Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции по постановке и снятию с учета осужденных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.11.2018

Статья просмотрена: 1084 раза

Библиографическое описание:

Новикова, О. А. Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции по постановке и снятию с учета осужденных / О. А. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53704/ (дата обращения: 18.12.2024).



Современная уголовная политика стремится к превалированию применения мер принуждения, не связанных с лишением свободы.

При этом стоит отметить, что динамика изменений количества осужденных к наказаниям, несвязанным с лишением свободы нестабильна. Так, по состоянию на отчетный период 2007 года число лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, составило 590 703 чел., в 2015 году — 306 448 чел., а в 2017 году — 503 865 чел. [1] За два года произошел резкий скачок роста числа лиц, осужденных к наказаниям, несвязанным с изоляцией от общества. Данный факт частично обусловлен стремлением снизить количество лиц, осужденных к наказаниям связанных с лишением свободы, о чем прямо говориться в «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. 23.09.2015) [2].

Несомненно, в данной ситуации важно уделить отдельное внимание прокурорскому надзору за законностью исполнения наказаний, несвязанных с лишением свободы.

Генеральным прокурором Российской Федерации утвержден Приказ № 6 от 16.01.2014 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту — Приказ ГП РФ № 6), которым регламентированы основные задачи и требования к организации прокурорского надзора в данной сфере.

Согласно п. 1.11 Приказа ГП РФ № 6, прокурор должен обеспечить надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества, а также при осуществлении контроля за поведением условно осуждённых.

Не реже одного раза в квартал проверять соблюдение законности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества, и иных мер уголовно-правового характера сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций.

При проверках акцентировать внимание на исполнении требований закона о постановке осуждённых на учёт, порядке направления для отбывания наказания и обеспечении контроля за их поведением, профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания и привлечении к ответственности за уклонение от отбывания наказания, проведении с осуждёнными воспитательной работы.

Добиваться от соответствующих органов принятия мер к повышению эффективности уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества. [3]

В этой связи, принимая во внимание полномочия прокурора, систематичность деятельности, предмет прокурорского надзора и характер решаемых им задач, можно сделать вывод, что прокурорский надзор представляет собой наиболее действенное средство обеспечения законности исполнения наказаний, соблюдения прав и законных интересов осужденных.

Отдельно обратим внимание на такое направление деятельности прокурора в ходе осуществления надзора за исполнением наказаний администрациями уголовно-исполнительных инспекций, как законность постановки на учет и снятия с учета осужденных.

Порядок постановки осужденных на учет и снятия с учета детально регламентирован Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [4].

Постановка на учет осужденного осуществляется на основании поступившего в уголовно-исполнительную инспекцию копии приговора (постановления, определения) суда, вступившего в законную силу, а также постановка на учет возможна на основании соответствующего акта о помиловании в отношении лиц, которым в порядке помилования лишение свободы заменено более мягким видом наказания.

Днем постановки осужденного на учет инспекции считается день регистрации копии приговора (постановления, определения) суда, при этом уголовно-исполнительная инспекция регистрирует соответствующий приговор (постановление, определение) суда в день его поступления в журнале входящих документов и одновременно делается отметка в пронумерованном, прошнурованном и опечатанном журнале учета осужденных. В день регистрации копии приговора (определения, постановления) суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется по видам наказания учетная карточка. Номера личного дела, учетной карточки должны соответствовать номеру, под которым осужденный зарегистрирован в журнале учета осужденных. Следует отметить, что на каждые категории осужденных в инспекциях ведутся отдельные журналы учета. Затем, в день регистрации копии приговора (постановления, определения) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (постановление, определение) извещение о принятии его к исполнению.

В ходе проведения прокурорской проверки в целях установления полноты и своевременности постановки осужденных на учет прокурору необходимо провести сверку сведений из суда с записями в журналах учета и личных дел осужденных.

Прокурор анализирует и сопоставляет материалы личных дел осужденных со сведениями, содержащимися в учетных карточках, регистрационных листах. Кроме того, прокурору необходимо обратить внимание на тот факт, что при назначении осужденному дополнительного вида наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении него инспекция заводит два личных дела — на основной и дополнительный виды наказаний, каждое из таких дел должно содержать одинаковый набор материалов. Так например, самым распространённым преступлением, за которое назначается дополнительное наказание является преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ [5], за которое, как правило назначается наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортных средств на определённый срок, в связи с чем, проводя выборочную проверку личных дел прокурору стоит обратить особое внимание на осужденных по данной статье уголовного кодекса.

Основаниями освобождения от отбывания наказания осужденного являются:

отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;

отмена приговора суда с прекращением дела производством;

условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;

замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

помилование или амнистия;

тяжелая болезнь или инвалидность;

иные основания, предусмотренные законом.

В ходе проведения проверки законности прекращения отбывания наказания и снятия осужденного с учета прокурору следует учитывать, что дату и основания снятия с учета должностные лица инспекции обязаны занести в журнал учета, учетную карточку и личное дело осужденного.

Также стоит проверить наличие рапорта сотрудника инспекции, утвержденного начальником инспекции о снятии осужденного с учета, наличие направленного уведомления в суд, вынесший приговор об исполнении наказания, направлено ли сообщение в территориальный орган Федеральной миграционной службы о снятии с учета осужденного, направляются ли ежемесячно списки снятых с учета несовершеннолетних в подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.

Таким образом, можно сделать вывод, что постановка на учет и снятие осужденных с учета предполагает проведение большого спектра действий с конкретными сроками исполнения, нарушение порядка и сроков постановки и снятия с учета является чуть ли не самыми распространенными нарушениями, выявляемыми прокурорами в ходе прокурорских проверок в администрациях уголовно-исполнительных инспекциях УФСИН РФ.

Литература:

  1. Статистические сведения УФСИН РФ, краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. Доступ: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ от 09.11.2018.
  2. «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. 23.09.2015). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106055/ от 09.11.2018.
  3. Приказ № 6 от 16.01.2014 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162690/ от 09.11.2018.
  4. Приказ Минюста России от 20.05.2009 N 142 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» Доступ: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minyusta-Rossii-ot-20.05.2009-N-142/ от 09.11.2018.
  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ от 09.11.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, прокурорский надзор, учет, дело, исполнение наказаний, осужденный, отбывание наказания, регистрация копии приговора, РФ, суд, учетная карточка.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Особенности организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании

Ведомственный и государственный контроль за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Деятельность кадровой службы по исполнению законодательства при декларировании доходов руководителей образовательных организаций

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Особенности организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании

Ведомственный и государственный контроль за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Деятельность кадровой службы по исполнению законодательства при декларировании доходов руководителей образовательных организаций

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Задать вопрос