не оборвётся, она прочная, крепкая».

Составление словосочетаний со словами- синонимами.

«Скажи по-другому»

Хорошее настроение (прекрасное, замечательное);

хорошая новость (прекрасная, замечательная)

Составление словосочетаний со словами-антонимами.

«Скажи наоборот»

Весёлый медвежонок (грустный);

весёлый праздник (грустный).

Распространение предложений с помощью синонимов.

«Замени слово в предложении»

Иван был очень смелым (храбрым, отважным) богатырём.

Дополнение предложений с помощью антонимов.

«Закончи предложение»

Принцесса была то грустная, то весёлая, то молчаливая, то разговорчивая.

Собачка по дороге то бежала, то останавливалась.

Осознанное выбирание наиболее адекватных слов из синонимического ряда.

Для этого специально разрабатывались речевые ситуации, которые требовали определённого словесного обозначения или использовались рассказы, сказки по лексическим темам. Например, речевая ситуация.

«Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила и пошёл он к маме грустный. Как ещё про него можно сказать? (печальный, невесёлый, унылый, скучный) А если он был грустным, то он не просто пошёл к маме, а... (поплёлся, побрёл, еле-еле передвигался). Какое слово противоположно по смыслу слову «грустный»? (весёлый) Второй медвежонок был весёлый. Как ещё можно про него сказать? (радостный, довольный) А раз он был весёлым, то он не просто пошёл к маме, а... (побежал, помчался, попрыгал).

Рассказ Е. Пермякова «Первая рыбка».

Прочитать рассказ детям и задать вопросы: «В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову «крохотный» слова, близкие по смыслу (маленький, малюсенький); к слову «маленький» — противоположное по смыслу (большой). Какими словами охарактеризован ершище? (большущий) Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

Таким образом, данная система работы помогает расширению детского лексикона, позволяет качественно изменить уровень лексического развития и речевого общения, положительно отражается на точности выражения мыслей, развивает произвольность речи, умение сознательно выбирать уместные для данного высказывания языковые средства и тем самым оказывает благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом.

Литература:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М. ,1998.
  2. Данилюк Л.А. Обогащение синонимического словаря младших школьников. Логопед , № 3, 2009.
  3. Иждигатова А.Р. Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста. Уфа, 2016.
  4. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2001.
  5. Титова К.И. К проблеме формирования словаря синонимов и антонимов у детей 5-6 лет с ОНР. Брянск, 2017.
  6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи для начальной школы. М., 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, антоним, овладение антонимами, овладение синонимами, ребенок, антонимическое средство языка, монологическая речь, практическое овладение, система работы, словарный запас.


Похожие статьи

Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций

Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения

Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Роль инфографики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников

Похожие статьи

Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций

Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения

Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Роль инфографики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников

Задать вопрос